Много веков назад, глядя на поле битвы, израильский солдат видел море колесниц, лошадей и солдат, значительно превосходящих по численности его собственное войско. Его руки начинали дрожать. Во рту пересыхало. Дыхание учащалось. Внутри разливался едва ощутимый огонь: страх. Он тщетно боролся с мыслью: «Неужели сегодняшний день станет для меня последним?»
С детства он читал: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Второзаконие 20:1). Теперь, на войне, будучи солдатом, он не ощущал присутствие Бога так близко, как это представлялось ему в детстве. Видения славы уступали место жаре, смраду и толпам, становящимся все более свирепыми под слепящим солнцем. Он моргал, сдерживая головокружение.
Насмешки врага становились все язвительнее и громче, как будто кобра улыбалась мыши. Тайные сомнения подбирались все ближе и начинали овладевать его естеством. «Даже если битва будет и будет выиграна», — размышлял он, — «обетование не гарантирует, что я доживу до победы».
Издалека приближается фигура. Мужчины собираются. Священник Бога обращается к воинам:
«Слушай, слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» (Второзаконие 20:3-4)
К его ужасу, эти слова не избавляли от растущего внутри предчувствия ужасной смерти. А что, если Бог не явится, чтобы сражаться вместе с Израилем?
Вот надзиратель возвышает голос, говоря:
«Кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его» (Второзаконие 20:5)
У него нет нового дома, который можно было бы посвятить.
Надзиратель продолжает:
«Если кто среди вас посадил виноградник, но ещё не снял с него урожая, пусть возвращается домой, ибо если он погибнет в битве, то другой насладится плодами с его виноградника» (Второзаконие 20:6)
Никогда наш солдат так не завидовал тем, у кого были новые виноградники, как сейчас.
«Если среди вас есть такой, кто помолвлен, то пусть возвращается домой, ибо если погибнет в битве, то другой женится на женщине, с которой он помолвлен» (Второзаконие 20:7).
Он был женат уже несколько лет.
Три группы мужчин покидают битву, а он остается — с меньшим количеством лошадей, колесниц и однополчан, чем прежде. То немногое, что осталось в нем от мужества, уходит вместе с ними.
Сердце колотится так, что его биение отдается в ушах, почти заглушая последние слова надзирателя:
«Кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце». (Второзаконие 20:8)
Он ненавидел себя за то, что вздыхает. Постепенно сердце успокаивается, и он снова начинает чувствовать ноги. Когда дыхание восстанавливается и армия исчезает за спиной, он успокаивает свою вопрошающую и сомневающуюся совесть: «По крайней мере, я доживу до завтра».
Увидеть завтрашний день
Эта реальная сцена иллюстрирует трусость древнего Израиля, которая до сих пор преследует мужчин, исповедующих христианство — страх, удерживающий их от порученной миссии и уверенности, подобающей мужчине. Сегодня солдаты уклоняются от боя перед филистимлянами, которые не столько перерезают горло, сколько сплетничают о нем. Веками люди боялись пылающего столба и голодного льва; сегодня мы испытываем страх, видя, как кто-то качает головой, выражая неодобрение, и отказывается приглашать нас в дружескую компанию.
Зачем быть слишком соленым в пресном и безвкусном мире, рассуждают они, светить слишком ярко в этой пещере, полной летучих мышей? Зачем выходить вперед и рисковать неловким молчанием, холодом неодобрения, потерей этого мира и всех его удобств? Им вполне достаточно резиновых пуль, и они не видят необходимости поднимать шум. Они вполголоса, едва слышно говорят — пусть и метафорически – «По крайней мере, я доживу до завтра».
Я считаю, что эта сцена израильской войны и исключения, которые дает Бог, может научить нас чему-то о Боге, трусости и о нас самих.
Исключения по благодати
Во-первых, следует отметить, что Бог сделал специальные исключения из военной службы для четырех групп мужчин. Первые три упоминаются вместе: те, кто не насладился своим домом, плодами своего виноградника или любовью жены.
Эти три исключения позволяют израильтянину жить, не испытывая на себе проклятия завета, которые гласят следующее: «С женою обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им» (Втор. 28:30).
В этом израильтянин должен был узнать о милости Его Полководца. Бог Израиля не был фараоном, который кнутом заставлял солдат подчиняться. Он заботился о Своих людях. Никто не должен был идти на битву, если дома его ждали невкушенные удовольствия. Каждое исключения избавляло от проклятия и обеспечивало познание благословения (Ис. 65:21-22). Израильские воины вели домашнее хозяйство, имели семьи, друзей, пиршествуя до того, как они могли погибнуть на поле боя. Им было, что защищать дома.
Мужчины с робкими сердцами
Однако, мы видим и четвертое постановление, которое упоминается отдельно от предыдущих: исключение для тех, у кого робеют сердца. Хотя Бог неоднократно говорит своему народу: «Не бойтесь, ибо Я с вами и буду сражаться за вас», эти слабые души невозможно успокоить. Их сердца трепещут внутри, а на лицах выступает пот. Они все еще не доверяют Богу своих отцов, когда на карту поставлено так много. Они откликаются на эти слова, соглашаются отказаться от своего долга, поворачиваются спиной к братьям и возвращаются туда, где мягкие постели и безопасность.
В истории Израиля такие люди уходили домой тысячами. Когда Гедеон обратился к своему войску с подобным предложением: «Кто боится, может вернуться домой с горы Галаада». Мы читаем: «Двадцать две тысячи человек покинули Гедеона и вернулись назад, а десять тысяч остались» (Суд. 7:3). На каждого человека, который стоял стойко, приходилось два испугавшихся брата, которые повернулись и поспешили домой.
Бог сражается одной рукой
Что мы можем извлечь из этого удивительного постановления, касающегося трусливых воинов?
Во-первых, мы узнаем то, что ранее сказал Моисей: «Господь (Яхве) муж брани, Иегова (Яхве) имя Ему» (Исход, 15:3) (Господь — великий воин, имя Его Господь — Современный перевод). Великий Воин не нуждается в помощи людей. Моисей видел, как Бог без единого человеческого воина поставил на колени величайшую державу мира. Другие армии и другие боги скармливали людей на войне — искали по дорогам и проселкам любого трудоспособного мужчину, ставили солдат позади армии, чтобы убивать дезертиров, — нашему Богу не нужно ни большой армии, ни множества колесниц, ни испуганных солдат, чтобы победить врагов. Наш Бог ставит себя в невыгодное положение, но никогда не находится в невыгодном положении.
И делает Он это для того, чтобы смирить Свой народ. Господь распускает 22 тысячи человек, говоря Гедеону: «Народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «Моя рука спасла меня» (Суд. 7:2). Он, так сказать, завязывает одну руку за спиной и свергает богов и народы, чтобы доказать: «Яхве, Господь, Бог твой, идёт с тобой, и поможет вам сразиться с врагом. Господь, Бог твой, поможет вам победить!» (Втор. 20:4, Современный перевод). «Немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1:25).
Зараза трусости
Во-вторых, мы видим, что малодушие, робость — это болезнь, требующая карантина.
«Кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце» (Второзаконие 20:8)
Война в древнем Израиле была состязанием веры. Перед наступающим врагом человек быстро выяснял, во что он на самом деле верит. Реальны ли были невидимые обетования и присутствие его Бога? Перед лицом огромной армии солдат имел в виду нечто совсем иное, когда он называл тексты «стихами жизни».
Эти мужчины слышали, как Бог говорит через священника: «Да не унывает и не слабеет сердце ваше. Не бойтесь. Не трепещите и не ужасайтесь. Сам Яхве идет с вами. Он будет сражаться вместе с вами. Он спасет вас».
Но для неверующего человека этого слишком мало. Он не верит, что Царь с ним. И заметьте: его невоинственный дух удручает его братьев. Его трусость, малодушие и робость заразительны. Его вопросы заставляют других сомневаться. Его нерешительность является причиной того, что и другие начинают колебаться. От его робости ржавеют клинки у тех, кто рядом с ним. Гораздо лучше было для армии отправить такого солдата в долгий путь домой; подобно прокаженному, живущему вне лагеря, который щадил и спасал остальных. Израильские войска были сильнее без паникующих солдат.
Обращение к ослабевающим сердцам
Как же нам извлечь пользу из этого слова, обращенного к древнему Израилю?
Слово тем, у кого сегодня слабеют сердца (и при этом напоминание для наших собственных сердец): тем, кто готов проглотить язык, кто краснеет при мысли о Боге и Его Евангелии; у кого нет сил на конфликт — будь то противостояние неправде или убийство собственного греха; у кого нет веры в то, что Бог еще может принести победу, какой бы маловероятной она не казалась; тем, кто считает свою жизнь дороже, чем дело Царя; кто ценит этот мир выше того, который однажды придёт; кто такой храбрый и ревёт и кричит, прикрываясь аватарками, но хнычет в жизни; кто мямлит обещания Христа; кто готов сражаться, когда общество на его стороне, но сжимается, когда бесы и филистимляне обнажают мечи против Учителя, — вам можно сказать: «Вложите меч в ножны и идите домой».
Всемогущий Бог не нуждается в вашем нерешительном, колеблющемся служении. Он никогда не бывает в невыгодном положении. Мы хотим, чтобы вы нашли свою доблесть, веру в нашего Командира-победителя и остались среди нас — это будет вашей великой привилегией. Мы желаем видеть доверие к нашему Богу, как у храброго льва. Мы нашли бы в себе новые силы, услышав, как вы ответите, как это когда-то сделал полководец Леонида, когда бесчисленный враг угрожал выпустить столько стрел, что заслонит солнце: «В таком случае мы будем сражаться в тени!»
Мы бы хотели, чтобы вы стояли твердо, как Божий народ, и верили: «Не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Яхве, Бог ваш, идет с вами, чтобы сражаться за вас против врагов ваших, чтобы дать вам победу». Мы приветствуем вас, желаем содействовать вашей поддержке, призываем вас вверить себя надежному Спасителю и жить для Него — но если вы не будете решительными и твердыми в решении принять Его в качестве Главнокомандующего, нам с вами не по пути.
Трусость всего десяти соглядатаев вскоре оказалась настолько заразительной, что удержала целый народ от победы, которую они «вполне могли» одержать (Числа 13:30). Вы, представители их рода, невольно лишаете Божий народ уверенности и ослабляете Его дело. Возвращайтесь домой, пока Бог не даст вам твердого сердца, чтобы смело следовать за Его обетованиями. Но не делайте этого легкомысленно. Покупка нового поля, приобретение новых волов, вступление в брак или проявление страха не освобождают никого от принятия Христа и следования за Ним (Лк. 14:16-24).
Мы искренне молимся, чтобы вы имели мужественное сердце, так как «боязливые» в конечном итоге не наследуют вечную жизнь.
«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть», — наставляет Иисус свое воинство в видении на Патмосе, —
«Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).
Автор — Грег Морзе / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringgod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!