У Соломона было мудрое начало. Но последние дни были наполнены безумием. Возможно, его голова работала так же хорошо, как и раньше. Но вот сердце, сердце уклонилось к иным богам, богам многочисленных чужестранных жен и наложниц.
”Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу” (3 Царств 11:4).
Беда пришла изнутри, отступление созрело в сердце. И мудрость не спасла.
Тот самый Соломон, который построил храм Господу, “стал служить Астарте… и Милхому… построил капище Хамосу… и Молоху…”.
Интересно, что хронист сравнивает Соломона с Давидом и отмечает: “сердце не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его” (11:4), “не вполне последовал Господу, как Давид, отец его” (11:6).
Не кажется ли нам это сравнение странным? Ведь Давид грешил не меньше, убивал налево и направо, забирал чужих жен. Но дело не в этом. Его сердце, как оказывается, было предано Господу и следовало за Ним. Поэтому он пел псалмы, а не писал притчи. Поэтому он каялся, а не учил других.
Известный реформатский богослов Джеймс Смит в своей последней книге “Ты – то, что ты любишь” (“You are what you love”), оспаривает декартову мысль, согласно которой Я сводится к мысли, будто человек – банк или банка идей.
Напротив, “Быть человеком означает желать царства – некоего царства… Мои желания определяют меня”.
Это значит, что главные процессы разворачиваются не в голове, а в сердце.
Сердце Соломона уклонилось. Он хотел и искал царства, в котором будет еще больше золота и еще больше жен. Он позволил своим желаниям увести его далеко от Бога, к ложным богам и храмам.
К чему склоняется наше сердце? Как мы представляем желаемое “царство”? Что мы любим на самом деле?
Михаил Черенков / cherenkoff.blogspot.com
Последнее: 26.07. Спасибо!