Поколение зумеров отмечается растущим числом «нерелигиозных», то есть людей, которые заявляют, что они не претендуют на принадлежность к какой-либо вере. Потому внимательные христианские наблюдатели искренне надеются на два недавних значимых события.
Простое служение в часовне Университета Эсбери переросло в круглосуточное служение поклонения длительностью в две недели. Получившее определение «радикально скромного», это пробуждение продолжает распространяться на другие кампусы. Президент Эсбери сказал: «Мы не можем остановить то, что не мы начинали».
В то же время в кинотеатрах идёт фильм «Революция Иисуса», который рассказывает о духовном пробуждении, охватившем родителей, дедушек и бабушек современной молодёжи. Оно началось среди людей, вовлечённых в наркокультуру, в Южной Калифорнии в конце 1960-х годов, но вскоре превратилось в массовое молодёжное движение, которое можно было найти в разнообразных формах во всех странах, оказавшихся на стороне победителей во Второй мировой войне.
Может ли «излияние» в Эсбери быть началом подобного духовного пробуждения в этом поколении?
Почему Движение Иисуса было «Революцией»
Сегодня можно ближе познакомиться с Движением Иисуса, которое было 50 лет назад, благодаря популярному фильму, рассказывающему эту историю. Этот фильм, кассовые обороты от которого почти вдвое превысили прогнозируемые, рассказывает о первых годах (1968–1972) движения, влияние которого распространилось далеко за пределы этих лет. Я пришла к вере именно в это время, но признаюсь честно, я шла смотреть «Революцию Иисуса», частично ожидая, что уйду посреди фильма, если он будет дурацким. Всё закончилось тем, что благодаря этому фильму я вспомнила, каким вдохновляющим было то время и как сильно моё поколение жаждет увидеть подобную «революцию» снова.
Движение Иисуса началось на калифорнийских пляжах. Но оно быстро распространилось по кофейням и музыкальным клубам в таких обычных местах, как Чикаго и Баффало, и по группам по изучению Библии в общежитиях колледжей, слишком опрятных для хиппи.
Этот масштабный, неожиданный резонанс с древней историей Иисуса из Назарета возник на волне в равной степени надежды и страха. Это были дети людей, победивших Гитлера. Всё казалось возможным. Но на заднем плане маячили адская война во Вьетнаме, друзья, которых призывали в армию, и общая нестабильность Холодной войны и культурных потрясений конца 1960-х годов.
Ларри Эскридж, бывший профессор истории Уитонского колледжа, написал одну из первых книг о Движении Иисуса, пояснив, как это разочарованное поколение начало искренне задавать Большие Вопросы. Что на самом деле истинно? Как найти смысл жизни? Эта жизнь — всё, что есть?
Что было примечательно в этом пробуждении (и это видно в фильме), так это акцент на личном покаянии и необходимости откликнуться на Писание. Есть тысячи нерассказанных историй. Мой муж был молодым офицером в армии в Форт-Беннинге, штат Джорджия, в 1970 году. Столкнувшись с перспективой отправиться во Вьетнам, он прочитал Евангелие от Иоанна за один вечер под влиянием пилота вертолёта и решил следовать за Христом. Мой друг-стоматолог, предыдущие пять поколений в роду которого были степенными епископалами, был затронут Святым Духом, Который побудил его посвящать два дня в неделю лечению зубов бедным людям в восточной части Северной Каролины в течение следующих 40 лет. Почему? Потому что, как он говорит, Иисус сказал ему сделать это.
В страсти того времени было что-то прекрасное, что и запечатлено в фильме. На евангелизационной конференции Explo ’72 зал Cotton Bowl в Далласе заполнили около 100 тысяч ребят. Мы зажгли свечи и вместе с Андре Краучем спели «How can I say thanks?» (Как я могу отблагодарить?). Это поколение выросло в раздельных школах. Движение Иисуса было нашим первым знакомством с силой Евангелия по собиранию чёрных и белых людей в настоящее и действующее сообщество со всеми вытекающими последствиями. Было так много надежды.
Имели место и настоящие крайности. Избыток идеализма привёл многих к разочарованию, поскольку мы обнаружили, что жить в посвящении новообретённой вере (включая сложности христианского единства) труднее, чем петь об этом. Билл Брайт, основатель миссии Campus Crusade for Christ, взял на себя ответственность «завоевать мир для Христа к 1980 году». Сейчас это кажется постыдным преувеличением. Триумфализм того времени был скорее американским, чем христианским.
Бурный рост парацерковных служений, евангелизационных организаций в университетских городках и евангельских медиаорганизаций, несомненно, принёс реальные плоды во многих жизнях. Но время от времени ажиотаж вокруг этих инициатив затмевал более приземлённые реалии стабильного и последовательного ученичества в поместных церквах (большая часть которого не освещалась в журнале Time). Тех, кто приходил к вере, часто достигали за пределами поместных церквей, и они не спешили осознавать её центральное значение. Тем не менее, многие из сегодняшних верных пасторов и старейшин получили свой первый опыт ученичества именно через парацерковные служения, возникшие из Движения Иисуса. И за это мы благодарны.
Духовное пробуждение имеет неожиданные последствия
Никто не знает, что выйдет из «излияния» в Эсбери. Участники в этом и других кампусах говорят о глубоких переживаниях погружения в Божью любовь. Подлинные духовные пробуждения среди молодёжи могут проявляться среди молодёжи в формах, отличных от первоначальной.
Движение Иисуса распространилось в Соединённом Королевстве во всех формах: от кофеен до англиканского формата «высокой церкви» с Джоном Скоттом в качестве святого покровителя. Альфа-курс по основам христианства разошёлся по всему миру. Молодёжь в Норвегии по ночам заполняла пустующие лютеранские церкви, зажигала свечи и пела. Группа христианских байкеров попала в заголовки газет в Австралии. Урбана (Urbana), большая поствоенная конференция по набору в миссионеры для молодёжи, снова оживилась в это время. Многие семинарии и библейские колледжи пережили сильный наплыв студентов.
Философ Фрэнсис Шеффер основал Л'Абри (L’Abri — франц. «убежище»), где разочаровавшиеся студенты колледжа открывали для себя христианскую веру с логической и аргументированной точки зрения. Книги Шеффера были настолько популярны, что они вызвали первые торговые войны в христианских издательствах. Вместе с Гарольдом О. Дж. Брауном и К. Эвереттом Купом он основал многообещающее движение против абортов, которое сегодня действует в полную силу.
Первая Церковь Чака Смита — Часовня на Голгофе в Коста-Меса — была местом рождения одного из первых христианских музыкальных лейблов Maranatha Music. Как показывает новый фильм, Движение Иисуса распространялось через близкую молодёжи современную фолк-музыку и в то же время непреднамеренно породило индустрию «современной христианской музыки».
Отличия и параллели с сегодняшним днём
Тодд Хантер, ныне англиканский священник в Нэшвилле, когда-то был президентом служения Alpha USA и содружества церквей Vineyard USA. В одном интервью Хантер сказал мне, что, когда историки сделают обзор 20-го века, Движение Иисуса, скорее всего, запомнится как одно из пяти наиболее влиятельных религиозных событий.
Он считает, что на сегодняшний момент наибольшее отличие Движения Иисуса и излияния в Эсбери заключается в том, что первое представляло молодёжь, приходящую к вере через обращение, а второе больше связано с обновлением уже существующей веры. Действительно, нам ещё предстоит увидеть, распространится ли это излияние, которое в настоящее время происходит среди студентов-христиан, на нехристианские пространства. Надеюсь, что так и будет.
Содиректор фильма «Революция Иисуса» Джо Эрвин видит параллели между нынешним поколением зумеров и тем поколением, которое пережило пробуждение в конце 1960-х годов. И те, и другие духовно сознательны, имеют глубокое понимание того, что настоящее, а что нет. Он говорит, что сейчас молодёжь, как и молодёжь в 1960-х годах, чувствует собственный духовный вакуум.
Так же, как и в 1960-х годах, нависает угроза войны. Кипят социальные беспорядки. Последствия пандемии, межпартийная злоба и токсичная динамика цифровых технологий заставляют молодых людей хотеть большего. В основе лежит экзистенциальная тоска, пустота, которую нелегко удовлетворить. Это хорошо передаёт философия «ничто не важно» недавнего оскароносного фильма «Всё везде и сразу» (снятого парой кинорежиссеров-миллениалов). Организованная религия, возможно, является последним местом, где молодёжь ищет сейчас духовный смысл. Но как и для их предшественников в 60-х и 70-х годах, она всё ещё может оказаться тем местом, где они найдут его.
Время покажет, станет ли феномен Эсбери более масштабным духовным пробуждением в этом поколении. Мы можем надеяться и молиться о том, чтобы это произошло. Если в нашей жизни произойдёт ещё одна «революция», это будет нечто новое, созданное Богом именно так, как Ему угодно. Вероятно, оно распространится органически и примет непредвиденные формы. Его возглавят люди, чьих сердец глубоко коснулся Бог и чьи имена мало кому из нас известны. И это произойдёт в тех местах и в те сроки, которые никто из нас не может предугадать.
Автор — Паула Райнхарт / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!