В канун Дня всех святых сияет свет

В канун Дня всех святых сияет свет

Українською читайте тут — Напередодні Дня всіх святих сяє світло.

В христианской церкви довольно неоднозначное отношение к Хэллоуину. Некоторые христиане видят в нём безобидное развлечение с костюмами и сладостями. Другие считают, что он делает привычным — или, что ещё хуже, чествует — сатанинский праздник. Вам может быть интересно узнать, что некоторые из наиболее фундаменталистски настроенных современных язычников (виккан) также отказываются отмечать Хэллоуин, потому что он тривиализирует их верования.

Но канун Дня всех святых, который позже стал Днём Реформации, — это время празднования и указания на Свет, сияющий во тьме этого мира (Иоанна 1:4).

Краткая история Хэллоуина

Происхождение Хэллоуина довольно туманно. Но, вероятно, его древнейшие корни уходят в древний языческий кельтский праздник Самайн (произносится как «сауин» или «соуин»), когда кельты Ирландии, Британии и северной Франции праздновали окончание сбора урожая и начало нового года 1 ноября. Они верили, что в последнюю ночь года (31 октября) духи мёртвых будут преследовать живых, поэтому они оставляли еду и вино на пороге, чтобы умилостивить и отпугнуть духов. Если им приходилось выходить из дома, они надевали маски, чтобы обмануть упырей.

В IX веке папа Григорий IV перенёс праздник «День всех святых» с 13 мая на 1 ноября. Если его целью было поглотить кельтский праздник Самайн, то ему это, безусловно, удалось. В Средние века церковные молитвенные бдения обычно проходили накануне церковных праздников, поэтому вполне естественно, что они проводились накануне Дня всех святых. Этот день стал известен как канун Дня всех святых (hallows – древнеанглийское слово, означающее «святые»), или, как его произносили шотландцы, Hallowe’en (Хэллоуин).

Традиция, когда на Хэллоуин молодёжь для развлечения наряжалась в костюмы, появилась в Британии в XVI веке. Это называлось «guising» (переодевание). Эти любители веселья ходили по домам, распевая песни, читая стихи или рассказывая шутки в обмен на «угощения». Традиция «сладость или гадость» в том виде, в каком мы её знаем, зародилась, по сути, как возрождение переодевания среди ирландских и шотландских иммигрантов в Северной Америке в конце девятнадцатого века и была полностью принята американской поп-культурой к концу 1940-х годов.

Духовная тьма и страх смерти

Если и остаётся связь между нашими традициями выпрашивания сладостей и древними языческими суевериями Самайна, то она очень слабая. Но человеческий страх смерти не слабый. Он силён как никогда. Древние кельты пытались спрятаться от смерти 31 октября с помощью масок, а современные просвещённые американцы прячутся от неё с помощью развлечений — постоянно.

Люди всегда боялись смерти, и не без оснований, ведь это плата за наш грех, уплаченная святым Богом (Римлянам 3:23). И хотя из-за нашей собственной греховной глупости (Римлянам 1:21) и сатанинского ослепления (2 Коринфянам 4:4) мы не способны познать и прославить Бога, мы, падшие люди, всё ещё обладаем врожденным осознанием сверхъестественного и страхом перед ним. Мы инстинктивно знаем о существовании духовной реальности и смертельно боимся тёмных, злых сил.

Именно это делает Хэллоуин прекрасным миссионерским моментом для христиан. Все исторические корни Хэллоуина, языческие и религиозные, напоминают о том, что грешникам необходимо спасение от осуждения и вечная жизнь, которые предлагает Христос. Он — свет, сияющий во тьме, в которой мы живём, и тьма не объяла Его (Иоанна 1:4–5)! И какие усилия, направленные на побег от смерти и духовного зла, могут сравниться с Евангелием, которое гласит, что Христос пришёл «лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евреям 2:14–15)?

После тьмы – свет

На самом деле, я думаю, именно превращение кануна Дня всех святых из напоминания о тьме смерти в празднование света Евангелия стало причиной того, что Бог избрал 31 октября (1517 года) днём, когда молот Мартина Лютера запустил цепную реакцию обновления Евангелия и всемирного провозглашения, известную как Реформация.

В течение нескольких предыдущих столетий сатана медленно душил Евангелие, а следовательно, и Церковь, ядовитым дымом лжеучения. Но с ударом молота Лютера послышался мощный ветер Святого Духа, который начал очищать духовный воздух. И Церковь не только снова вдохнула полной грудью кислород Евангелия, но и умножилась и распространилась по миру, что она и продолжает делать с беспрецедентной скоростью.

Канун Дня всех святых теперь ещё более свят, поскольку он также является Днём Реформации. Это день глубокой благодарности для христиан, день, когда нужно «вспоминать наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие», и, «взирая на кончину их жизни, подражать вере их» (Евреям 13:7). 31 октября — это не просто день ночных забав для детей с переодеванием и собиранием сладостей. Это день, когда мы можем рассказать им сладостное Евангелие Света мира и помочь им вспомнить наших евангельских предшественников, благодаря мужественной позиции которых в отношении библейской истины мы сегодня знаем Евангелие.

Реформаторы выбрали своим лозунгом латинскую фразу «Post Tenebras Lux» («После тьмы — свет»). И это идеальный лозунг для Хэллоуина и Дня Реформации. Ведь «народ, ходящий во тьме, увидит свет великий» (Исаия 9:2), «Свет миру» (Иоанна 9:5), и те, кто последуют за Ним, «не будут ходить во тьме, но будут иметь свет жизни» (Иоанна 8:12). Тем, кто укрывается в убежище Иисуса, больше не нужно бояться смерти или демонов.

Для нас нет ничего приятнее, чем поделиться этой новостью с нашими детьми и соседями 31 октября.

Автор — Джон Блум / © 2025 Desiring God Foundation. Website: desiringgod.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 3.12. Спасибо!