Смиренные люди не всегда таковы, какими они должны быть по нашему мнению. Они не всегда сдержанны, они не всегда сговорчивы и покорны, и они не всегда приятны — по крайней мере, таким образом, как мы, гордые люди, считаем, что эти качества должны выглядеть в смиренных людях.
Когда мы распознаём истинное смирение, мы действительно склонны считать его привлекательным, однако мы не всегда его распознаём. Иногда мы путаем смирение с гордостью и гордость со смирением. И, честно говоря, нам не всегда нравится быть рядом со смиренными людьми.
Смиренные люди не думают о себе высоко
Большинство из нас согласится, что смиренные люди не думают о себе высоко. Но часто мы представляем себе это как самоуничижение — смиренные люди низкого о себе мнения. И это правда. Глядя на Божью святость и свою грешность, они не думают о себе более, чем им стоит думать (Послание к Римлянам, 12:3). Их здравый, пропорциональный взгляд на свою собственную испорченность побуждает их считать других более важными, чем они сами (Послание к Филиппийцам, 2:3).
Но самоуничижение не является главной чертой смирения. Главная черта смиренных людей в том, что они не думают высоко о себе в том смысле, что они не поглощены собой. У них есть лучшие, более высокие и более славные вещи, которыми они могут быть поглощены.
Мы можем считать такую характеристику освежающей, поскольку скромные люди, видящие все вещи в том, как они связаны с Богом, ищут Божью славу и наслаждаются ею во всём, что Он сотворил (Послание к Римлянам, 1:20). Это позволяет им наиболее полно наслаждаться тем, что Бог сотворил — включая и нас. Когда мы с ними, они часто помогают нам делать то же самое. И не так уж много вещей приносят такое же чудесное освежение, как то, когда мы на некоторое время забываем о себе, потому что мы поглощены чем-то более славным.
Но мы также можем воспринимать эту черту как обличающую, потому что она раскрывает нам нашу зацикленность на нас самих. Мы настолько привыкли к тому, что люди (особенно мы сами) думают о себе и эгоистичны, что когда мы находимся среди людей, которые не ведут себя так, наша собственная гордость сильно выделяется в контрасте.
Смиренные люди предпочитают окна зеркалам
Не думать много о себе (во всех смыслах) означает, что смиренные люди предпочитают окна зеркалам. Желание видеть славу Божью во всём освобождает их от необходимости наблюдать за тем, как всё остальное отражается на них.
Желание видеть славу Божью во всём освобождает их от необходимости наблюдать за тем, как всё остальное отражается на них. Но это также значит, что они не озабочены тем, как другие воспринимают их. Так что они не заботятся о том, чтобы читать «правильные» книги, смотреть «правильные» фильмы, слушать «правильную» музыку, жить в «правильном» доме, иметь «правильную» работу, быть замеченными в компании с «правильными» людьми, и т.д. Это тип мышления зеркал. Но они смотрят на эти вещи как на окна, чтобы через них видеть Божью славу и наслаждаться ей.
Смиренные люди являются по-настоящему противоречащими культуре
Это делает смиренных людей по-настоящему противоречащими культуре. Культура, состоящая из заражённых гордостью людей, производит огромное давление для того, чтобы люди подстраивались под культурные ожидания. Даже многие из тех, кто изображает нонконформизм (неприятие культуры), на самом деле подстраиваются под субкультуру, пытаясь влиться в некоторую субкультурную группу.
На смиренных людей такое давление, побуждающее к конформизму, не оказывает обычного влияния. Их бывает сложно отнести к какой-то категории, потому что они часто не соответствуют никакой из культурных форм. Они склонны избегать использования модных стилей или интересов, или социальных сетей как средств создания личного имиджа. Их предпочтения относятся к другим вещам, но они рассматривают свои предпочтения как пути к тому, чтобы наслаждаться многогранной благостью Божьей, а не как способы улучшения собственного имиджа.
И именно это отсутствие озабоченности самим собой на самом деле противоречит культурам и субкультурам, среди которых живут эти смиренные люди. Этот недостаток собственной важности обычно не считается популярным у тех, кто определяет культурную популярность. Это делает смиренных люди странными.
Смиренные люди оскорбительны
Одна из вещей, которая может удивить нас в смиренных людях, и которую иногда можно ошибочно принять за гордость — они могут быть довольно оскорбительными. Смиренные люди, будучи бесхитростными, говорят всё так, как оно есть. И когда говорят всё так, как оно есть, это может жалить и даже звучать осуждающе.
Иисус мог делать замечания, которые попадали прямо в цель. Он называл религиозных лидеров «порождениями ехидниными» (Евангелие от Матфея, 12:34), и сыновьями дьявола (Евангелие от Иоанна, 8:44), и Он называл толпу и даже своих собственных учеников «родом неверным и развращённым» (Евангелие от Матфея, 17:17). Смиренный Павел публично обличал Петра (Послание к Галатам, 2:11-14) и говорил Галатам, что они были «несмысленными» (Послание к Галатам, 3:1). Это не были «приятные» слова. Смиренные люди не всегда говорят приятные вещи. Они говорят честные вещи, у которых могут быть острые края, и которые могут ранить. Из-за этого таких людей могут обвинять в гордости.
Но между оскорбительностью гордых и оскорбительностью смиренных есть качественная разница. Гордый оскорбляет для того, чтобы превознести или защитить себя, чтобы контролировать других или манипулировать ими. Смиренный оскорбляет для того, чтобы донести истину ради славы Божьей и ради блага других. Оскорбительность смиренных может быть непопулярной, но она всегда с любовью.
Царь Давид знал это, именно поэтому он написал: «Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей» (Псалом 140:5). Его сын Соломон также знал об этом и написал: «Друг искренен, даже если он ранит, а враг рассыпает поцелуи» (Притчи, 27:6, Перевод МБО). Смирение может ранить, а гордость может целовать. Вначале от поцелуев ощущения могут быть лучше, чем от ран. Но позднее раны способствуют здоровью, а поцелуи — разложению.
Ходите в смирении
Именно поэтому смиренные люди не всегда таковы, какими они должны быть по нашему мнению. Они несговорчивы, когда истину необходимо ценить выше гармонии во взаимоотношениях. Они непокорны, когда конформизм загрязняет славу Божью. И их компания может быть неприятной, даже нежелательной, когда их ранящие слова добрее, чем эгоистичная лесть или молчание.
Именно такими людьми Бог призывает нас быть, людьми, которые действуют справедливо, любят милосердие и смиренно ходят перед Ним (Михей, 6:8, Перевод МБО). Он хочет, чтобы мы были поглощены вещами, более славными, чем мы сами (Послание к Филиппийцам, 4:8), чтобы мы предпочитали окна зеркалам (Послание к Филиппийцам, 2:3), чтобы мы жили вопреки всякой культуре, в которой мы живём (Евреям, 11:13), и, когда этого требует любовь, и когда это принесёт благодать слушающим нас, были смиренно оскорбительны (Послание к Ефесянам, 4:29).
Чтобы быть смиренными людьми, необходимо много благодати. Но хорошая новость в том, что Бог силен обогатить вас всякою благодатью (2-е Послание к Коринфянам, 9:8), и Он предлагает это нам, если мы примем это (Послание Иакова, 4:6).
Автор — Джон Блум / By John Piper. © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org
Джон Блум является автором, членом совета и соучредителем веб-сайта Desiring God, он написал три книги , «Не видением» (2013), «Невидимые вещи» (2015), и «Не следуй за своим сердцем» (2015). Вместе со своей женой, Пэм, пятью дочерьми и одной озорной собакой он живёт в городах-близнецах (Миннеаполис и Сент-Пол).
Последнее: 26.07. Спасибо!
Да, слава Богу, что Бог дает благодать, она умножается в познании Христа. Необходимо отличать понятия чувство собственного достоинства и гордость, не путать. Важно почитать другого выше себя, как сказано в Библии. Христос сказал, кто хочет быть первым, стань последним. Но Он же не терял дрстоинство Сына Божьего( тактичность, вежливость была в нем, а не лесть). Достоинство- понимание себя как сына Божьего, Человека с внутринним Раем(Царство Божье- праведность, мир и радость в Духе Святом). А гордость — превозношение над ближним и унижение его как личности во всем.
У нас в Церкви один брат говорил как-то: есть смиренный человек, а есть смирённый. Смиренный — когда по добру принимает волю Бога, а «смирённый»- когда его обстоятельства принуждают, сам он бы не захотел, принять волю Бога( как в смирительной рубашке может только согласиться). :)