Твоя тьма не темна для Него

Твоя тьма не темна для Него

Когда моей дочери Элиане исполнилось 6 лет, я написал для нее колыбельную, в которой были такие слова:

Ты, Элиана, каждый день напоминаешь мне,
Что Бог действительно отвечает на наши молитвы.
И хотя наступает ночь, и мы ничего не видим,
Он принесёт свет, когда придет время для тебя и меня.

Эти четыре строки наполнены для меня глубоким смыслом. Я редко могу петь их без слез. Они относятся к длительному периоду того, что христиане называют духовной тьмой, или темной ночью души, или кризисом веры, который я пережил за год до рождения Элианы.

Поскольку я подробно рассказывал эту историю несколько лет назад, я не буду пересказывать ее здесь. Однако, я хочу рассказать о том моменте, когда Бог принес свет в мою ночь, потому что это был преобразующий момент, когда я пережил библейскую истину, описанную Давидом в Псалме 138:

«Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, 
и свет вокруг меня сделается ночью»;
но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: 
как тьма, так и свет» (Пс. 138:11-12)

Я говорю, что это был преобразующий момент не только потому, что свет пронзил мою тьму, но и потому, что он донес до меня поэтическую мысль Давида: даже если «свет в нас – ночь» и мы по разным причинам теряем Бога из виду, это не значит, что Свет исчезает. В этот момент я ощутил, что Бог действительно верен в исполнении Своего обещания быть с нами, когда мы проходим долину смертной тени (Пс. 22:4) — независимо от того, видим мы Его или нет.

Хотя наступает ночь 

Однажды весенним днем 1997 года, по причинам слишком сложным и отвлекающим, чтобы описывать их сейчас, Бог, который с юности был солнцем моего мира, внезапно помрачился на небосклоне моего духовного зрения. Я полностью потерял способность Его воспринимать. Экзистенциальная тьма покрыла меня; свет вокруг сделался ночью (Псалом 138:11). И моя вера переживала полноценный кризис.

Этот ужасающий опыт был мне незнаком. Но когда я отчаянно рылся в Библии и других книгах в поисках ответов, быстро стало ясно, что этот опыт не был чужд святым в Писании.

В каком-то смысле, это должно было быть понятно мне еще до того, как наступил этот кризис, учитывая, как часто я читал описания темных ночей, подобных моей, в Псалтири, книгах Иова, Екклесиаста, Плач Иеремии и так далее. Но с другой стороны, понятно, почему это было не так. Пока мы лично не переживем такие дезориентирующие затмения (а также тревожные сомнения, которые их обычно сопровождают), почти невозможно представить, что такое «тьма без света» (Плач Иеремии 3:2).

Итак, я обнаружил, что иду по «долине смертной тени» (Пс. 22:4). Я молился вместе с Еманом Езрахитом: «Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну» (Пс. 87:7). Я обнаружил, что в отчаянии взываю вместе с Давидом:

«Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения» (Пс. 21:2-3)

И мне стало интересно, какая непостижимая тьма накрыла Иисуса, когда Он издал этот отчаянный вопль.

Святой Дух использовал мою тьму, чтобы ярко показать четкое свидетельство Библии о том, что по разным и очень веским причинам Бог иногда определяет тревожные темные ночи душе, которые Его дети переживут в целях искупления. И Бог показал этих свидетелей Писания, чтобы помочь таким людям, как я, «не чуждаться огненного испытания... как приключения для вас странного» (1 Петра 4:12). Их опыт дал мне систему координат, когда я пытался ориентироваться в темноте.

И мы не видим

Навигация, на самом деле, стала для меня полезной метафорой в то время. Чтобы объяснить, что я имею в виду, давайте рассмотрим описание Давидом духовной тьмы в более широком контексте:

«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью "; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Псалом 138:7-12)

В прекрасной поэзии Давид говорит, что неважно, куда он идет — в жилище Бога или в жилище мертвых, туда, где восходит солнце или туда, где оно заходит, — Бог там с ним. А если мы расширим объектив и включим Псалом 138:1-6, то услышим, как Давид говорит, что Бог не просто с ним, но Бог полностью знает его. Богу известны все пути Давида, даже его мысли. Когда Давид находится в таком темном месте, что кажется, что Бога там нет, Он в полной мере с ним и полностью знает его. Ибо для Бога нет такой вещи, как тьма.

Богословская семинария «Различные испытания»

Почему Давид мог делать такие глубокие богословские утверждения? Потому что он получил свое богословское образование в семинарии «различных испытаний» (Иак. 1:2), где он проходил такие курсы, как «многие опасности, козни и сети» — и духовная тьма. Он занимался богословием так, как будто от этого зависела его жизнь.

Поэтому, когда Давид ликовал о постоянном знании и направляющем присутствии Бога, даже когда на него опускалась глубокая тьма, он не писал поэтические строки о каком-то романтическом идеале; он говорил о реальности, которую испытал на себе. Тяжелый опыт научил его ориентироваться в жизни, доверяя надежным Божьим обетованиям, а не своим ненадежным восприятиям и эмоциям — особенно в темноте.

Я помню, как меня посетила мысль «лететь по приборам», когда я пытался понять, как мне ориентироваться в бушующей тьме. Когда пилоты влетают на самолетах в плотные темные облака, они теряют все ориентиры восприятия. Они внезапно больше не могут доверять надежным привычным ощущениям, поскольку им может казаться, что они летят горизонтально и прямо, в то время как на самом деле они по спирали постепенно приближаются к земле. Выживание в этой ситуации зависит от доверия к показаниям навигационных приборов самолета, а не к тому, что говорят им их ощущения и эмоции. Они должны лететь по приборам.

Вот чему Давид научился в сфере веры — и мы тоже должны научиться. Один из самых трудных и наиболее ценных уроков, которые мы получаем во время бурных мрачных духовных ночей — это доверие к тому, что говорят нам приборы Божьих обетований, а не тому, что говорят нам наши ощущения и эмоции. Такие периоды заставляют нас проявлять веру. Вот почему так много верных библейских святых научились «ходить верою, а не видением» в периоды великого отчаяния (2 Коринфянам 5:7).

Почему мы жаждем света

Как бы ни было необходимо и ценно для нас научиться доверять Богу во тьме — что Он с нами и полностью знает нас, когда мы ничего не видим, — мы по-прежнему в полной мере желаем испытать эту истину. Мы жаждем, чтобы Бог «осветил [нашу] тьму» (Псалом 17:29), потому что «Бог есть свет, и в Нем нет никакой тьмы» (1 Иоанна 1:5).

И вот, в субботу, 23 августа 1997 года, оставшись один дома, я бросился на пол в гостиной и умолял Бога (опять) о свете и избавлении. Я молился о чем-то очень конкретном: «Господи, если Ты каким-то образом прошепчешь мне, что Ты все еще здесь, и я — Твой сын, и весь этот темный период времени — это то, что Ты допускаешь для Своих благих целей, думаю, я смогу всё вынести. Всё, что мне нужно и о чем я прошу, это чтобы Ты прошептал мне, что я Твой сын!»

И Бог ответил. Он ответил таким образом, что все попытки моего внутреннего скептика объяснить это чем-то иным, кроме как отвеченной молитвой, кажутся настолько невероятными, что даже неправдоподобными. (Если вы хотите узнать, как именно, я описал это здесь; вкратце, Бог говорил не через слышимый шепот, а через друга, который сам того не подозревая направил меня к определенному отрывку Писания). И когда Бог ответил, Он принес свет в мою ночь. В Его свете я снова увидел свет (Псалом 35:10).

Затем, совершенно неожиданно, в этой истории появился еще один аспект, который только затруднил объяснение.

Когда пришло время

Через несколько месяцев после этих событий мы с женой с радостью узнали, что ждем второго ребенка. Когда выяснилось, что будет девочка, мы начали искать подходящее имя. В итоге мы остановили выбор на имени Элиана, что на иврите означает «мой Бог отвечает». Мы выбрали это имя в память о том моменте, когда молитва была услышана.

Элиана родилась в субботу, 22 августа 1998 года. На следующий день после ее рождения я подумал: «Где-то в это время в прошлом году Бог ответил на мою молитву». Тогда я достал свой дневник и понял, что Элиана родилась ровно через 365 дней после той молитвы, в аналогичную субботу год спустя. Меня пронзила дрожь благоговения, и мои уста наполнились благодарной похвалой.

Бог был верен не только Своему обещанию зажечь «свет во тьме моей» (Псалом 111:4), но и Своему обещанию в полной мере быть со мной в этой тьме, даже когда я не мог Его ощущать. Вот почему, даже 25 лет спустя, эта песня вызывает у меня слезы почти каждый раз, когда я ее пою,

Ты, Элиана, каждый день напоминаешь мне,
Что Бог действительно отвечает на наши молитвы.
И хотя наступает ночь, и мы ничего не видим,
Он принесёт свет, когда придет время для тебя и меня.

Автор — Джон Блум / © 2022 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!