Бывают времена, когда над некоторыми из детей Божьих духовная тьма сгущается так сильно и надолго, что обычное послушание, кажется, не приносит облегчения.
Мы неделями, месяцами и даже годами читали, молились и боролись с искушениями. Но теперь, возможно, мы задаемся вопросом – в чём же смысл? Зачем читать, когда мало что меняется? Зачем молиться, когда кажется, что Бог молчит? Зачем склоняться в уединении, когда, видимо, никто не видит и не заботится? Пасмурные дни длятся так долго – зачем жить так, будто небо вот-вот станет светлым?
Не всем из народа Божьего доставались тяжкие времена. Но тех, кто проходит чрез них или кому ещё предстоит, Бог не оставляет без друзей. Здесь, во тьме, пред нами идёт брат, и, хотя его день намного чернее нашего, его послушание – свет факела на нашем пути вперёд.
Его история произошла в Страстную пятницу, Мрачную пятницу, Траурную пятницу. Не на долго он позволил своей надежде воспарить, осмелившись поверить, что встретил в Иисусе Мессию. Но затем наступила пятница, и он увидел, как Его лицо посерело; он увидел, как его Господь безвольно повис на кресте. Однако он не сбежал. Он не отрёкся. И не впал в отчаяние.
Вместо этого Иосиф из Аримафеи “осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова” (Марка 15:43). Три гвоздя и копье угасили его солнце. Но и без путеводного света, Иосиф всё равно повиновался.
Неожиданное послушание Иосифа
В этом простом рассказе о погребении Иисуса нам открывается самое невероятное послушание.
Во-первых, Иосиф не был из числа двенадцати учеников, от которых мы могли бы ожидать такого поступка. До тех пор он, фактически, следовал за Иисусом “тайно” (Иоанна 19:38). Иосиф – “знаменитый член совета” (Марка 15:43), занимавший высокое положение, как ученик Христа хранил свою преданность от огласки. Однако в Страстную пятницу, когда преданность меньше всего могла принести ему пользу, он говорит открыто.
Во-вторых, погребение Иисуса стоило Иосифу весьма недёшево. На свои средства он купил льняные пелены и положил Иисуса в свою только что вырезанную, хотя и для других целей, гробницу (Марка 15:46; Матфея 27:57). По закону, обращение с мёртвым телом делало его нечистым. Но по-человечески, он не счёл унижением прикоснуться к крови и поту, преклонить своё тело перед другим, как если бы он был рабом или римским солдатом.
В-третьих, и это самое удивительное – Иосиф, практически бездыханный, как и тело, которое он нёс, имел с другими учениками все основания считать, что его надежду распяли. Нет причин подозревать, что он предвидел грядущее воскресение. Как и одиннадцать, скрывшихся в постылой комнате, он наверняка не ожидал, что камень сдвинется со своего места.
Без сомнений, поступок Иосифа был прекрасен. Но, судя по всему, совершён в безнадежности. Прекрасен, как умирающий от голода крестьянин, бережно сажающий семя, которое ему не суждено увидеть. Прекрасен, как последний оставшийся в живых солдат, идущий в бой в одиночку.
И всё же тогда у Иосифа, возможно, ещё оставалась одна сияющая звезда надежды. И у неё, наверняка, хватит огня, чтобы зажечь наши.
Последняя в небе звезда
В кромешной тьме появляется мерцание, слабое и далёкое. Иосиф, как говорит Лука, “ожидавший также Царствия Божия” (Луки 23:51), искал Царства в пятницу утром, непостижимым образом не оставив поисков и вечером, даже глядя на мертвого Царя на своих руках. Какой же свет сохранился в этом взгляде?
Возможно, Иосиф вспомнил, как отец Авраам верил с надеждою и сверх надежды (Римлянам 4:18). И, возможно, он, подобно Аврааму, отнёс принесённого в жертву Исаака в гробницу, полагая в глубине сердца, “что Бог силен и из мертвых воскресить” (Евреям 11:19).
Возможно, он вспомнил, как Бог озаряет чёрные утра, поднимая солнце, словно из гроба. Возможно, он задавался вопросом, не сможет ли тот, кто воскресил Лазаря, как-то поднять и себя. Возможно, у него тлела надежда, что Иисус всё ещё каким-то образом остаётся Христом и что Христос не может умереть навсегда. Возможно, как и фарисеи, Иосиф вспомнил, что Иисус сказал: “после трёх дней воскресну” (Матфея 27:63). Возможно, он и не забывал.
В любом случае, Иосиф сохранял остаток надежды даже после того, как Иисус ушёл. И поэтому он продолжал свой путь, тяжело ступая. Он бросил вызов отчаянию, бросил вызов своим чувствам, бросил вызов вероятностям и нёс Того, за которым следовал. Он шёл сквозь сгустившуюся тьму Страстной пятницы под тяжестью умирающей надежды мира. Он взял этого безжизненного Царя, бережно похоронил его и всё еще верил, что Его Царство придёт.
Есть ли у тебя такая надежда, которая поднимает тебя тёмным утром и сбрасывает прочь постылое одеяло? Научился ли ты искать Царство под светом последней на небе звезды? А если нет, сможешь ли ты пойти по следам Иосифа и найти силы для повиновения, даже когда надежда, кажется, умерла?
Мужество не отвести взгляд
Мы охотно допускаем, что такие переживания, как у Иосифа, прекращаются по эту сторону пустой гробницы. Живой Христос не допускает смерти нашей надежды! Но, Иосиф, без сомнения, находился на неизведанной земле. Никому из детей Божьих после него не приходилось бороться за веру и проявлять послушание в столь ужасных обстоятельствах. Никто из нас не держал мёртвого Господа на своих руках.
Конечно, мы должны помнить, что не застрахованы от чувств растерянности, своей бесполезности, потерянности или безнадежности даже когда наша Пасха уже совершилась. Иисус говорил о грядущих мрачных и холодных днях (Матфея 24:12). Петр писал о скорбях, а Павел – об отчаянных стенаниях (1 Петра 1:6; Римлянам 8:22–25). Временами сам великий апостол попадал в крайне стеснённые и трудные обстоятельства (2 Коринфянам 4:8). После Пасхи наша надежда царствует и живёт, но мы её ощущаем не всегда. И некоторые ночи кажутся слишком тёмными.
Нам бы хотелось идти всегда под ясным небом, дыша надеждой полной грудью, с явственной верой. И такие дни действительно становятся чудесным даром. Тогда искать Царства легко. Как и повиноваться его Царю.
Однако многих из нас ожидают дни, когда мы ощутим себя похожими на Иосифа, ищущего неведомое Царство. Наши чувства могут убеждать нас, что Царство навсегда мертво и заперто, какой казалась гробница Иисуса. Но, как напоминает нам история Иосифа, часто самое невероятное и трудное послушание приводит к наиболее сильному возрастанию Царства Божьего. Горчичное зерно медленно и незаметно прорастает, становясь большим деревом. Закваска бесшумно заквашивает всё тесто. И в полночь нашего послушания смертная тень ожидает, когда грудь вновь наполнится надеждой!
Итак, будьте мужественны вместе с Иосифом! Не прекращайте молиться, ждать, искать незримое Царство. Ободрите своё усталое сердце, как страж на стене, взывающий и жаждущий утра. Повинуйтесь своему Господу во мраке и знайте, что Он приведёт рассвет.
Автор — Скотт Хаббард / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!