«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исход 12:11).
Известно, что в течение семи дней Песаха евреи едят пресный хлеб, называемый мацой. На самом деле, для того, чтобы лучше проникнуться этим вопросом, существует целый отдельный праздник, который называется Праздник Опресноков! Квасное убирается. Весенняя уборка для избавления дома от следов закваски проводится заблаговременно, а магазины жёстко ограничивают то, что можно и нельзя продавать в праздничные дни.
Но во всём этом есть одна маленькая проблема.
Похоже, нет никакой реальной причины, по которой не было бы времени для подъёма хлеба, если бы израильские рабы, покидая Египет, захотели пышную питу вместо плоской мацы. Дело не в том, что они не могли заранее начать процесс замешивания и выпечки хлеба, поскольку Бог заранее дал Моисею инструкции относительно Песаха. Он сказал им выбрать агнца десятого числа месяца, чтобы заколоть его четырнадцатого числа... так что у них было как минимум четыре дня, чтобы подготовиться. Так в чём дело? Вот инструкции:
«Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство... Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний... и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его... Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исход 12:3-11).
Эти слова были сказаны Моисею задолго до той ночи, когда Ангел-губитель нанёс свой смертельный визит.
Но, возможно, дело не в хлебе.
Речь идёт о спасении Божьем — Его путях, Его времени и нашей потребности быть готовыми.
«И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепёшки, ибо оно ещё не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу» (Исход 12:39).
Спешка и промедление в Божьем плане спасения
Они не могли медлить. Другие переводы говорят, что они не могли ждать или задерживаться. Использованное здесь еврейское слово является отчасти звукоподражанием, его звучание затяжное или задерживающееся: лехитмаамеа (לְהִתְמַהְמֵהַּ). В Библии всегда плохо, когда люди задерживаются и медлят, но когда Бог решает задержаться, всё наоборот. Впервые это слово используется в Библии в Бытии 19, когда Лот и его жена задерживаются и не торопятся покидать Содом.
«Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города» (Бытие 19:15-16).
Лот и его семья не спешили повиноваться, но Бог по Своей милости взял их и вывел в безопасное место. Конечно, жена Лота, как известно, замедлилась и оглянулась назад, на свой страх и риск. Бог, с другой стороны, ждал 400 лет, чтобы позволить греху хананеев достичь своей полной меры. Он сдерживал и откладывал Свой суд, чтобы дать достаточно времени для покаяния. Но когда Бог говорит, что время пришло, значит время пришло. Точно так же израильтяне жили в Египте 400 лет. Но когда пришло время идти, главной была поспешность! И с Богом так часто бывает. Если пришло время идти, значит время идти. Мы должны повиноваться и без промедления воспользоваться шансом на спасение. Промедление — опасная игра.
Пресный хлеб имел символическое значение, олицетворяя поспешность, с которой им пришлось бежать из страны рабства. Закваска также символизирует грех и гордость, надменного плотского человека, думающего, что он знает лучше, чем Бог. Избавление от закваски — настолько важный аспект всей истории (и этого назначенного праздника), что он повторяется и подчёркивается, с угрозой для нарушителей быть исторгнутыми из народа:
«Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля... Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества [сынов] Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб» (Исход 12:15,17-20).
Вы готовы?
Божьи промедления часто полны милости. С нашей точки зрения, Божьим обещаниям часто требуется очень много времени, чтобы они сбылись. Но Он милостиво ждёт, давая возможность спастись как можно большему числу людей.
«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9).
Учитывая, что Бог часто не торопится, стоит задуматься о том, насколько мы готовы терпеливо ожидать Бога. Окажемся ли мы готовыми в критический момент? Или мы впадём в идолопоклонство, когда Бог замедлит? Инцидент с золотым тельцом произошёл потому, что израильтяне не смогли терпеливо ждать, когда Моисей задержался на горе Синай. Нетерпеливость и неудовлетворенность часто приводят нас к тому или иному идолопоклонству. Во многих притчах Иешуа люди принимают неверные решения из-за своей неспособности ждать. Я думаю, что противоядием является вера: вера в то, что промедление важно, потому что Бог одновременно любящий и мудрый. Он не хочет, чтобы кто-то погиб. Он будет ждать как можно дольше, чтобы спасти как можно больше людей. В Его сердце — желание спасать, и Его планы более сложны и удивительны, чем мы можем когда-либо понять.
Но когда Божье время наконец придёт, будем ли мы готовы? Когда Он призывает нас действовать, как быстро мы отвечаем? Как вам сказала бы жена Лота, наша быстрая реакция на Божье предложение спасения имеет решающее значение. Мы должны жить в состоянии постоянной готовности. Мы должны быть готовы ждать и готовы идти, как те мудрые девы, о которых говорил нам Иисус, или израильтяне, готовые к Исходу, будучи препоясаны, с обувью нашей на ногах наших и посохами нашими в руках наших. Когда Бог протягивает Свою руку, чтобы спасти, мы должны быть готовы схватить её в любой момент. Когда Он говорит, что пришло время действовать, давайте поспешим повиноваться и приступить к действию. Будьте готовы идти с поспешностью!
Источник — oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Очень интересное наблюдение, что у евреев было время, чтобы приготовить квасной хлеб. Это вызвало у меня соображения, что закваска — это символ духа мира сего (в данном случае — Египта). И да, расставаться с миром надо поспешно. Но не менее важно ничего от него (его духа) не брать. И ошибка жены Лота была не столько в промедлении (это последствия), а то, что в ее сердце осталась закваска Содома, которая тянула ее назад, и именно поэтому она медлила. Ведь Лот тоже медлил! Но он медлил из-за боязни, в нем не было закваски Содома. Слово Божье характеризует Лота «праведным», «утомленным обращением между людьми неистово развратными» (2Пет. 2:7).