Почему я не занимаюсь взаимным обливанием грязью с деструктивными критиками

Почему я не занимаюсь взаимным обливанием грязью с деструктивными критиками

Конструктивная критика даёт жизнь и спасает жизни, и у каждого из нас должны быть уши, чтобы слышать правдивые слова исправления, увещевания, порицания и упрёка.

Как сказал псалмопевец: «Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей...» (Псалтирь 140:5).

Но деструктивная критика убивает. Она разрушает, не созидая.

Она лишенная любви и недобрая. Она использует неравные веса и меры, оцеживая комара и проглатывая верблюда. Она самодовольная, подлая и ей недостает искупительного сердца.

И вместе с тем, если деструктивный критик хочет сказать мне что-то правдивое, даже если это говорится мне во вред или с ненавистью, я хочу это услышать.

Но я не собираюсь вступать в полемику с деструктивными критиками или тратить своё время на опровержение их утверждений или ответы на их вызовы. Поступить так означало бы обесчестить Господа и оказать медвежью услугу Телу.

Более подробную информацию об этом мы получаем из книги пророка Неемии.

Неемия был евреем-изгнанником, жившим в Персии, который вернулся в Иудею, чтобы восстановить Иерусалим, лежавший в руинах. Но враги его народа были недовольны прогрессом, которого он добивался. Поэтому они пригласили его на личную встречу за пределами города, чтобы причинить ему вред.

В ответ он послал к ним гонцов со словами: «Но я послал к ним послов сказать: я занят большим делом, не могу сойти; дело остановилось бы, если бы я оставил его и сошёл к вам» (Неемия 6:3).

Чтобы их было нелегко удержать, они послали ему одно и то же сообщение ещё четыре раза, и каждый раз он давал им один и тот же ответ (Неемия 6:4).

Перефразирую: «Я занят очень важной работой по восстановлению нашей священной столицы, и это является моим высшим приоритетом. Почему я должен пренебрегать этой работой ради встречи с вами, тем более что ничего хорошего из этого не выйдет? В лучшем случае, эта встреча отвлечёт меня от моей миссии и станет пустой тратой времени. В худшем случае, это может стоить мне жизни».

И обратите внимание на дважды повторённое слово в 3-м стихе — «сойти»: «я занят большим делом, не могу сойти; дело остановилось бы, если бы я оставил его и сошёл к вам».

Неемии пришлось опуститься — в буквальном смысле — чтобы встретиться со своими критиками, поскольку для этого ему пришлось спуститься со стен, над которыми он работал, а также покинуть Иерусалим, что, по мнению израильтян, означало «опуститься» как физически, так и духовно.

С какой целью?

Урок, который мы извлекаем из этого, — особенно те из нас, кто занимает руководящие посты, — прост: нам нужно расставлять приоритеты в работе, к которой Бог призвал нас, и не отвлекаться на наших критиков и оппонентов. Как объяснил доктор Мартин Лютер Кинг-младший в своём письме из Бирмингемской тюрьмы:

«Я редко останавливаюсь, чтобы ответить на критику моей работы и идей. Если бы я стремился отвечать на все критические замечания, которые поступают ко мне на стол, у моих секретарей в течение дня было бы мало времени на что-либо, кроме такой переписки, а у меня не было бы времени на конструктивную работу».

В том же духе, но со свойственным ему пафосом, немецкий евангелист Рейнхард Боннке, который проповедовал Евангелие десяткам миллионов африканцев, объяснил, почему у него не нашлось времени ответить своим критикам: «Я не собираюсь вставать с комбайна, чтобы поймать мышь». Он также сказал: «Мой ответ критикам — это мой следующий евангелизационный крусейд». Все ясно!

Обратите также внимание на настойчивость оппонентов Неемии, которая так типична для упорных гиперкритиков. Они не восприняли «нет», как ответ — ни разу и даже не 5 раз, в конце концов отправив ему письмо, содержащее опасные клеветнические обвинения (Неемия 6:5-7).

Глупо воображать, что людей с такими злыми намерениями можно переубедить или склонить на свою сторону. Лучше всего молиться за них, игнорировать их нападки и сосредоточиться на работе, которую Бог поручил вам выполнять.

Общение с деструктивными критиками похоже на это, оно сродни погружению в чёрную дыру. Конца этому не видно, и ничто из того, что вы делаете, не удовлетворит их, разве что вы полностью откажетесь от своих собственных убеждений и присоединитесь к их делу. Не обманывайтесь. На самом деле, один ваш ответ может спровоцировать десять новых нападок на вас. И что потом?

Я часто наивно полагал, что смогу переубедить людей, которые считали меня исчадием ада, полагая, что с помощью логики и терпения смогу изменить их взгляды. Это было бы возможно, если бы не тот факт, что некоторые не верят ни единому моему слову, в то время как для других их идеологическая/теологическая система настолько укоренилась, что они не могут допустить мысли о том, что даже в одной детали их системы есть изъян.

Зачем же тогда отнимать драгоценное время от преданности Богу и служения людям ради того, чтобы вступать в бесплодные споры?

Гораздо лучше придерживаться высоких моральных принципов, не ввязываться во взаимное поливание грязью и отказываться подчиняться мышлению и методологии враждебно настроенных критиков. Мы должны придерживаться высоких моральных принципов, чтобы нас не запятнали.

Деструктивные критики часто бывают незрелыми, прибегая к обзывательствам и оскорблениям. Когда вы начинаете играть в их игру, вы тоже пачкаетесь.

Известно, что деструктивные критики также используют репутацию людей, на которых они нападают, используя их имена в качестве приманки. Привлекая их, вы расширяете их возможности, даёте им более широкую платформу и даже ощущение значимости.

Также полезно спросить себя, почему вы чувствуете необходимость отвечать на эту критику. Это делается для блага Тела или из-за гордости?

Если первое, то, возможно, конструктивное учение по соответствующему предмету было бы лучше. Если второе, то распните свою гордость! (Когда дело доходит до противостояния ереси и еретикам, давайте во что бы то ни стало делать это с ясностью и смелостью, но даже в такой ситуации давайте делать это по-христиански.) 

К счастью, не все критики настроены деструктивно, и некоторые из них, имеющие честные вопросы и опасения, более чем счастливы услышать правду.

Именно такие критики привлекли внимание доктора Кинга, и именно в ответ им он написал своё письмо, в котором говорилось:

«Но поскольку я чувствую, что вы люди искренней доброй воли и что ваша критика высказана искренне, я хочу попытаться ответить на ваши заявления, как я надеюсь, терпеливо и разумно».

Что сделало ответ Кинга таким хорошим, так это то, что вместо того, чтобы просто защищаться от неправильных представлений и лжи, он привёл убедительные доводы в свою пользу, тем самым опровергнув ошибки критиков.

Нам всем от этого стало только лучше.

Итак, как христианские лидеры, имеющие миссию и поручение, посвятите себя работе, к которой призвал вас Бог, оставаясь на этой стене и отказываясь быть втянутым в ненужные споры и раздоры.

Вы нужны на своём посту, и Господь ожидает, что вы будете там.

И если вы столкнётесь с критиками, задающими искренние вопросы, с цивилизованными людьми, которые не связаны с голословными обвинениями и нападками, сделайте все возможное, чтобы дать им убедительные ответы.

Они могут стать одними из ваших самых преданных коллег и друзей.

Автор — Майкл Браун / thelineoffire.org
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!