В начале семидесятых годов Америку потряс Уотергейтский скандал. Одним из участников дела был Чак Колсон, который позже признал себя виновным и отбыл срок в федеральной тюрьме. Там Колсон пришёл к вере в Иисуса и обратился в евангельское христианство. В 1976 году Колсон опубликовал книгу «Рождённый свыше», в которой рассказывается о событиях, приведших его к обращению, и радикальном изменении его жизни. Книга мгновенно стала бестселлером, сделав Колсона одним из самых влиятельных евангельских лидеров своей эпохи.
Тогда же в 1976 году «тёмная лошадка» Демократической партии от Джорджии Джимми Картер выиграл праймериз, а затем с небольшим перевесом одержал победу на всеобщих выборах. Картер был едва известен на национальном уровне, поэтому его победа привлекала тем больше внимания. Во время своей предвыборной кампании Картер заявлял, что он является «рождённым свыше христианином». Большинство политических экспертов и средств массовой информации понятия не имели, что это значит.
По мере того, как эта фраза проникала в общественное сознание, многие американцы сочли рождённое свыше христианство новой христианской сектой. Однако исследования средств массовой информации и специалистов по общественному мнению показали, что фраза «рождённый свыше» просто использовалась обычными евангельскими христианами для описания сверхъестественной трансформации людей при их обращении в христианство.
Евангельское христианство, конечно, не было чем-то новым, но проникновение такого наименования в информационное пространство Америки подняло его авторитет. Растущая известность и влияние евангельских христиан побудили журнал Newsweek назвать 1976 их годом. В следующем году всемирно известный евангелист Билли Грэм опубликовал книгу «Как родиться свыше». Книга помогла укрепить доверие к фразе «рождение свыше» и, что более важно, объяснила, что подлинное библейское христианство является синонимом «христианства, рождённого свыше».
Современное или древнее?
Некоторые комментаторы утверждали, что акцентировать внимание на рождённом свыше христианстве стали только в современную эпоху. Они полагали, что евангельский акцент на рождении свыше отсутствовал на протяжении большей части истории церкви. Евангельские христиане ответили Священным Писанием.
Иисус сказал: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоанна 3:3). Опыт рождения свыше также известен как возрождение. Апостол Пётр утверждает, что этот опыт стал возможен благодаря делу Христа (1 Петра 1:3). Апостол Павел также связывает новое рождение со спасением и прощением грехов (Титу 3:4-7). Подобные стихи Писания вызывают важный вопрос: как могли критики утверждать, что рождённое свыше христианство было продуктом современной эпохи, когда концепция рождения свыше так ясно открыта в Библии?
Большинство критиков, конечно, согласятся с тем, что концепция рождения свыше действительно присутствует в Библии, но они также будут утверждать, что христиане предыдущих эпох имели другое понимание рождения свыше, чем современные евангельские верующие. Они утверждают, что на протяжении большей части церковной истории момент рождения свыше связывался с крещением младенцев. Напротив, евангельские христиане связывают рождение свыше с покаянием и личной верой во Христа. Они верят, что обращение ко Христу подтверждает факт рождения свыше.
Рождение свыше в истории Церкви
Это правда, что на протяжении большей части истории рождение свыше связывалось с крещением младенцев. Однако неверно, что все в ранней церкви разделяли это мнение.
Фактически, ряд влиятельных деятелей ранней церкви считали, что опыт рождения свыше был связан с покаянием, исповеданием и спасительной верой. Об этом говорят Послание Варнавы, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген и Иларий Пиктавийский (см. Грегг Эллисон, Историческое богословие, 649–67). Однако, по мере возрастания популярности крещения младенцев в третьем и четвёртом веках, жизненно-важной связи между возрождением и верой стали уделять существенно меньше внимания. Многие христиане в средние века полагали, что они уже испытали возрождение в младенчестве во время крещения. Поэтому проповедь о рождении свыше во взрослой жизни казалась излишней.
РЕФОРМАЦИЯ
Протестантская Реформация вновь обратила внимание на отдельных людей, верующих в Евангелие, а не просто на исполнение религиозных ритуалов. Немецкий эквивалент наименования «евангельские христиане» был придуман Мартином Лютером для описания протестантских церквей, которые призывали своих прихожан проявлять искреннюю веру в Евангелие (Благую весть).
Позднее евангельский акцент на рождении свыше проповедовал лютеранский богослов Иоганн Арндт. В начале 1600-х годов он написал «Истинное христианство», в котором большое внимание уделялось рождению свыше и благочестию. Книга широко распространялась по Европе более ста лет и оказала огромное влияние на многих будущих проповедников, включая Джона Уэсли и Джорджа Уайтфилда.
ВЕЛИКИЕ ПРОБУЖДЕНИЯ
В середине восемнадцатого века по Америке прокатилась серия мощных пробуждений, ведомых проповедями таких людей, как Джонатан Эдвардс и Джордж Уайтфилд. Их проповеди раскрывали смысл рождения свыше и призывали людей к покаянию. Эти пробуждения способствовали распространению американского евангельского христианства, ставшего влиятельной силой американского общества восемнадцатого и девятнадцатого веков.
Однако к концу девятнадцатого века среди его приверженцев – модернистов и фундаменталистов – возник раскол. Модернисты отрицали христианскую ортодоксальность и стремились заново изобрести христианство в контексте современной науки. Фундаменталисты же настаивали на жизненной важности христианской ортодоксальности и при этом заняли воинственную позицию по отношению к культуре в целом. К 1920-м годам эти два направления разошлись кардинально.
Рождение наименования
После раскола модернисты отказались от евангельского опыта возрождения, но многие фундаменталисты с удвоенной силой обратились к нему. Они начали называть себя «рождёнными свыше христианами». И, хотя до момента широкого распространения этого наименования прошло ещё несколько десятилетий, в некоторых консервативных протестантских кругах оно набирало силу уже в тридцатые и сороковые годы.
В 1950-х годах молодой евангелист Билл Брайт основал Campus Crusade for Christ, ставший самым влиятельным студенческим служением евангелизации в стране. Брайт принял наименование «рождённый свыше христианин», и к началу шестидесятых годов – все новообращенные в его служении.
Другой заметной частью евангельских христиан, принявших это наименование, стала молодёжь, обращавшаяся ко Христу в рамках движения «Jesus People movement» конца шестидесятых. Затем и Билли Грэм начал широко использовать понятие «рождение свыше». В начале своего служения в 1940-х годах Грэм использовал его время от времени, но с 1960-х годов – гораздо чаще. События шестидесятых годов сделали фразу «рождение свыше» знакомой почти каждому американскому христианину. А президентские выборы 1976 года привлекли внимание к ней практически каждого американца.
Заимствование наименования
Ещё одной интересной фразой, которая со временем вошла в лексикон, стала «рождённый свыше католик». Рождение свыше обычно считалось атрибутом евангельского протестантизма, но вскоре опыт рождения свыше зазвучал даже из уст католиков.
Однако при этом, по разным причинам, они хотели остаться в рамках католической традиции. Число самопровозглашённых «рождённых свыше католиков» оставалось скромным с 1960-х годов, но между 2004 и 2016 годами оно почти удвоилось (см. «Понимание роста числа рождённых свыше католиков в Соединенных Штатах» Сэмюэля Перри и Сайруса Шлейфера). Хотя может показаться, что истинно рождённый свыше человек может оставаться преданным членом Католической церкви, об этом есть серьёзные предостережения, которые следует учитывать.
Кроме того, к концу 1970-х годов фраза «рождение свыше» использовалась (и ею злоупотребляли) американцами для описания любого трансформационного опыта, даже напрямую не связанного со Христом и христианством. Эта фраза использовалась так часто, что, когда Боб Дилан описывал своё собственное обращение в евангельское христианство, он не хотел использовать слова «родиться свыше», потому что ими слишком «злоупотребляли» («Этап рождения свыше Джона Леннона»). Ярким примером этого стал Джон Леннон, назвавший себя «рождённым свыше язычником».
Тускнеющий символ, решающая доктрина
Кто же такой рождённый свыше христианин? Рождённые свыше христиане – это те, кто поверили в Евангелие – приняли Иисуса Христа как Спасителя и пережили сверхъестественное преображение, часто называемое возрождением. Они пережили обращение от духовной смерти к духовной жизни. Джон Уэсли описал этот опыт как «полное изменение сердца и жизни и их обращение от греха к святости» (цитата по Томасу С. Кидду, Кто такой евангельский христианин? 4).
Доктрина о новом рождении в наше время заняла центральное место в проповедях евангельских христиан и консервативных протестантов. Её акцент более чем просто смысловой. Она вдохновляет многих рассматривать рождение свыше как определяющее событие в их жизни и служении, что, в свою очередь, составляет глубинный смысл служения евангельского христианства в Америке в XXI веке.
Хотя за последние двадцать лет внимание к этому наименованию несколько снизилось, доктрина рождения свыше остаётся важнейшим элементом истории и наследия американского евангельского христианства. Новые названия будут появляться и исчезать, но доктрина – и, что более важно, опыт, если он подлинный – пребудет.
Автор — Кеннет Э. Ортис / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Прекрасный разбор. Но, автор, суть-то вы и упустили. «Кто же такой рождённый свыше христианин?» Рожденный свыше христианин — это духовный христианин (в отличие от душевных, т.е. не рожденных свыше), что означает рожденный от Духа Святого. Сомнения в отношении рожденных свыше католиков безосновательны, т.к. это несомненно подтвеждается ниличием дара говорения на иных языках, исцелений. Правда, и я сначала думал: ну, какой смысл для католиков в рождении свыше при нагромаждении все этих заблуждений в католичестве? Но затем узнал, что католики-харизматики учат, что следует обращаться непосредственно к Иешуа, молиться только Богу. Как видим, налицо духовная трансформация и духовные плоды.