Одной из главных целей большинства заповедей Синайского завета и, прежде всего, ритуальных заповедей, было отделение Божьего народа от огромного моря языческих народов. И не из-за того, что эти народы были неевреями, как сейчас пытаются показать некоторые иудейские ортодоксы, а из-за того, что они все, за единичным исключением, были идолопоклонниками. Израиль должен был быть сохранён как народ, отделённый от этого идолопоклоннического моря, как Божий островок, на который придёт Мессия. Но Израиль был сохранён не только для этого. Ему была предопределена вечная судьба. И всё, что Бог обещал Своему народу, Он полностью исполнит и совершит.
Мы живём во время нового завета, когда ритуальная часть закона Моисея отменена. И у ряда верующих возникает вопрос: «Ритуальные заповеди — это нечто страшное, что запрещено исполнять?» Нет! Свобода от ритуального закона, именно как от закона заповедей, не исключала и не исключает также свободного применения тех или иных из этих заповедей. Но зачем вообще могут быть исполняемы какие-то из ритуальных заповедей? Вот четыре основные причины или цели для этого.
1. Для личной самодисциплины, чтобы смирить душу и ограничить плоть.
Люди могут выбрать, например, определённые ограничения в еде. Сейчас много вегетарианцев и веганов, которые даже молока не пьют, то есть употребляют в пищу только растительное. В то же время сейчас много людей придерживаются условного кашрута, по разным причинам считая, что им это полезно. И некоторые верующие на ограниченное или неограниченное время определяют для себя некоторые кашрутные ограничения. Они молились, они пришли к такому выводу — мы благословляем.
2. Как особая форма еврейского поклонения и прославления Бога.
По своей сути не просто еврейского, а библейского, потому что какие-то особые формы поклонения Богу, прославления Бога в Библии, если речь идёт о связанных с какими-то ритуальными моментами, они только еврейские. Это касается и Танаха, и Нового Завета. В Библии нет других примеров, других форм, каких-то специфических направлений прославления и поклонения Богу, кроме еврейских. Те христианские формы, которых очень много, возникли позже.
3. В качестве свидетельства еврейскому народу.
Это, возможно, одна из самых распространённых причин (я говорю о правильных причинах). Особенно, если направление этого свидетельства — к ортодоксальным или даже консервативным иудеям.
4. Выражение солидарности с еврейским народом и выражение солидарности с Израилем как государством евреев на обетованной земле.
Подтверждение третьему пункту мы можем найти в 9 главе 1 Послания к Коринфянам:
«Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Коринфянам 9:19-23).
Характерный пример третьего пункта — это обрезание Тимофея самим апостолом Павлом. Не в Иудее, не в Галилее, а в диаспоре, ради живущих там, в той местности, евреев. К этой причине, а также частично к первой, относится обет назорейства апостола Павла. В Деяниях Апостолов мы читаем о том, как он брал обет назорейства, и затем по окончании этого временного обета сбрил волосы.
Ярчайшей формой выражения второго пункта являются еврейские библейские праздники, начиная с Шабата. И мы все знаем, что единственными праздниками всех народов, всех общин в апостольский век были еврейские библейские праздники. Не было ни одного другого праздника. Конечно, они праздновали эти праздники свободно. Они уже не зависели от буквы ритуального закона. Но сами праздники были для них важны как особая форма приближения к Богу, особая форма выражения благодарности Богу, радости, поклонения, прославления, празднования своего спасения и единства в Иешуа. Эти еврейские библейские праздники были особенными и важными, но они уже не были законом.
И конечно же для многих мессианских евреев, и также для многих мессианских неевреев празднование этих праздников приближало их к окружающим евреям и давало им возможность свидетельствовать неверующим евреям об их едином Спасителе и Царе. Естественно они наполняли эти праздники мессианским содержанием, и все вместе могли наслаждаться Божьим присутствием.
Борис Грисенко, старший раввин КЕМО / kemokiev.org
Последнее: 01.01. Спасибо!
Дорогой брат использовал выражение «еврейские библейские праздники». У меня в связи с этим родилась такая мысль: есть праздники еврейские, есть праздники библейские, и есть праздники Господни.