Зачем нам Софония

Зачем нам Софония

За исключением описания Софонией великой радости Бога за искупленный Им народ (3:17), о чём говорит в своих проповедях Джон Пайпер, книга пророка не получает должного внимания. Такое пренебрежение недопустимо не только потому, что пророчество является Словом Божиим, но и потому, что книга, смело, ёмко и прекрасно раскрывающая пред нами Бога в центре истории искупления, столь же актуальна для нас, как и для современников пророка.

Особенно убедительно пророк раскрывает грех и путь избавления от него. Послание Софонии выходит далеко за рамки предупреждения о суде за грехи, распространённые в Иудее в конце седьмого века до нашей эры. Оно обещает славное спасение и восстановление раскаявшемуся народу Божиему (3:14-17).

Три грани послания раскрывают нам путь этого искупления.

1. Грех и его последствия

Софония бесстрашно раскрывает фундаментальную проблему падшего мира. Книга начинается с прямого заявления о том, что Бог ответит на восстание человечества против Него самыми ужасными последствиями, которые только можно себе представить (1:3). Ещё более конкретно Софония говорит, что из-за поклонения Ваалу и ненасытной жадности жителей Иудеи суровый суд уже не далёкая угроза – он стоит у дверей.

В первой главе Софония особо подчёркивает нарушение Иудой первой заповеди как основание для Божиего суда (1:4-6). Вместо того, чтобы, храня верность Богу, уповать на Его защиту, правители Иудеи пытались реагировать на геополитические угрозы, обеспечивать стабильность и процветание за пределами границ завета – обращаясь за помощью к другим народам. Многие в Иудее рассчитывали, что Бог не ответит ни злом, ни добром на попытку народа обрести греховную автономию (1:12). Они превратили Бога в абстрактную идею, не имеющую никакого отношения к их повседневной жизни, к их будущему. Но думать так было трагической ошибкой.

Бог безоговорочно осуждает бунт Иуды, вплетая объявления суда в длинный перечень их грехов (1:4-13). К кульминации в первой главе мы подходим, когда пророк предвещает день Господень, несущий неотвратимое уничтожение грешникам во всем мире (1:14-18). Вопреки заблуждению большинства иудеев, справедливость Божия обрушит их воображаемую самодостаточность и независимость от завета на их же головы.

Бескомпромиссная и нелицеприятная оценка Софонией как Божиего ветхозаветного народа, так и человечества в целом напоминает нам, верующим, о необходимости исключительно серьёзно относиться к нашим грехам и не оставлять их без покаяния. Послание Софонии также разбивает надежды на социальные или политические преобразования как средства достижения справедливости и свободы, принести которые может только спасительная сила Бога.

2. Благодать и покаяние

Удивительно, что после столь ужасных угроз Софония предлагает надежду уже в следующей главе (2:1-3). Долготерпение Бога оставляет мятежному Иуде возможность избежать наказания. Софония призывает народ к бескомпромиссному покаянию. Он требует радикального изменения людских сердец, чтобы Господь стал во главе всего для “смиренных земли, исполняющих законы Его”. Эти далеко идущие изменения человека происходят, когда он идёт тремя взаимосвязанными путями поиска: основанного на отношениях (поиска Господа), поведенческого (поиска праведности) и субъективного или внутреннего (поиска смирения). Но даже в случае смирения и покаяния людей их избавление от дня гнева Господня остаётся всецело в Его воле (2:3).

Над другими народами справедливость Божия вершится подобным образом, не оставляя сомнений о том, что Его суд всеобъемлющ. Стихи 4-10 и 12-15 второй главы прорекают суд над народами на западе, востоке, юге и севере за тот же грех – за такую жизнь, в которой Бог словно бы не имеет значения. К этому присовокупляются грехи злого обращения с народом Божиим (2:8), когда каждый народ ставит свои собственные планы и приоритеты превыше всего. Как и в случае с нераскаявшимися иудеями, судьба других народов, упорствующих в своей независимости и отвергающих волю Бога о них, будет катастрофической.

Призыв Софонии к покаянию в целом сводится к повелению привести нашу жизнь и приоритеты в соответствие с тем, Кем является Бог. Вместо того, чтобы следовать мирским клише о хорошей жизни, мы должны вслушаться в слова пророка о том, что жизнь с Богом – даже если она сопряжена с трудностями – неизмеримо богаче, потому что она утверждена на незыблемом основании, простирающемся в вечность.

3. Божия любовь и Его присутствие

Хотя в третьей главе Софония вновь прорекает окончательное осуждение Иуды (3:1–7), в завершение второй главы мы слышим о том, что Бог не только сохранит остаток Своего народа, но и повергнет его врагов. И, что удивительно, пророк также говорит о милосердии Бога к тем, кто не входит в число Его народа завета.

Бог объявляет (2:4-15), что Моав, Аммон и дальние земли узнают, что только Он – Бог, и поклонятся Ему (2:11). Когда Бог явит Свою приводящую в трепет силу народам, ставящим себе ложных богов, Его благодать преобразит обращённых по всему миру.

Описывая, как Бог сверхъестественно преображает человеческие сердца и обращает их стремления к Себе, пророк последовательно объединяет относительные, поведенческие и внутренние измерения этих изменений. Те, кто всецело принимают Его волю, стремятся к праведности (2:3), единству (3:9), надлежащему поклонению (ст. 9-10) и смирению (2:3; 3:11). В итоге, спасительная работа Бога полностью устранит гордость – корень мятежа Его народа (3:11), вместе с их порочными желаниями, ведущими к греху слов и дел (3:13). Оправданный и освящённый остаток впоследствии будет наслаждаться непосредственным присутствием Бога (3:15). Удивительно, но предметом Божией радости будут и израильтяне, и иноплеменники (2:11; 3:9).

Господь Бог твой среди тебя,
Он силен спасти тебя;
возвеселится о тебе радостью,
будет милостив по любви Своей,
будет торжествовать о тебе с ликованием (3:17).

В отличие от индивидуализма и стремления к независимости – наследия современности – Евангелие, которое предвосхищает Софония, связывает воплощение всех наших надежд с восстановлением отношений с Богом. Более того, суверенитет Бога в спасении заставляет нас оставить надежду на наши дела и намерения – в нашей жизни и в церкви – и вместо этого принять совершённое Христом.

Выразительная благодать

Несмотря на бескомпромиссное осуждение греха и объявление Божиих судов над грешниками, книга Софонии столь же убедительно провозглашает Божие спасение. Она ярко раскрывает Божью благодать на фоне всеобщего греха, показывая, что, хотя грешники, отвергающие Бога как Создателя, ничем не заслуживают Его милости, Он, тем не менее, исполняет Свои обетования и спасает людей из всякого племени (Быт. 12:3).

Таким образом, Софония призывает нас всё глубже осознавать всю бездну греха и его ужасные последствия, в полной мере насыщаться Божией благодатью и находить в Божиих обетованиях всё необходимое нам для верной жизни и свидетельства.

Наше освящение подобно дереву, приносящему множество плодов, но имеющему один корень: сердце, возрастающее в уповании и стремлении к Богу. Для возрастания в нашем Господе мы должны постоянно размышлять о величии Бога и Его любви к нам во Христе, которую мы ничем не заслужили. Остатки нашей гордости побуждают нас преуменьшать свои недостатки и держаться от Бога на безопасном расстоянии. И только в свете Божией славы, Его совершенной святости и благодати, явленной нам в Его Сыне, наша гордыня  может быть сокрушена. По мере того, как Божия любовь и благодать обновляют наши сердца, наши желания всё больше устремляются к Господу, а наша жизнь всё больше наполняется прославлением Бога.

Автор — Дэниел К. Тиммер / thegospelcoalition.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!