Как мы можем примириться с Богом, Который говорит, что Он есть любовь, если Он также говорит, что Он ненавидит кого-то? Звучит непостижимо, что Бог Отец может обратить Своё сердце против кого-то. Мы видим этот конфликт в первой главе книги Малахии:
«Пророческое слово Господа к Израилю через Малахию. Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: “в чём явил Ты любовь к нам?” — Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел...» (Малахия 1:1-3).
В книге Малахии Бог упоминает Иакова и Исава, двух братьев, сыновей Исаака. Божьи чувства к этим двум братьям кажутся совершенно разными. Чтобы понять этот отрывок и значение «ненависти», нам нужно обратиться к древнему ивриту.
Словообразование в древнем иврите
Древний иврит уникален тем, какой смысл вложен в его буквы и слова. За много столетий до того, как сформировалось используемое сегодня еврейское квадратное письмо, ивритская письменность начиналась как пиктографическое письмо. В этом письме в качестве букв использовались формы и изображения, и каждая буква имела собственное значение.
Поскольку эти буквы образовали корневые слова, значение этих букв часто заключены в корневых словах, которые они обозначают. Таким образом значение корневого слова связано со значением любых слов, образованных от этого корня.
Хотя исследователи признают, что они многого в этом не понимают, ни один другой язык в мире не передаёт информацию подобным образом. Вот насколько он уникальный! И это язык оригинала двух третей Библии.
Ненависть в сравнении с любовью
Сегодня наш западный взгляд на ненависть совместим с определением словаря Merriam-Webster. Ненависть определяется как очень сильное чувство неприязни, сильная враждебность.
Но древний иврит предполагает нечто иное.
Еврейское слово для ненависти
Еврейское слово, которое часто переводится как «ненависть», — это שָׂנֵא/санэ. Древние пиктографические буквы, обозначающие санэ, это терновник и семя. Лексикон древнего библейского иврита (Ancient Hebrew Lexicon) объясняет это так:
«Эта пиктограмма — изображение терновника, а затем изображение семени. Вместе они дают “терновое семя”. Терновник (растение с маленькими острыми шипами) заставляет человека поворачивать в сторону, чтобы избежать его» (“The Ancient Hebrew Lexicon of the Bible,” by Jeff A. Benner. ISBN 1-58939-776-2).
Ненависть — избегание боли
В библейские времена терновник использовался в качестве ограды для защиты стад от хищников и даже как оружие. Идея была в том, что шипы терновника причиняют боль, а боль заставляет кого-то избегать то, что её вызывает. Тернии создавали щит, защитную изгородь.
Хотя сильные эмоции иногда имеют место, древний еврейский взгляд на ненависть был больше связан с тем, что кто-то испытывает боль или рану из-за любви. Открыться для любви означало открыться для боли. Таким образом ненависть означала держаться подальше от этого источника боли. Мы видим это в ответе Исаака Авимелеху:
«Пришёл к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его. Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?» (Бытие 26:26-27).
Ненависть была связана не столько с сильным чувством противостояния и причинением боли, сколько с выбором избегать боль — физическую и эмоциональную.
Божий характер
Это понимание может напрямую повлиять на наш взгляд на Божий характер. Если это так, посмотрите на пару известных мест Писания совершенно по-новому:
«Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима [שְׂנוּאָה/сэнуа - ненавидима], и отверз утробу её, а Рахиль была неплодна» (Бытие 29:31).
Некоторые переводы используют здесь слово «нелюбима» (как синод.) вместо «ненавидима». В Писании нет ничего, что указывало бы на агрессивность Иакова по отношению к ней. Судя по тому, что мы можем прочитать, он в основном держался подальше от Леи. Возможно, это было связано с его страстью к Рахили. Или, возможно, потому что Лея напоминала ему об обмане Лавана (Бытие 29:21-25).
Возможно, Иаков избегал Лею, потому что их отношения были, мягко говоря, сложными. Тем не менее, из сострадания к Лее, по причине её постоянного отвержения, Бог даёт ей детей.
«Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел» (Малахия 1:2-3; Римлянам 9:13).
Исав — единственный человек, о котором сказано, что Бог его возненавидел. Могло ли быть так, что Господа настолько ранило то, что Исав отверг Его драгоценный дар первородства ради какой-то похлёбки, что Бог захотел держаться подальше от Исава?
Здесь очень специфический порядок событий. Бог не отверг Исава, скорее Исав отверг Божий план. Это причинило Отцу сильную боль. В таком контексте это показывает скорее разбитое сердце Бога, чем Его гнев на непослушание.
Любите врагов своих
Божий характер не остаётся в стороне от наших переживаний, и Он не гневается на какой-либо необдуманный акт нашего неповиновения. Наоборот, Он «милосердый, долготерпеливый и многомилостивый» (Исход 34:6). Когда мы чувствуем боль, мы хотим уйти; мы созданы по Его образу. Однако Иисус призывает нас любить тех, кто причиняет нам боль. Вместо того, чтобы избегать (ненавидеть), возвращайтесь с любовью.
«Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас» (Луки 6:27).
Автор — Даг Херши / firmisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!