Требуется время и мастерство Главного Гончара для создания сосуда, который по завершении будет достоин служить Ему.
Предположим, вам дали задание разобраться, какими характеристиками обладали те люди, которые пытались стать учениками Иисуса. Предположим, вас попросили оценить их репутацию, степень возможного доверия им и вынести свой вердикт.
Давайте рассмотрим нашего первого кандидата. Вот он только что вернулся с берега. У его рыбацкой лодки, вытащенной на галечный берег, протёртые сидения, залатанный парус и высокий руль, столь характерный для рыбацких лодок Галилеи. У него тяжёлые, огрубевшие и сильные руки. От него пахнет рыбой.
Его нельзя назвать утончённым, культурным или образованным. Шумный, неуклюжий, грубый и импульсивный, он не вызывает ощущения достойного кандидата в пастыри. Кроме того, возраст тоже против него, ему должно быть уже сорок.
Его идеи и представления будет очень трудно изменить. Он будет упрямым, будет всё делать по своему. Он грубый человек, и у него грубая жизнь. В случае провокации, он может начать ругаться, и его выражения могут быть крепкими.
Можете ли вы представить этого большого рыбака в качестве ученика Иисуса? Вы вряд ли остановите свой выбор на нём, не так ли? Так что лучше, если Симон вернётся к своим рыболовным сетям.
Наши следующие два кандидата — братья. Они — рыбаки, как и Симон Пётр. Они родились в той же деревне, в той же общине грубых и сильных мужчин, которые трудом собственных рук зарабатывают себе на жизнь. Но вы ведь не будете держать это против них, правда? Помните, Сам Господь был плотником. Нет причин стыдиться физического труда. Разве физический труд не будет давать проповеднику определённые преимущества? Разве это не будет прекрасной подготовкой к служению?
Вот эти двое мужчин смотрят на вас. Взгляд их твёрд, они привыкли смотреть вдаль. Они могут хорошо предсказывать погоду. Взглянув на небо и на озеро, они скажут вам, что назревает. Они знают признаки внезапных шквальных ветров, которые свистят по горным перевалам и с рёвом спускаются вниз, делая воды озера опасными.
Они управляют своей лодкой вместе, они очень успешны. Они ловят больше рыбы, чем другие, и продают по лучшей цене. Что, конечно, не увеличивает их популярности среди рыбаков. Их не назвать скромными. Они заработали себе прозвище «сыновья грома», поскольку всегда «грохочут» по какому-нибудь поводу.
У них мало терпения по отношению к тем, кто стоит у них на дороге, и они легко призовут огонь с небес, чтобы сжечь этих людей. Избавьтесь от возражающих! — таков их девиз.
Они амбициозны, и если правдивы истории, что рассказывали про них шёпотом, их воспитали с уверенностью в том, что если ты хочешь чего-то в жизни — хватай и держи крепко. Мать научила их тому, что для продвижения в мире надо давить. Они хотели бы сидеть на главных местах. И если бы они стали учениками Иисуса, то, разумеется, они захотели бы стать Его старшими офицерами — один по правую Его руку, а другой — по левую. И если бы мы послушали, что говорят о них другие, то решили бы однозначно: Иаков и Иоанн не годятся.
Ещё более неподходящие кандидаты
Давайте посмотрим на следующего кандидата. В его глазах иногда мелькает какой-то дикий блеск, хотя это не удивительно, поскольку он член «подполья». Он смахивает на фанатика, нетерпеливый и нервный. Его руки чешутся добраться до ненавистных флагов Рима, оскверняющих стены старого Иерусалима, и скинуть их наземь.
В нём закипает кровь, когда какой-нибудь лязгающий доспехами легионер вынуждает его уступить дорогу, встав в сточную канаву.
Он мечтает о дне, когда царство Израиля будет восстановлено. Его глаза загораются от мысли о Мессии, возглавляющем освободительную армию, которая загонит ненавистных римлян в море. И больше жизни он хочет быть частью этой славной военной компании, которая поднимется ради возвращения дней славы Давида и Соломона.
Но этот молодой человек может быть очень опасным. Брать его в ученики крайне рискованно, так что кандидатуру Иуды надо отклонить.
А что по поводу этого парня? Он тоже рыбак, но мы не будем это держать против него. Если ты не торговец, пастух или фермер, то тебе остаётся только рыбачить. В нём есть потенциал стать учеником. Он совсем не импульсивен, его не так-то легко обескуражить или сбить с толку. Он всегда требует доказательств и не верит просто на слово.
Правда, он способен замедлить работу любой группы, у него есть всего две скорости: очень медленно и полная остановка. Можете ли вы представить его в группе апостолов? Всегда призывающий не спешить и подумать.
Но ведь царство — это рискованное дело веры, а не сомнений, это вопрос восприятия, а не доказательств. Как же сможет Фома вписаться в это?
Если бы мы с вами были евреями, жившими в те времена, когда были избраны ученики, мы бы освистали следующего кандидата при самом его появлении, поскольку он продался армии оккупантов и собирает налоги для римского правительства. Подумайте, как могли относиться жители Норвегии или Франции, например, к тем, кто сотрудничал с оккупантами во время Второй Мировой войны, и вы получите примерное представление о чувствах к этому человеку.
Сборщики налогов в любом обществе часто относятся к наименее популярной группе. Так что этот человек — рэкетир, которого надо гнать взашей. Он нажил себе много врагов и богатства.
Его ум работает подобно калькулятору, только деньги и знаки богатства впечатляют его.
Можете ли вы представить, что другом Иисуса, плотника из Назарета, станет человек, сделавший деньги своим богом? Нет, кандидатура Матфея должна быть отклонена.
А что известно об этом человеке, Андрее? Я знаю, что он брат Петра, но не знаю ни одной серьёзной причины, по которой он подходит.
Есть ещё и другие: Варфоломей, Фаддей, Филип, другой Иаков и Симон из Ханаана. Ни одной причины, по которой мы должны бы были проголосовать за них, я не знаю.
Избранные Богом
Однако, именно этих мужчин Иисус выбрал в свои ученики. На ход человеческой истории они повлияли больше, чем любая другая дюжина людей, когда-либо живших. Они все были разные, но если бы выбирали мы с вами, то отвергли бы каждого из них. Но Марк сообщает нам в своём евангелии, что Иисус выбрал их, «чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мар.3:14,15).
Три года они были в очень тесном союзе с Ним. Они ходили с Ним и жили с Ним.
Они слышали все Его бесподобные притчи, все до одной проповеди. Они собственными глазами видели все Его удивительные чудеса. Они видели, как прозревали слепые, как хромые выкидывали свои костыли, как высохшие конечности становились прямыми и сильными, они даже видели, как мёртвые поднимались к жизни.
Но всё это их не изменило. Во время последней недели земного служения Иисуса, они ссорились меж собой, завидовали друг другу. Они не были смелыми: когда Иисуса арестовали, все разбежались. После Его смерти они рассеялись, ушли в подполье, собираясь за закрытыми дверями. У них было очень мало веры. Фома отказался верить, что Учитель воскрес из мёртвых, пока не получит доказательства. Он даже поставил условия, какими должны быть доказательства.
Конечно, эти три года оказали на них определённое влияние. В костре уже были дрова, но их ещё не подожгли. Семя было посеяно в землю, но ещё не проросло. Все необходимое для изменения в них было создано, но само изменение ещё не случилось.
Что же их изменило? Не распятие и даже не воскресение, но схождение Святого Духа на Пятидесятницу.
Они не могли измениться до тех пор, пока не наполнились Святым Духом. Только когда Святой Дух сошёл на них в силе, они изменились так, что трусость уступила место смелости, маловерие стало горящей верой и такой убеждённостью, что ничто не могло поколебать их. Зависть была поглощена братской любовью. Своекорыстие и эгоизм были уничтожены, дав место служению другим. Страх был изгнан, и они больше не боялись ни людей, ни угроз, ни опасности.
Изменённые Святым Духом
В этом и заключается наша надежда. Мы не видели Иисуса, как видели они, мы не слышали звука Его голоса. Мы никогда не видели, как солнечный свет танцует в Его волосах, мы не искали Его следов в песках Палестины.
Но у нас есть та же возможность быть изменёнными, потому что тот же Святой Дух доступен для нас и сегодня. Он был послан в мир, чтобы вести нас ко всякой истине, обличать нас в грехе, быть нашим Помощником, Советчиком, Проводником.
Сегодня многие говорят: «Вы не можете изменить человеческую природу». Это правда. Вы не можете изменить человеческую природу, но Бог может.
Мысль о том, что человеческая природа не может измениться является ересью наших дней. Человеческая природа должна быть изменена, если мы вообще хотим увидеть конец войнам и ситуациям, которые делают нашу жизнь трудной, а наши сердца больными.
Сила Иисуса Христа — единственная сила в этом мире, которая может изменить людей навсегда. Это единственная сила в мире, которая может дать нам правильные мотивы и желание делать то, что хочет от нас Бог. Ничто иное не может привести нас к тому, чтобы мы желали, прежде всего, царства Бога и Его праведности (Матф.6:33). Чтобы больше всего мы желали быть частью решения в вопросе мирового зла, а не частью самой проблемы.
Всё, что нам необходимо — это искреннее желание и готовность покаяться и исповедаться в наших ошибках, нашем упрямом эгоизме и быть готовыми лицом к лицу встретиться и разобраться с нашими грехами. Когда мы признаём наши грехи и просим Его прощения, мы начинаем видеть себя так, как Бог видит нас, и тогда начинают происходить чудеса. Прощение может принадлежать нам, и мы можем стать новыми людьми с этого момента.
Когда ты становишься новым человеком, появляется надежда для всех твоих проблем, какие бы они ни были. Появляется надежда уладить напряжённые отношения на работе, найти понимание и открыть новую любовь к мужу или жене. В твоём доме может появиться совсем другая атмосфера, другой дух, и новое счастье, которое, ты думал, ушло уже навсегда. У тебя появится надежда на новый смысл твоей жизни — новая причина для живой надежды.
Не сдавайся, надежда есть. Бог ещё не отказался от Своего мира. Бог не отказался от этой страны, Бог не отказался от тебя. Он всё ещё может сделать для тебя удивительные вещи. Бог способен, Бог готов и ждёт.
А что же мы с тобой? Мы же ведь, в конце концов, как куски глины. Мы не имеем в себе ни формы, ни красоты. Но нам не нужно отчаиваться. Если мы — глина, то давайте помнить, что есть Гончар и Его круг. Мы лишь должны стать податливыми, то есть готовыми и покорными Ему, и Он сделает всё остальное.
Он сделает нас согласно образу, который Он задумал для нас в Своей любви. И это будет хорошо — и для нашего собственного счастья и для Его славы.
Не отчаивайся. Если ты хочешь измениться, это возможно. Ты тоже можешь измениться к лучшему. Именно в этом заключена наша надежда и надежда всего мира. Мы тоже являемся учениками из глины. И мастерство Гончара всё ещё с нами.
Питер Маршал (1902—1949) служил пастором в исторической пресвитерианской церкви на улице Нью-Йорка в Вашингтоне и капелланом в сенате США.
Автор — Peter Marshall / charismamag.com
Перевод — ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!