Страх – не лучший способ покаяться.
Я уже год прослужил пастором-стажером, когда с группой вверенных моей заботе школьников мы беззаботно топали по густому кукурузному полю, наслаждаясь сумерками пенсильванской осени. Звуки ночи, почти нереальные природные декорации и отличная компания – все это располагало на сентиментальный порыв запечатлеть этот момент в памяти, как воплощение мечты служителя. Мы смеялись и продирались сквозь кукурузные заросли, дивясь тому, как каждый наш выдох густым паром растворяется в морозном воздухе.
А потом началось странное.
Вдруг посреди нашего лабиринта образовалась широкая полянка, на которой оказались стол с горячим сидром, рядами поставленные стулья и телевизор-двойка. Нам без лишних слов предложили сесть перед экраном тоном, не принимающим никаких возражений, и от нашего легкого хихиканья не осталось и следа. Мы погрузились в неудобную и странную тишину.
Экран засветился, замерцал, и следующие 15 минут мы стали зрителями второсортной короткометражки о подростках, собирающихся на вечеринку и лихо заправляющихся алкоголем для поднятия соответствующего настроения. Разумеется, по дороге они попадают в ужасную аварию. Машина лежит вся покореженная и разорванная на части, почти обернувшая собой дерево, а погибшие подростки вынуждены встретиться с реальностью загробной жизни либо с, либо без Иисуса. И вот, кто-то из них обволакивается теплым, ярким светом, а кто-то начинает биться в агонии от настигших их вечных мук.
Когда кино внезапно закончилось, человек, попросивший нас сесть на стулья, вышел и прочитал свою тщательно отрепетированную речь, приглашая моих школьников помолиться и принять Христа. И пока мы быстренько не ретировались, никто из моих школьников даже не пошевелился. Я был в шоке. Чувствовал себя полным идиотом. Меня предали. А еще все выглядело так, будто я предал своих ребят. С того кукурузного поля я бежал, что есть мочи. Мне кажется, что и по сей день бегу.
Хэллоуин – это время пугать, притворяться кем-нибудь и выпрашивать конфеты. А еще это время, когда христиане из кожи вон вылезают, чтобы до смерти напугать молодежь так, чтобы те от страха бежали прямиком в руки Иисуса. И каждый год меня всего передергивает лишь от одной мысли об этом.
Религиозные кукурузные лабиринты, посвященные спасению «Адские дома» и христианские университетские ночи ужасов бьют обухом по голове ничего не подозревающих подростков ужасным ультиматумом: тебя ждут адские озера, если прямо сейчас не примешь Иисуса.
А что-нибудь получше выдумать мы не умеем, нет? Неужели это и есть основа нашей веры? Вот так мы людей приглашаем к отношениям с Богом? Неужели это нормально для нас – представлять веру во Христа как путь избежать мучений от Бога?
Для меня это не нормально. Я не верю, что таким страхом можно заставить людей любить Бога, что такая, добытая шантажом молитва во избежание вечного осуждения, вообще имеет смысл.
Мне кажется, что не стоит использовать «дома страха» или «подобные рок-операм вечера прославления» для принуждения к незамедлительному решению. Если чья-то вера настоящая, она проявится в нагом, естественном дневном свете, без громов и молний, без команд прославления и дьяволов. Церковь – это же не магазин, продающий подержанные автомобили. А нам не стоит пытаться побыстрее «закончить сделку», опасаясь, что покупатель начнет сомневаться до подписания договора. Мы рассказываем людям о благой вести, о Боге, которые любит их и приглашает испытать эту любовь в своей жизни и ответить на нее.
Я верю, что слова и жизнь Христа достойны подражания, а Его путями стоит идти, но я отказываюсь «обхаживать» кого-либо ради принятия такого решения из страха оказаться в аду. Когда дело касается отношений между людьми, настоящая любовь не может быть основана на страхе. Люди не любят из страха, что иначе им не поздоровится. Любовь не подают в упаковке угроз. В противном случае это не любовь, а насильное принуждение к отношениям.
И если Бог есть любовь и благ, как мы утверждаем, любовь к Богу не может начинаться с такого страха.
То, что предлагает нам Иисус, – прекрасно. И не нужны здесь никакие «крутые подсветки», «кукурузные лабиринты» или угрозы о вечных печах. Поэтому не важно, где мы собираемся рассказывать Евангелие, в «адском доме», на волнах радиостанции или крещении в какой-нибудь мегацеркви, давайте больше не будем стараться запугать людей до смерти, чтобы они в страхе соглашались верить и следовать за Христом. Напротив, давайте жить так, чтобы вера была их радостным выбором, потому что их сердец это коснулось, потому что их чувства взаимны. Ведь это и есть любовь.
Она как мечта, а не кошмар.
Джон Павловиц / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!
Я тоже против крайностей, но как тогда понимать слова Павла «...иных страхом спасайте»?
И запугивают людей адом и страшилками не с целью влюбить их в Иисуса, а с целью спасти. Любовь к Нему часто приходит после. Намного после...