В еврейской традиции праздник Шавуот (Праздник Седмиц) — это время дарования Торы на горе Синай.
Для христиан праздник Пятидесятница — это время дарования Святого Духа на горе Сион.
Конечно же, это один и тот же день, один по лунному календарю, второй — по солнечному. Понимание связи между этими двумя праздниками может быть источником большого вдохновения.
Шавуот буквально означает «семёрки» («седмицы»), потому что семь раз по семь равно 49; а название Пятидесятница происходит от числа 50. Оба эти названия связаны с окончанием счёта Омера, который начинается на Песах.
Дата дарования Торы, обозначенная в Исход 19:1 как «в третий месяц», не является точной, потому эта дата может быть точной, а может и нет.
В любом случае параллели бросаются в глаза. На горе Синай Тора была дарована в огне и молнии в присутствии Ангела Яхвэ, народ в буквальном смысле «видел голоса» Бога, точно так же, как ученики видели Святой Дух как языки пламени от Мессии Иешуа (Исход 19:18-19; 20:18; Деяния 2:1-4).
Существует даже раввинистическое предание о том, что, хотя Тора была дана на горе Синай на иврите, она содержала в себе 70 языков, представляющих народы мира (мидраш Шмот Раба 5:9). Ученики в Иерусалиме получили сверхъестественные языки с небес, которые были слышны на разных языках (по крайней мере, на 15 языках, перечисленных в Деяниях 2:5-11), также представляющих каждый народ мира.
Ещё одна еврейская традиция, связанная с приношением зерна, которое заповедано на Шавуот, — это не спать всю ночь, изучая книгу Руфь. Для нас эта история ясно указывает на Одного Нового Человека, привитие язычников к Божьей маслине, Израилю. В мировом масштабе это началось на Пятидесятницу.
Удивительно, но в наше время Шавуот был принят киббуцным движением как их «праздник» (первые киббуцники были совершенно антирелигиозными людьми). Теперь он стал национальным израильским праздником с парадами, празднованием «первых плодов» сельскохозяйственных продуктов, семейными застольями и народными танцами.
В библейском повествовании есть трёхэтапное развитие шехины (שכינה) — постоянного присутствия Божьей славы. Первый этап представлен на Синае. Столп облачный и огненный следовал с народом в разные места. Второй уровень — это Храм Соломона, который, как мы читаем, слава Божья наполнила при его освящении (4 Царств 8:10; 2 Паралипоменон 5:13; 7:1).
Третий этап — это излияние Духа на учеников на Шавуот-Пятидесятницу. Это также произошло в Иерусалиме. Там образом, три этапа таковы:
- Столп облачный и огненный в изгнании.
- Облака и огонь в Храме в Иерусалиме.
- Огонь Святого Духа в учениках в Иерусалиме.
Исходя из этого, Новый Завет развивает метафору о том, что мы как Тело Мессии являемся духовным храмом, построенным из живых камней (Ефесянам 2:21-22; 1 Петра 2:5).
Существует спор о том, произошло ли излияние Святого Духа в горнице или в самом Храме. Писание не даёт ясности по этому поводу. Ученики описываются как «постоянно» пребывающие в «горнице», в Деяниях 1:13-14, и в Храме, в Деяниях 2:46. В Деяниях 2:2 сказано, что они были в «доме» — οἶκος/икос, что может означать горницу, но еврейское слово, означающее дом, это בית/бэйт, что может значить и дом, и храм.
В любом случает горница на горе Сион и Храм на горе Мория были всего в нескольких сотнях метров друг от друга, потому нет особой разницы. Символические значения и горы Сион, и горы Мория были бы подходящими. Обитание Святого Духа переходит от столпа в пустыне в Храм Соломона, а затем в сердца учеников.
Конечно, есть ещё один этап, будущий этап, на котором Святой Дух будет излит на «всякую плоть», как обетовано в Деяниях 2:17. Как Павел «поспешал» быть в Иерусалиме на Шавуот-Пятидесятницу (Деяния 20:16), так же и мы каждый год посвящаем этот праздник молитве о поспешном, скором всемирном излиянии последнего времени.
Автор — Ашер Интрейтер / ritg.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!
Спасибо, очень калорийная статья. Заставил задуматься последний абзац: почему обетование из Деян. 2:17 описывается как будущий этап? Апостол Петр цитирует пророчество пророка Иоиля, которое во дни пророка имело характер будущего обетования. Но апостол Петр говорит об этом обетовании, как совершившемся (по крайней мере, частично). Выражение «всякую плоть», я думаю, надо понимать не строго буквально, а по-еврейски, т.е. на всякого уверовавшего, противопоставляя ветхозаветней эпохе. Хотя, конечно, описанное в стихах 19-21 имеет характер будущего и для нашего времени.