Недавно я задала подруге вопрос, не подумав. На это она ответила так, как могут только самые близкие друзья: «я люблю тебя, но это был глупый вопрос». И мы обе рассмеялись, когда она начала объяснять непоследовательность сказанного мною.
Однако вскоре мы перестали хихикать и кивать. И я задумалась над тем, как часто у меня вырываются необдуманные слова потому лишь, что я быстра на слова и медленна на слышание (Иак. 1:19). Если бы я следовала наставлению Иакова, то, вероятно, не выпалила бы те слова. Хотя в них и не было греха, мне вспомнилось, что «при многословии не миновать греха» (Прит. 10:19). Когда речь тороплива, грех зачастую следует за ней по пятам.
Беседуя о том, насколько внимательными должны быть христиане к своим словам, мы осознали, что в наш разговор проникла ещё одна ошибочная идея. На этот раз, это был оборот речи, который использовала моя подруга: «я люблю тебя, но…» Но что? Что было противопоставлено её любви ко мне? В тот момент это была истина. Но следует ли в этом случае воспринимать любовь и истину как противодействующие силы? Что, если не любовь, двигало ею в её желании сказать правду?
Как говорит любовь
Можно лишь вообразить, как на арене Колизея оказываются два противника: любовь и истина. Любовь – главное действующее лицо – ожидает появления коварного зверя – истины. Гремят кованные железные ворота, и является истина: она выходит на свет, столь грозное зрелище. В их противостоянии победит лишь одна; обеим им не устоять.
Однако в жизни христианина любовь не враждует с истиной – она царствует посредством истины. Посмотрите хотя бы на то, как разговаривает Иисус с богатым юношей в 10-й главе Евангелия от Марка. Упав на колени, юноша задаёт Мессии вопрос, готовый сорваться с языка любого религиозного человека: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10:17). Иисус предложил ему список правил, включающий в себя некоторые из десяти заповедей (Мк. 10:19), на что богатый юноша ответил: «Учитель! всё это сохранил я от юности моей» (Мк. 10:20).
Возможно, в это время он поднялся с колен и оказался лицом к лицу со Христом. И тогда:
Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною (Мк. 10:21).
Иисус взглянул на него и полюбил его. Он не сказал: «Я люблю тебя, но тебе всё же одного недостаёт». Как следствие любви к этому юноше, Иисус сказал ему правду.
Истина убирает лишнее
Христос не противопоставлял любовь истине. Его любовь задействовала единственную в мире истину, способную спасти погибающего грешника. Иисус есть «путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через» Него (Ин. 14:6). Путь истины есть жизнь. И Христос показывает нам, что любовь должна говорить истину.
Тем не менее, богатому юноше не пришлось по нраву то, что он услышал. На самом деле, ответ Иисуса «смутил» его так, что он ушёл «с печалью» (Мк. 10:22). Конечно же, это не застало Иисуса врасплох. Скорее всего, Он ожидал, что юноша огорчится. Но Иисус почёл временное уныние этого юноши за ничто в сравнении с вечной радостью, которую он мог бы иметь, если бы только познал Бога и полюбил Его превыше всего (Флп. 3:8). Но, чтобы достичь всего этого, юноша должен был узнать правду.
Грех застил ему глаза подобно тому, как цемент покрывает всё в городе. И Христос использовал зубило истины, чтобы его счистить. Каков же был его ящик для инструментов? – это была любовь.
С чего начать
Мы не знаем, куда пошёл богатый юноша после того, как с ним говорил Христос. Вступил ли он в ряды верующих первого столетия? Вошёл ли он в небесные врата? Тем не менее, мы точно знаем, где бы он оказался, если бы Христос ценил комфортные разговоры выше, чем умение говорить «истину в любви» (Еф. 4:15 – пер. Еп. Кассиана) – в аду.
Без Христа все мы – богатые юноши и девицы. Наше падение иссушило нас, лишив любви к Богу и к истине, Источником которой Он является (Рим. 1:25). Даже будучи верующими, мы иногда предпочитаем такую «любовь», которая имеет мало общего с истиной. Итак, как же нам правильно исполнить повеление говорить истину в любви?
Начинать нам следует с самих себя. Иисус повелевает, прежде всего, работать с грехами, атакующими человека, лицо которого мы каждое утро видим в зеркале (Мф. 7:3-5). Но, разумеется, мы не можем просто закачать в себя истину, порождённую любовью. Ведь ни любовь, ни истина не происходят от нас. Обе они коренятся в Боге (1 Ин. 4:7-8). Однако, посредством чтения Писания и молитвы, Бог наполняет нас Самим Собой. Он взращивает нас так, чтобы в нас отобразились Его общительные атрибуты. Он даёт нам всё необходимое для того, чтобы работать сначала над собой, а потом и над другими.
К кому идти
Мир населён двумя категориями «других»: верующими и неверующими. То есть, на то, как мы будем говорить истину в любви, должно влиять отношение человека к Иисусу. Мы не станем менять саму истину, а только её применение. Либо мы будем призывать неверующих встать на Вечную Скалу (отсылка к англ. песне «Rock of Ages», по-русски – «благодатная Скала» — прим. пер.), либо напомним верующим, как сладостно для них быть укоренёнными на ней.
Когда мы говорим другим верующим истину в любви, Бог использует наши слова как исполненное любви побуждение. Мы воодушевляем наших братьев и сестёр христиан «держаться исповедания упования неуклонно» (Евр. 10:23). Да, мы должны указывать на грех (Гал. 6:1). И тысячу раз да, мы должны напоминать друг другу, что один лишь Бог насыщает «душу жаждущую» (Пс. 106:9). Радость в Нём – это ключ к жизни послушания.
Когда же мы говорим неверующим истину в любви, Бог использует наши слова как капсулы, в которых благая весть переносится в сердца и умы, не знакомые со Христом. Неважно, чужие они нам или свои, члены семьи или забытые друзья, Бог повелевает нам говорить людям, которых мы знаем: «я люблю тебя и… хочу поведать тебе лучшую в мире весть».
Быть последователем Христа – значит быть фонтаном. Не зависимо от того, сидит ли напротив нас верующий или неверующий человек, любовь, являющаяся отражением Христа, будет орошать каждого евангельской истиной. Некоторым людям это будет приятно, а некоторые отпрянут от нас. Однако если мы сочтём вечность, проведённую с Богом, дороже возможности уберечь себя от «кратковременного лёгкого» дискомфорта (2 Кор. 4:17), то в любви мы станем говорить и истину.
Автор — Таннер Свэнсон / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!