Циники в руке живого Бога: как избавиться от привычки к цинизму

Циники в руке живого Бога: как избавиться от привычки к цинизму

Я борюсь с цинизмом. Сколько себя помню, я боролся со страхом, что неудача (моя собственная и других людей) скорее вероятна, а то и неизбежна.

Цинизм становится соблазном, когда окружающие меня христиане впадают в серьезные грехи. Я до сих пор помню, как узнал о Рави Захариасе. У меня свело желудок. Помню, я подумал: если Рави не смог устоять против стрел искусителя, то как я смогу?

По Божьей милости я не совершил ни одного дисквалифицирующего греха. Но подумал: как я могу быть уверен, что не сделаю что-то, что сделает меня непригодным в будущем? Я склонен к блужданию, Господи, я чувствую это всем своим нутром.

Прослушивание первых нескольких эпизодов «Взлета и падения Марс Хилл» (подкаст, в котором обсуждается популярность, а затем и скандал, связанный с церковью Mars Hill и Марком Дрисколлом – прим. пер.) не помогло справиться с искушением страха и цинизма в отношении того, что церковные лидеры (и я в том числе) сохранят чистоту в течение длительного времени служения. По мере того, как грустные истории о неудачах становились все печальнее, усиливался и мой циничный самоанализ. Больше всего на свете я хотел дойти до финиша христианской жизни. Но, глядя на бесчисленные неудачи других христианских лидеров и размышляя о блужданиях своего собственного сердца, я поддался искушению отчаяться. Иногда я все еще испытываю искушение отчаяться.

Однако я испытал и великую свободу. Для отчаявшегося циника есть надежда.

Как? Я понял, что для христианина цинизм (и порождаемая им безнадежность) — это своего рода форма невоздержанности и пьянства.

Настоящая трезвость

Трезвость ума необходима христианину. Этот термин означает быть свободным от иллюзий, видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. В Новом Завете содержится множество повелений о трезвости ума, включая следующее из 1-го послания Петра:

«Пусть поэтому ваш разум будет трезв и всегда готов к действию. Возложите все свои надежды на Божью доброту, которая будет вам дарована в День явления Иисуса Христа» (1:13, Современный перевод).

Петр говорит нам, что трезвый ум — это необходимое условие для того, чтобы иметь надежду. Мы сможем полностью возлагать надежду на Христа, только если свободны от иллюзий и нетрезвого смятения, которое они порождают. Если мы погрязли в циничной безнадежности, нам нужно пройти духовный алкотестер.

Эта реальность потрясла мои чувства. В глубине своего нетрезвого цинизма я считал себя трезвым. Но в этом и заключается пагубная ложь, лежащая в основе цинизма.

Ложная трезвость

Цинизм часто маскируется под благочестивую трезвость. Многие из нас считают себя трезвыми, хотя на самом деле пьяны.

Циник справедливо диагностирует распространенность и глупость греха. В этом нет ничего плохого. Признание глубины человеческой испорченности необходимо для веры во Христа. Однако циник не останавливается на трезвой оценке человеческой испорченности; он часто переходит к безбожному взгляду на мир.

Однако мир без Бога не является реальным — отсюда и пьянство цинизма. Он затуманивает наш разум ложью о будущем без воскресения и настоящем без Духа.

В то время как мирской гедонист напивается сладким ромом незаконного удовольствия в настоящем, мирской циник напивается лживым, горьким бурбоном будущего, лишенного Божьей искупительной благости. Если мирской гедонист отрицает реальность вечной опасности, то циник отрицает реальность вечного спасения и безопасности.

В этом и заключалась проблема моего мировоззрения. Я утверждал, что являюсь реалистом в отношении греха, но при этом отрицал более великую реальность: Самого Бога.

Как ни странно, я верил в то, что Бог говорил о моей испорченности, но не в Его трансцендентную способность хранить и освящать меня. У меня был неправильный тип отчаяния.

В своей книге «Глубже» Дэйн Ортлунд пишет:

«Нет ничего благородного в том, чтобы оставаться в этой яме отчаяния... Здоровое отчаяние — это перекресток, а не шоссе; ворота, а не путь. Мы должны идти туда. Но мы не смеем там оставаться».

Он продолжает: «Подобно прыжкам на батуте, мы должны спуститься в свежепочувствованную пустоту, но затем позволить этой пустоте подбросить нас на новую высоту с Иисусом».

В своем цинизме мы считаем себя благородными. А на самом деле мы пьяны и валяемся в канаве неверия. Боясь разочарований, циник сам себя загоняет в эту яму страха.

Протрезветь

Мы не преодолеваем страх духовного провала, игнорируя реальную опасность. Мы не избежим пьянства цинизма, если закроем глаза на нашего врага и его козни (1 Пет. 5:8).

Напротив, среди пьянящей опасности мы трезвеем, глядя вверх. Мы убиваем цинизм, принимая за реальность не только то, что имманентно и наблюдаемо, но и то, что трансцендентно и невидимо. Павел пишет, что христиане «смотрят не на видимое, но на невидимое. Ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18).

Это не значит, что мы, христиане, игнорируем свое отчаянное положение или идем по жизни с блаженной наивностью. Ничего подобного! Напротив, мы признаем реальность так же, как это делает псалмопевец:

«Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится» (Пс. 90:7)

Христианская надежда — это не оптимистическая игра с шансами. Она не отвечает на слова «У тебя десять тысяч из одного шанса выжить под стрелами войны» словами «Значит, ты говоришь, что шанс есть!» Христианская надежда — это вера в то, что, несмотря на очевидные шансы, Бог сохранит тех, кто спрячется под Его крыльями и воскликнет: «Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» (ст. 2). Это вера в то, что воскресшие мертвые будут жить вечно.

Вспомните свое состояние, когда Он впервые спас вас. Христос — не волшебник Макс (герой фильма «Принцесса-невеста» — прим. пер.). Он не воскрешает тех, кто «в основном мертв». Его компетенция — это холодные трупы. Он — суверенный, спасающий, воскрешающий, исключительный Царь. Он — сохраняющий и поддерживающий Царь. Если Он воскресил вас, то обязательно сохранит.

Цинизм умирает, когда мы видим, что Бог действительно больше и лучше. Разврат и смерть — это что-то большое и плохое. Божьи освящающие и воскрешающие обетования — больше и лучше.

Вот почему у отчаявшегося циника так много надежды. Бог спасает только тех, кто осознает масштабность своих проблем. Поэтому, вместо того чтобы замкнуться в цинизме, принесите к Нему свое склонное к блужданию отчаяние. Пусть оно будет сокрушено Его превосходящей благостью и милостью.

Автор — Хейден Хефнер / thegospelcoalition.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!