Как НЕ нужно утешать страждущего

Как НЕ нужно утешать страждущего

Среди многочисленных красочных персонажей Библии ни один не является таким раздражающим, как друзья Иова. Ирод мог отрубить вам голову, Иуда – воткнуть нож в спину, но Елифаз, Вилдад и Софар изранили бы вас местами из Писания.

Фактические потери Иова перечислены в двух кратких главах (Иова 1-2), а мучительный диалог занял 35 глав (Иова 3-37). Интересно, что причинило Иову больше мучений: его первоначальное страдание или длительное последующее обвинение?

Проблема не в том, что утешители Иова были еретиками. Многое из сказанного было правдой. Дело в моралистическом мировоззрении, которое руководило ими в разговоре с Иовом и заставило полагать, что страдание – от греха.

Легко критиковать друзей Иова, но давайте будем честными: мы все можем быть такими, как они. На самом деле, хорошей лакмусовой бумажкой соответствия нашего сердца с  Евангелием – независимо от того, верим мы в мир благодати или мир кармы – является то, что мы говорим, когда Иов встречается на нашем пути. Страдание, словно магнит, вытягивает наше настоящее богословие.

Ниже приведены четыре пункта, которых следует избегать в разговоре со страждущим человеком. Подумайте, как этими способами мы, как друзья Иова, можем собрать горящие угли на головы тех, кто уже сидит в пепле.

1. Слишком быстро апеллировать к Божьему суверенитету.

Библия учит нас, что «все содействует ко благу» для тех, кто во Христе (Рим. 8:28), и что Бог может зло обернуть в добро (Быт. 50:20). Однако это не означает, что всегда тактично или полезно это говорить.

«Бог обратил это в добро» – так было сказано Иосифом спустя годы страданий, а не Иосифу во время страдания. Представьте страх и разочарование Иосифа, если бы братья собрались вокруг колодца и прокричали ему для утешения: «Не переживай, Иосиф; Бог обратит это в добро!»

suffer2

Кроме того, после того как Павел говорит, что «все содействует ко благу», он призывает нас «плакать с плачущими» (Рим. 12:15). Прежде чем цитировать предыдущий стих, давайте убедимся, что готовы практиковать следующий.

2. Пускать в ход историю о том, как Бог использовал ваши страдания.

Такова природа человека – соотносить чужой опыт со своим. Ничего не поделать, мы видим мир своими глазами. Но признак зрелости заключается в том, чтобы научиться ставить себя на место другого, а не фильтровать его историю через свою собственную. Это особенно важно в отношении со страждущими по двум причинам.

Во-первых, у всех своя индивидуальная история. Может, Бог дал нам лучший дом, после того как предыдущий сгорел дотла, или мы способны увидеть хорошую сторону в предательстве друга. Но вполне возможно, что в этом падшем и запутанном мире ваш страждущий друг никогда не придет к этому в своей жизни. Некоторые раны залечатся только на Небесах. Поэтому мы не имеем достаточно информации для того, чтобы сказать: «Ты еще будешь рад тому, что это произошло».

Во-вторых, даже если наши истории похожи, страждущий друг, возможно, не захочет услышать об этом сейчас. Хорошо задать себе вопрос: «Является ли желание поделиться своей историей удовлетворением моей потребности или потребности друга?» Как минимум, мы должны внимательно выслушать все нюансы его истории, прежде чем проводить сравнение.

3. Преуменьшение действий, которые стали причиной страдания.

Не знаю, почему мы стремимся так сделать, но это правда. Мы говорим нечто подобное: «Я уверен, что они хотели добра» или «Не может быть так плохо», или «Что ж, в каждом конфликте виноваты обе стороны».

Но правда в том, что мы не знаем, хотел ли кто-то только добра. Возможно, и нет. Нам неизвестно, было ли это не так уж плохо. Возможно, не было. И не всегда вина 50/50. Иногда 80/20. Иногда даже 100/0. Это похоже на Божий приговор Иову и его друзьям (Иова 42:7).

Когда вы говорите со страждущим, не нужно преуменьшать грех, который привел к этому страданию. Честное признание зла – без каких-либо оправданий или уловок – будет для его боли словно вода для жаждущего.

suffer3

4. Делать акцент на формировании характера, пренебрегая утешением и состраданием.

Если Новый Завет и подчеркивает что-нибудь о страдании, так это то, что Бог использует его для формирования Божьего характера в нас (см. Рим. 5:3-5; Иак. 1:2-4). И все же, когда кто-то находится в страданиях, возможно, не стоит на этом акцентировать внимание, особенно если у нас нет доверительных отношений. Если эта тема и должна быть поднята, то со словами утешения и сочувствия.

В случае сильного горя лучше всего избегать или сводить к минимуму слова в целом. Это трудно. Мы склонны разделять инстинкт Елифаза: «Кто может возбранить слову!» (Иова 4:2). Но, скорее всего, наш страждущий друг нуждается в любви и присутствии гораздо более чем в объяснениях и мнениях. Просто быть рядом в такие минуты будет полезнее, нежели пытаться облегчить или даже понять его страдания. Побудьте в этой тьме с ним. В этот момент, в этом месте, в этой боли.

Слезы Аслана

Таким способом мы можем отнестись к страждущему так, как это делает Иисус. Он не ограждает нас от страданий в этой жизни и не предлагает банальные ободряющие слова в момент, когда опускается тьма. Он обещает быть с нами рядом в такой ситуации. На самом деле, мы видим Его более отчетливо в нашем горе:

«Близок Господь к сокрушенным сердцем» (Пс. 34:19).

«Он исцеляет сокрушенных сердцем» (Пс. 146:3).

«Господь… послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» (Ис. 61:1).

В книге «Племянник чародея» есть сцена, где маленький мальчик по имени Дигори встречает Аслана. Его мать больна и он хочет попросить Аслана о помощи, но боится. Льюис пишет:

«Впервые за весь разговор мальчик посмотрел не на тяжелые передние лапы льва, украшенные грозными когтями, а на его морду – и в изумлении увидел, что лев успел наклониться к нему, и в глазах его стоят слезы – такие крупные и блестящие, что горе льва на миг показалось Дигори больше его собственного. «– Сынок, сынок, – сказал Аслан, – я же понимаю. Горе – могучая сила. Только мы с тобой в этой стране знаем, что это такое. Будем добры друг к другу».

Какой покой и умиротворение в словах «я понимаю». Христос близок к сокрушенным сердцем, потому что Он Сам таков. Он – высший Иов, испытавший незаслуженное бедствие; высший Иосиф, преданный родными братьями. На кресте Иисус взял на Себя наши грехи и поглотил жало правосудия за нас, спустившись в глубины ада и отчаяния. Не было никогда никого, кто бы пострадал больше; это невозможно. Такая глубина любви может удовлетворить нашу потребность в момент боли.

Встречая страждущих, давайте будем больше похожими на Иисуса Христа, а не на друзей Иова.

Автор — Гэвин Ортлунд / thegospelcoalition.org
Перевод — Алина Рябошапка для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!