Несколько лет назад я был пастором маленькой церкви и готовил новый курс по книге Левит для колледжа. Во время учёбы я заинтересовался еврейскими праздниками. Моим первым желанием как пастора было попросить церковь и потребовать от студентов отмечать праздники.
Одним из первых праздников, которые мы отмечали, был Праздник Кущей. Мы поклонялись Богу в современных водонепроницаемых палатках и возрастали в нашем понимании Божьей любви и обеспечения для Его народа. Я продолжаю требовать от своих студентов, проходящих курс по книге Левит, ставить палатки у пруда в кампусе нашего колледжа, и мы приглашаем церковь провести это время с нами и узнать о том, как Бог заботится о Своём народе, желает обитать среди них и даёт воду жизни всем, кто верит.
Что такое Праздник Кущей?
Праздник Кущей, которые евреи называют Суккот, впервые встречается в книге Пятикнижие (Левит 23:33–44; Числа 29:12–39; Второзаконие 16:13–17). Это последний из семи великих праздников, заповеданных там, и это один из трёх праздников (вместе с Песахом и Пятидесятницей), которые должны были посещать мужчины-евреи (Второзаконие 16:16–17).
Этот праздник начинается 15 числа седьмого месяца. Этот день должен был быть днём священного собрания, днём, в который нельзя было делать обычную работу. Праздник продолжался семь дней, в течение которых народ приносил регулярные жертвоприношения (Числа 29:13-16) и жил в кущах или шатрах. На восьмой день, который называется «Великий День», созывалось ещё одно священное собрание, во время которого народ приносил последнее жертвоприношение и торжественно пребывал в покое (Числа 29:35-38).
Ко времени Нового Завета евреи разработали дополнительные ритуалы, которые можно найти в Талмуде (трактат Сукка). Это дополнение включает в себя большее использование огней и пение «Египетского халлеля» (Псалмы 112-117) и «Псалмов восхождения» (Псалмы 119-134). Завершается праздник тщательно продуманной церемонией излияния воды, основанной на нескольких пророческих отрывках о воде жизни (см. Исаия 12:2–3; Иезекииль 47:1–2; Захария 14:16–19).
Почему этот праздник важен?
Для еврейского народа значение праздника можно увидеть в трёх его компонентах: во времени, в кущах и в жертвоприношении.
1. Время
Праздник совпадал с завершением сельскохозяйственного сбора урожая в этом году. Народ должен был праздновать Божие благословение на семь основных сельхозкультур Израиля: виноград, инжир, гранаты, оливки, мёд, пшеницу и ячмень (Второзаконие 8:8). Основная церемония, продолжавшаяся в течение семи дней, напоминает о неделе творения и наполнена празднованием и отдыхом. Благодарение в течение недели также предшествовало сезону дождей в надежде, что Бог обновит землю и снова даст обильный урожай в наступающем году.
2. Кущи
Кущи (или шатры) представляли собой созданные человеком временные жилища, которые напоминали народу о его 40-летнем пребывании в пустыне — времени, когда Бог давал пищу, воду и защиту, как от врагов, так и от природных стихий. Пребывание во временных строениях вызывало благодарность за то, что сделал Бог, приведя их в их постоянные дома в Земле Обетованной.
3. Жертвы
Бог требовал от людей приносить дорогостоящие жертвы из их урожая. Это было частью настоящего празднования благодарности Богу в течение восьми дней. Тот факт, что еврейский народ в конечном итоге включил в празднование элементы света, воды и пения ключевых псалмов спасения, указывает на то, что они связывали прошлое Божье обеспечение в пустыне с Его обетованием будущего обеспечения в Земле Израиля. Эта тема обеспечения возобновляется после возвращения Израиля из вавилонского плена, когда народ праздновал Праздник Кущей под новым руководством в очень нестабильное время (Ездра 3:1–7; Неемия 8:13–18). Захария даже распространяет обетование Божьего обеспечения дождём и благословениями на язычников, которые придут в Иерусалим праздновать этот праздник (Захария 14:16-19).
Иисус обитает с нами и обеспечивает нас
В своём Евангелии Иоанн неоднократно обращается в образу кущей, чтобы показать нам, что Иисус пришёл, чтобы обитать с нами и обеспечивать нас.
Об этом прямо говорится в Иоанна 1:14. Иисус пришёл, чтобы обитать или «жить в кущах» среди нас (Иоанна 1:14; греч. ἐσκήνωσεν/эскиносэн — от σκηνόω/скиноо, что значит «обитать, раскидывать шатёр, располагаться лагерем» — прим. ред.). Затем в первых семи главах Евангелия от Иоанна слово «вода» встречается 22 раза вместе с многими намёками на воду в рассказах об Иоанне Крестителе и Иисусе, ходящем по морю. Чаще всего слово «вода» используется в Иоанна 4, где Иисус говорит с самарянкой о «живой воде», которую Он даёт настоящим поклонникам (Иоанна 4:10).
В 7 главе Евангелия от Иоанна Иисус тайно посещает Праздник Кущей и видит спор о Своей личности (Иоанна 7:10-13). К середине праздника Иисус открыто учит в Храме. Народ верит в Него, но религиозные лидеры отвергают и пытаются Его арестовать (Иоанна 7:31-32). В последний день праздника Иисус встаёт, возвышает голос и провозглашает, что Он является исполнением Праздника Кущей: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоанна 7:37-38).
Иоанн объясняет, что это провозглашение указывает на дар Святого Духа после вознесения Иисуса (Иоанна 7:39). После призыва людей пить Иисус провозглашает, что Он является исполнением ещё одной темы Евангелия от Иоанна и Праздника Кущей. Он — свет миру (Иоанна 8:12-58), дающий зрение слепым (Иоанна 9).
Иисус исполняет Праздник Кущей, и это имеет огромное значение для нас, потому что мы всё так же нуждаемся в Его присутствии и обеспечении! Хотя мы и обитаем в шатрах наших тленных земных тел, у нас есть постоянный дом на небесах, который ожидает нас впереди (2 Коринфянам 5:1). Мы получили обетование Святого Духа не скупо и не временно, но Он был «излит» как вечная, дающая жизнь вода (Иоиль 2:28–29; Деяния 2:17–18). Как Иисус заявил в «Великий День» Праздника Кущей, Он до сих пор даёт свет народам (Откровение 21:21-26) и призывает всех жаждущих прийти и взять «воду жизни даром» (Откровение 22:17). Через Христа мы можем входить в торжественный покой (Евреям 4:9-10), потому что Бог начал в нас Своё новое творение (2 Коринфянам 5:17).
Автор — Кевин Беррис / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Данная статья видится мне прекрасным блюдом, но в котором чего-то не хватает. Не хватает соли: не хватает пророческой перспективы. Все правильно, но имеет вектор в прошлое. А если и имеет иногда вектор в будущее (Зах. 14:16-19), то это будущее поверхностно и туманно. А Захария, между тем, в данном месте не «распространяет обетование Божьего обеспечения», а пророчествует, т.е. открывает Божью перспективу, Божий план как руководство к действию, нарушение которого влечет наказание даже для язычников (неверующих):
17 И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них.
(Зах.14:17)
Как пошутил один мессианский служитель, не пойдут, наверное, потому, что этот праздник «еврейский».
Немного выше раскрывается сущность этого праздника:
9 И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино.
(Зах.14:9)
Этот праздник символизирует Тысячелетнее царство и правление Царя Иешуа. А после тысячи лет, когда совершится последний суд над людьми, сатаной, смертью и адом, это праздник перейдет в вечность:
1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
4 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
(Откр.21:1-4)