Леон Розенберг: человек, который любил Мессию

10 октября 1903 года в Одессу из Варшавы приехал молодой мужчина, его звали Леон Розенберг. Он являлся представителем Британской Миссии «Милдмей», чьей основной задачей являлась помощь в распространении Благой Вести среди евреев Европы и Российской империи.

На железнодорожном вокзале его встречал пожилой мужчина, Хаим Гурланд, бывший главный пастор в городе Митава, работавший на благо своего народа более 30 лет. Несмотря на преклонный возраст и болезни, он продолжал нести пасторское служение и вёл небольшую группу евреев, верующих в Йешуа, как в Мессию Израиля. Эту встречу можно назвать символической, ведь на перроне вокзала встретилось прошлое и будущее мессианского движения среди евреев в городе Одессе. Пастор Гурланд, который заложил основы этого уникального движения, и Леон Розенберг, основавший первую на юге Украины общину евреев, верующих в Йешуа Мессию.

НАЧАЛО ПУТИ

Леон Розенберг родился 15-го февраля 1875 г. в городе Ополе, нынешней Польше, которая тогда принадлежала к огромной Российской Империи. Он был первородным сыном у отца Елеазара (Лазаря) и матери Гали.

Семья Розенбергов была уважаема среди жителей города, так как соблюдала все традиции и постановления ортодоксального иудаизма. Поэтому и Леон был воспитан в строгих канонах иудаизма, начиная с изучения иврита (который в то время использовался только как язык богослужений), заканчивая учёбой в ешиве, где под пристальным вниманием мудрых наставников изучал Тору, Мишну и Гемару, Талмуд и комментарии к нему.

Он был успешен в учёбе, но многие вопросы не давали ему покоя. Он искал ответы в мистической Каббале и трудах известных раввинов, таких как Нахман из Брецлава, который по мнению многих приверженцев хасидизма, страдал вольнодумством. Однажды в его руки попала книга которая называлась «Брит Хадаша». Леон с восторгом прочёл её и вместе с приятелем из ешивы в течении долгих зимних вечеров изучал её, восхищаясь глубине мысли и духовных истин. Вскоре об этом узнало руководство ешивы, опасную книгу изъяли и уничтожили, а провинившихся студентов сурово наказали.

Это была первая встреча Леона Розенберга с Мессией Израиля Йешуа, который в тот момент времени предстал перед ним, как великий Учитель и реформатор своего народа. Вопреки желания отца, Леон не стал раввином. Он решил получить светское образование и вскоре новый мир, в котором не было запретов, захватил его. За короткий период из ревностного верующего Леон превратился в антагониста и безбожника. Он высмеивал то, во что верил раньше и даже женитьба на Фанни Вайман, глубоко верующей девушке из приличной еврейской семьи, не изменила его.

Он оставался разочарованным в себе и жизни молодым человеком, ищущим ответы на вопросы. И однажды он встретился с человеком по фамилии Зильберштейн, который был верующим в Йешуа евреем. На улицах Варшавы он раздавал трактаты, в которых на идиш и иврите были написаны цитаты из Ветхого Завета — пророчества, которые исполнились в Мессии Йешуа, и проповедовал Благую Весть. За это его неоднократно избивали фанатично настроенные религиозные евреи, уничтожали его литературу, но Зильберштейн снова и снова выходил на улицы чтобы проповедовать и раздавать трактаты.

Леон хотел знать, почему Зильберштейн раздаёт литературу, зная, что она будет уничтожена фанатиками. С грустью в голосе Зильберштейн ответил: «Если бы наш народ только знал, что он попирает ногами сокровище, уничтожая Слово Жизни, они бы никогда этого не делали. В духовной слепоте они отвергли Мессию, о Котором говорится в моей литературе. Я пускаю хлеб свой по водам, и он в своё время принесёт плод»

Леон был поражён, когда Зильберштейн, несмотря на то, что его прогнали и побили, сказал о евреях «наш народ». Он привёл место из Евангелия, в котором Мессия проявляет сострадание к Своему рассеянному еврейскому народу, заблудшим овцам дома Израилева, и прибавил: «Господь Йешуа/Иисус велел нам любить врагов и молиться за ненавидящих нас без причины».

Искренность свидетельства Зильберштейна произвела сильное впечатление на Леона. Он продолжил свои встречи с служителем Благой Вести и вскоре принял Йешуа как Господа и Спасителя.

Это произвело резонанс в жизни Леона Розенберга, от него отказалась семья, его хотели разлучить с женой, он лишился работы и еврейская община отказалась общаться с ним как с «изменником веры отцов». Несмотря на эти испытания, Леон укреплялся в вере и спустя год его жена, Фанни, присоединилась к нему и тоже уверовала в Йешуа. Она была прекрасной матерью, хорошей женой и неоценимым соработником Леону Розенбергу, который посвятил свою жизнь на дело проповеди Благой Вести Йешуа своему народу.

ОДЕССКИЙ ПЕРИОД

«Я приехал в Одессу, в этот дивный портовый город на берегу Чёрного моря, в 1903 г., вскоре после диких, кровавых погромов в Кишинёве. В Одессе проживало тогда четверть миллиона евреев, подвергаемых всеобщей, санкционированной правительством ненависти и ограничениям. Условия, в которые я попал, были крайне подавляющими. Антисемитизм свирепствовал повсюду, хотя евреи не занимали тогда руководящих постов ни в коммерции, ни в политике. Они были презираемы и ненавидимы, и в этой травле преобладал религиозный элемент страны. В церквах и школах учителя и священники внедряли в души молодых и старых дух мести за распятие Христа. «Евреи убили нашего Бога» — было широко распространённым выражением в тогдашней России, и поэтому евреи становились предметом не только мести, но и козлом отпущения за все бедствия, которые происходили в стране. Не мудрено, что евреи противились всему христианству и относились враждебно и к самой личности Христа, во имя Которого с ними так ужасно обращались все, кому ни лень. Нам было очень трудно распространять Евангелие, потому что Русское правительство, прочно поддерживаемое официальной Государственной Православной Церковью, строжайше запрещало проповедь и распространение Евангелия…»

Из отчёта Леона Розенберга на конференции в Англии. 1931 год

Служение Леона Розенберга в Одессе продолжалось в течении 18 лет. За это время была основана община евреев, верующих в Йешуа, которая была официально признана государством и зарегистрирована в министерстве внутренних дел. При общине была открыта школа для детей сирот и дом престарелых, мастерская по обучению ремеслу и бесплатная чайная, где нуждающиеся евреи могли получить еду.  Община начала целый ряд подобных общин в других городах, воспитанники пастора Леона становились пасторами этих общин в Киеве и Екатеринославле (Днепропетровске).

Община имела собственный молитвенный зал и издавала брошюры, с изложением своего вероучения, а также свой песенник, в котором были собраны песни, написанные для богослужений. Но это было потом, спустя годы, а вначале Леон Розенберг и Хаим Гурланд открыли магазин в котором продавались Священные Писания на иврите и идиш. Этот магазин назывался «Склад Библейских Книг» и находился на Кузнечной улице.

Фрагмент книги Веры Кушнир «Жизнь лишь одна»: «В витрине лежала огромная открытая Библия (оба Завета) с подчёркнутыми в ней местами, а вокруг была разложена другая духовная литература — и над нею надпись на идиш, объясняющая характер выставленного материала. Подчёркнутые места менялись каждый день, и проходящие мимо евреи время от времени останавливались, чтобы их почитать. Такое новшество в городе привлекало внимание многих.»

Для многих евреев это стало началом их пути с Йешуа. Они собирались небольшой группой в доме Леона и Фани Розенберг, где проходило изучение Нового Завета и молитвы. Со временем эта группа стала основой общины, которую назвали Первая Еврейская Христианская община.

Эта община была уникальна и тем, что не примкнула ни к одной из существующих на то время деноминаций, так как Леон считал, что основной целью существования общины было — быть домом для уверовавших евреев.

Он говорил, обращаясь в своём послании к верующим братьям Одесских церквей: «Мне жаль, что нашу позицию как евреев-христиан понимали не все, ни даже пастора и другие духовные лица, которые нередко смешивали религиозную точку зрения с национальной и говорили, что еврей никогда не может быть христианином, а христианин не может быть евреем, забывая, что хотя еврей и принадлежит в первую очередь своей нации или расе, все нации и расы могут быть христианами. Сознавая из Священного Писания, что Новый Завет есть исполнение в Иисусе Христе чаяний и надежд еврейского народа, мы понимали, что вполне правы, когда подчёркивали вместе с Апостолом Павлом, что мы евреи по национальности или расе, и христиане по вере, спасённые по благодати Божией через искупительную смерть Его Сына Йешуа/Иисуса»

В 1913 г. Первая Еврейско-Христианская Община решила отпраздновать своё десятилетие, считая от дня образования маленького собрания в доме Леона и Фанни Розенберг ещё до Одесского погрома 1905 года и до официальной регистрации этого собрания, как Первой Еврейско-Христианской Евангельской  общины.

Фрагмент книги «Жизнь лишь одна»: «Праздник был открыт помощником пастора, который после молитвы дал краткий обзор благословенных лет миссионерского служения старшего пресвитера. Епископ Альберт, личный друг из одного близлежащего города, произнёс вдохновенную речь, в которой он подчеркнул важность работы среди евреев. Он прославил Бога за явные благословения в этой уникальной еврейско-христианской общине и, помимо многого другого, сказал: «Я старый служитель Евангелия и исколесил немало дорог, посещая многие церкви, но ещё нигде и никогда не встречал такой, как эта. Не только потому, что это первая еврейско-христианская община в нашей стране, но потому, что все её члены являются плодом верной проповеди Евангелия, услышанной именно здесь, из уст старшего пастора Леона Розенберга и его помощников».

Приветственные речи ещё нескольких известных проповедников и друзей закончились обильной программой из свидетельств и музыкальных номеров молодёжи и детей из общинной школы. Общинный хор дружно пел по-русски, на иврите, на идиш и других языках. Друзьями церкви были все окружные колонии немцев-меннонитов и баптистов, и они тоже принимали участие в торжестве. В своей заключительной проповеди пастор Розенберг напомнил про некоторые трудные моменты из прошлого, из которых Господь вывел общину с полной победой и, призвав всех присутствующих встать, громко и вдохновенно, подлинно в силе Духа Святого, отдал славу Богу и Его Сыну Йешуа/Иисусу Мессии за неизреченный дар спасения.

Духовный подъём всех присутствующих был таким высоким, что, казалось, крыша поднимется со здания и улетит, чтобы молитвы и пение могли устремиться непосредственно в небеса.»

Спустя год, после начала Первой Мировой войны, пастор Розенберг будет сослан в Сибирь, как имевший связи с Германией, которая была основным противником России в ту войну. Казалось, что на этом завершится его служение в Одессе, но за него вступились его верующие друзья в высших кругах Санкт-Петербурга. Они начали серьёзно ходатайствовать о нём перед правительством Российской империи. В их числе был граф Палин, сенатор и истинный христианин. Сенатор Палин написал рекомендационное письмо о пасторе Розенберге и попросил генерал-губернатора Одессы приказать срочно возвратить сосланного пастора его семье.

Несмотря на ограничения, наложенные на протестантские церкви, Леон Розенберг продолжил своё служение евреям Одессы и Бессарабии и добился немалых успехов, приведя многих к познанию Мессии Йешуа.

Его служение продолжилось и во время революции и Гражданской войны. Несмотря на опасность погибнуть, он проповедовал евреям Благую Весть. Его семья подвергалась смертельной опасности во время погромов и грабежей, но семья Розенбергов не оставляла Одессу. Пастор Леон не мог оставить своих духовных детей на произвол судьбы спасая свою жизнь, он принял решение оставаться с ними до конца.

В 1921 году его арестовали карательные органы ВЧК и приговорили к смерти за религиозную агитацию среди населения. Только заступническое вмешательство Международного Красного Креста спасло ему жизнь. Коммунисты согласились обменять его на двух ценных для них арестантов, задержанных немцами, а пастору Розенбергу приказали покинуть страну.

Благодарственное письмо Первой Еврейской Христианской общины пастору Леону Розенбергу:

Благодарственное письмо

духовному отцу и пастырю нашей общины

Леону Розенбергу

Обстоятельства заставляют вас покинуть Одессу и уехать за границу, оставляя нас сиротами.

В течение двадцати двух лет вы стояли перед нами, служа нашему возлюбленному Спасителю в роли пастора евангельской общины евреев-христиан и директора Миссии и школы. Вы были духовным отцом всей нашей общины и вполне заслужили звания и пресвитера, и пастыря.

Годы нашего существования как церкви были подлинно памятником Божией благодати и милости к Его народу (Псалом 72:1 и Римлянам 11:1).

С Господом у правой руки своей вы были рулевым нашего небольшого челна на бурных волнах окружающих нас стихий. Когда Он открывал двери, никто не мог их закрыть. Свидетельство сопровождалось силой Божией, и Господь прилагал всё больше душ к числу верующих в нашей церкви. Многие из наших братьев и сестёр, принадлежащих к рассеянному Израилю, вынужденных покинуть семьи из-за своей веры в Иисуса, стоят сегодня здесь, а те, кто покинули Одессу, служат свидетелями Евангелия в других местах и даже за границей нашей страны. Несколько филиалов нашей церкви восстали тут и там в подтверждение благословения свыше, почившего на вашем служении, и многие братья и сестры на протяжении лет оставались верными до смерти.

Вы также послужили малым детям. Ваша забота о них привела к открытию школы, где они могли воспитываться в наставлении Господнем в чисто евангельском духе.

«Как же будет теперь? — спрашиваем мы себя. — Что мы будем делать без вас?» И всё же мы уверены, что воля Божия в том, чтобы вы уехали, и надеемся, что вы ещё возвратитесь к нам. Итак, мы желаем вам и всем вашим Божиих благословений на том пути, который он открывает перед вами отныне.

От глубины души благодарим за ваше дивное служение и да воздаст вам за всё Господь!»

В Его любви,

ваши верные в Нём братья и сестры,

(подписи всех членов общины)

Одесса, Май 1922

Первая Еврейская Христианская община была уничтожена в 1931 году, в период массовых гонений на Церковь в СССР.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Пастор Леон Розенберг прожил ещё долгих 43 года и до самой смерти оставался в служении, которому посвятил свою жизнь. После Одессы была работа в Польше и США, Израиле, но везде где бы он ни был, он вспоминал свой Одесский период. То что он вынес из Одессы стало откровением для многих служителей во всём мире – евреи остаются евреями и после принятия Йешуа. Им не надо менять свою жизнь, ассимилируясь к другим культурам, они созданы Богом для того, чтобы исполнить миссию, возложенную на них, а именно: быть свидетелем Бога на Земле.

Хочется завершить эту статью комментарием Леона Розенберга на цитату из Чисел 6:24-26: «Эти благословения Бог поручил через Моисея Аарону первосвященнику и сынам его произносить над сынами Израилевыми во время служения во Святом Святых. И эти благословения я, ваш отец и дед, произношу над вами в надежде, что Господь позволит им сойти на вас.

Наш портал в Facebook:

Мне бы ещё очень хотелось увидать всех вас, но пусть Господь решает, будет ли это ещё возможно или наступил мой час предстать пред Ним в Небесах. Я вручаю всех вас Его заботе. Мне есть за что благодарить Его. Слава ему за все мои годы, дни и часы, которые Он по милости Своей даровал мне для служения Ему. Да прославится имя Его вечно, ибо благость и милость Его пребывает во век. Аминь»

Валентин Эйтан

Источник — orhamashiah.org

Подписывайтесь на наш канал в Telegram - @ieshuaorg

Подписаться на ieshua.org: 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>