Обычно термином «симония» обозначают практику покупки/продажи духовного сана или церковных должностей, которая имела широкое распространение в Средние века. Сам термин был введен сторонниками Клюнийской реформы — мощного движения обновления Католической церкви (X-XI вв.), которые подвергли практику торговли церковными должностями глубокой критике. Но, несмотря на критику, эта практика существовала еще на протяжении пяти веков. Только после событий Реформации практика симонии в Католической церкви была официально осуждена и отвергнута как недолжная, после чего торговля церковными должностями прекратилась.
Происхождение термина восходит к сюжету из книги Деяний апостолов и связано с именем Симона-волхва, который хотел за деньги получить апостольское служение и власть дарования Святого Духа (Деян.8:18–23). И, хотя исторически название «симония» закрепилось именно за практикой покупки и продажи церковных должностей, история из книги Деяний показывает, что суть вопроса этим не исчерпывается. Посмотрим более внимательно, о чем говорит этот отрывок:
«Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян.8:18–20).
В этом отрывке есть два связанных между собой ключевых понятия: власть и дар Божий. Власть совершать те или иные духовные действия связана с определенным даром, который человек получает от Бога. В исторических церквях считается, что этот дар (и соответствующая ему власть) передаются через институт апостольского преемства, потому и понятие симонии было связано именно с покупкой/продажей соответствующих церковных должностей. Однако не стоит трактовать это понятие исключительно в таком узком смысле. Не все дары связаны с рукоположением (даже в понимании исторических церквей). А потому не всегда симония выражается непосредственно в торговле церковными должностями. После того, как в явном виде этот грех был искоренен, он не исчез совсем, просто приобрел более тонкие формы.
Симон-волхв стремился получить определенную духовную власть, заплатив за это соответствующую сумму. С этой точки зрения всякий раз, когда мы сталкиваемся с практикой «покупки» помазания, духовного влияния, власти и позиции в церковной общине, мы сталкиваемся с явлением симонии. Можно говорить, по меньшей мере, о следующих проявлениях симонии в современной церкви:
1. Манипуляция людьми во время призыва к пожертвованию: «Чтобы получить помазание (благословение), вы должны заплатить определенную цену».
2. «Покупка» влияния на пастора или других лидеров церковной общины.
3. «Покупка» или переманивание служителей из других церквей путем предложения им более выгодных условий служения/вознаграждения.
4. Использование церковной кафедры или положения в общине для продвижения коммерческих проектов.
1. Манипулирование при сборе пожертвований.
Довольно часто можно услышать, что «помазание имеет цену». Это действительно так: чтобы ходить в силе Святого Духа, побеждать грех, действовать в дарах, быть Его свидетелем в этом мире — нам нужно «заплатить цену». Здесь проявляется парадоксальность нашего хождения с Богом: с одной стороны, Бог все дает даром, по благодати. Но с другой — нам нужно «приложить все старание», чтобы дарованное Богом могло в полной мере проявиться в нашей жизни (2 Пет.1:3–5). Бог ожидает от нас не пассивности и расслабленности, а активного взаимодействия, сотрудничества с Ним. Павел описывает это так: я тружусь, прилагая все силы, но в результате во мне действует не моя, а Его сила и власть (см. Кол.1:29).
Но речь идет о цене, которую мы платим в молитве и посте, изучая Слово и стараясь исполнить его в своей жизни. Речь идет о борьбе с искушениями и терпеливом перенесении страданий, усилии, которое требуется для прощения обидчиков и готовности служить тогда, когда совсем нет сил. В том числе, это может включать и материальную жертву — добровольную, когда мы своими финансами или имуществом служим нуждам народа Божьего или жертвуем на служение Евангелия, или вынужденную, когда мы терпим лишения по причине гонений или просто потому, что не захотели поступиться принципами ради получения выгоды (Евр.10:32–34).
Но все это не имеет ничего общего с призывом к «специальному пожертвованию», благодаря которому можно получить особое благословение БЕЗ всего того, что перечислено выше. Такой призыв заменяет библейский принцип жертвы попыткой «получить дар Божий за деньги», иначе говоря, мы имеем дело со все той же практикой симонии, просто в несколько завуалированной форме.
2. «Покупка влияния».
Как ни странно, до сих пор можно встретить примеры попыток беззастенчивого прямого подкупа служителей с целью получить влияние в церковной общине. Такие случаи легко распознать и, как правило, они редко удаются. Однако чаще можно столкнуться с более утонченными формами, которые не так легко выявить и им сложнее противостать. Что плохого в том, что кто-то хочет персонально поддержать того или иного служителя? Восполнить конкретную нужду? Оплатить отдых? Или, в конце концов, сделать подарок ко дню рождения? Чаще всего речь идет о вполне искренних людях, которые действительно хотят поддержать пастыря в его служении. Но даже в этих случаях есть риск развития «особых отношений» между лидером и человеком, оказавшим такую помощь, при которых взгляд лидера и его действия начинают сильно зависеть от мнения спонсора (даже если тот сознательно к этому и не стремится). Не говоря уже о том, что есть люди, которые вполне осознанно хотят использовать материальные блага для последующего влияния на служителей.
Никто из нас не должен думать, что уже достаточно духовен, чтобы отличить искреннего человека от лукавого. Из тех служителей, кто угодил в эту ловушку, ни один не стремился в нее попасть. Обольщение приходит незаметно.
В Писании есть несколько указаний на то, как мы можем избежать этой опасности. Прежде всего, пожертвования в Библии всегда обезличены. Во времена храмового служения они приносились в храмовую сокровищницу. Тем самым было не очень понятно, какую именно сумму жертвует человек. Конечно, можно было специально понаблюдать за этим, как это сделал Иисус в известном эпизоде про жертву бедной вдовы (Лк.21:1–4). Но нормой, все же, было скрытое даяние. Господь говорит об этом в Нагорной проповеди (Мтф.6:1–4), где Он также обличает тех, кто стремился, чтобы об их благодеянии/жертве было известно и другим. Фактически, Иисус утверждает, что если ты сообщаешь о своем даянии другим людям, Бог не принимает твою жертву!
Порядок, принятый в Ранней церкви, тоже следовал этому образцу. Деньги полагались «к ногам апостолов», затем эта функция была передана семерым дьяконам, выбранным общиной для руководства материальным служением. Принятые в наших церквях конверты для пожертвований также поддерживают этот принцип. И совсем непонятно, почему в некоторых общинах принято писать на этих конвертах имя даятеля — раскрывая тайну пожертвования, мы срываем покров с таинства, которое происходит между человеком и Богом, и рискуем лишить человека благословения, которое приходит на жертву, совершённую в тайне (Мтф.6:4).
Если же человек стремится к тому, чтобы о его даянии непременно узнал служитель, это уже должно настораживать. Возможно, человек делает это по неопытности и тогда достаточно будет разъяснения, как именно следует делать пожертвования. Но есть вероятность, что человек сознательно стремится манипулировать лидером. И потому в таких случаях нужно быть особо внимательным и осторожным. Избежать этой опасности поможет второй принцип.
Анонимность пожертвований — требование не только к даятелю, но и к принимающим пожертвования. В Ветхом Завете мы видим, как для подсчета пожертвований создается специальная комиссия (4 Цар.12:1–11). Практика «полагания денег к ногам апостолов», как и последующие выборы дьяконов также исключали передачу денег наедине и/или из рук в руки. Павел, принимая пожертвования на свое служение или как помощь для христиан в Иерусалиме, также делал это через посредников и при свидетелях: 2 Кор.8:18–23; Фил.4:10–19 и др. Тот же подход взят за основу в документе «Этические нормы и рекомендации священнослужителям в области финансов», где прямо указано, что человека, желающего совершить пожертвование, следует направлять в бухгалтерию.
Подведем итог. На основании Писания мы видим, что библейским подходом к пожертвованиям является, во-первых, анонимность пожертвования, во-вторых, посредничество при его принятии либо коллективное принятие/подсчет. С этой точки зрения нужно настаивать на том, чтобы все пожертвования делались во время служения в общем порядке как акт поклонения Богу, либо сдавались в бухгалтерию церкви с соответствующим оформлением, а подсчет и учет пожертвований должен производиться независимой комиссией. Пасторы церквей не должны принимать деньги лично, и особенно — один на один. В противном случае мы рискуем впасть в искушение и совершить грех симонии.
3. «Покупка служителей».
Покупка или переманивание ценных служителей, к сожалению, довольно распространенная практика. Принципиально нет ничего неверного в переходе из одной общины в другую, если это происходит в мире и благословении. Церковь есть единое Тело Христово, и дары, дарованные нам Духом, должны служить всему Телу. С этой точки зрения, переходы христиан между общинами не только возможны, но и являются нормальной частью здоровой жизни Тела Христова. Другой причиной смены церковной принадлежности являются переезды. В нашем динамичном мире христиане часто меняют место жительства, а вместе с этим — и принадлежность поместной общине. Но зачастую мы сталкиваемся с переходом ценных служителей, которым предложили более выгодные условия в более крупной общине. Речь не всегда идет непосредственно о материальной поддержке: зачастую это «возможность реализации», больший масштаб влияния, престиж и т.п. Что это, как не торговля помазанием?
Можно понять тех, кто совершает такой переход. Каждому из нас свойственно стремиться к наиболее полной реализации своих даров и талантов. Но разве Писание не учит нас не самореализации, а служению? Что означает труд не там, где приятно и интересно, а где нужнее!
В результате такой практики сильные и богатые общины становятся еще сильнее и богаче, в то время как бедные еще более беднеют. В то время как Новый Завет учит совершенно обратному.
«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» учит нас апостол Павел (Рим.15:1). Почему мы считаем, что этот принцип верен только для отношений между отдельными людьми? Разве не правильно распространить его и на общины? Что произошло бы с Церковью, если бы крупные общины помогали малочисленным? Например, направляли бы им в помощь музыкантов, которых в крупных церквях, как правило, избыток, а в маленьких — нехватка… Разве это не то же самое, о чем Павел пишет коринфянам: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка». (2 Кор.8:13–15). Еще более верным было бы материально поддерживать таких служителей, как миссионеров… Ведь «блаженнее давать, чем принимать» (Деян.20:35). Возможно, мы сегодня имели бы не единичные примеры сильных церквей, а растущее Тело Христово!
4. Нарушение святости церковной кафедры и священнического служения.
Последний по порядку, но не по значимости вариант современной симонии — это использование церковной кафедры для продвижения бизнес-проектов. Речь идет, конечно, не только о прямой рекламе во время богослужения. Слово пастыря или лидера имеет авторитет для членов церкви и вне богослужебной ситуации. А потому «личное мнение» и «мягкая рекомендация», не говоря уже об открытом предложении того или иного товара либо услуги со стороны священнослужителя, является дискредитацией его пастырской позиции. В документе «Этические нормы и рекомендации священнослужителям в области финансов» этому вопросу посвящен целый раздел, где подробно перечислены случаи недопустимого использования церковной кафедры или лидерской позиции.
Каждая профессия имеет свои ограничения. Человек, призванный к пасторству (пусть даже только в малой группе, не будучи освобожденным служителем), должен отказаться от возможности использовать свое положение и свое влияние на людей иначе, чем для душепопечения, наставления их в вере, помощи им в их следовании за Христом. Смешение служения и бизнеса неизбежно приводит к «торговле помазанием» — симонии. И тогда и к нему будут обращены слова Петра: «серебро твое да будет в погибель с тобою!» (Деян.8:20)
Не меньшее искушение — предоставление церковной кафедры или площадки в СМИ лжеслужителям, которые под видом проповеди Евангелия распространяют свои еретические учения. Нет ничего плохого в приглашении для общения на площадках, например, христианских СМИ интересных людей, которые пока не принадлежат Церкви. Возможно также проведение на базе церковных общин семинаров или конференций, в которых также могут принимать участие светские специалисты. Но, во-первых, такие люди и не заявляют себя христианами. А, во-вторых, должна всегда даваться христианская оценка тому, что говорят эти люди.
Но сегодня мы сталкиваемся с тем, что люди, позиционирующие себя как христиане, используют христианские СМИ и кафедры евангельских церквей для распространения идей, далеких от ортодоксального христианства. Как кажется, единственная причина, почему такое становится возможным — это значительные материальные вливания, которые осуществляют такие «служители». Фактически происходит прямая торговля церковной кафедрой — симония в самом явном виде! Таким случаям нужно давать самую жесткую оценку и отпор!
И последнее. Мы не призваны бороться с искушениями в одиночку. Один из лучших способов не попасть в ловушку — быть подотчетным другим служителям, которые имеют достаточно авторитета, чтобы корректировать нас и наши действия. Отсутствие готовности к такой подотчетности или отказ принимать коррекцию от тех, кому я решил быть подотчетным — первый признак духовного нездоровья. И не только в отношении финансов.
Константин Бендас
Источник — baznica.info
Последнее: 26.07. Спасибо!