Он сотворил их мужчиной и женщиной: пол, гендер и образ Божий

Он сотворил их мужчиной и женщиной: пол, гендер и образ Божий

Является ли понятие «гендер» социальным конструктом? Должна ли мужественность или женственность быть делом личного выбора? Существуют ли более двух «гендеров»?

Десять лет назад эти вопросы были неслыханными, за исключением факультетов англистики и феминологии в светских университетах. Но как бы странно и даже кощунственно это ни звучало, сегодня многие ответят «да» на все три вопроса. Может быть, у вашего ребенка в детском саду есть приятель, которого воспитывают «гендерно нейтрально». Или ваша кофейня начинает использовать бейджи с «предпочтительными местоимениями». Или, немного ближе к дому, у вас может быть член семьи, который находится в процессе «перехода».

Хотя современный Запад утратил свои границы и чествует множество так называемых гендерных вариантов, как христиане должны понимать и критиковать сегодняшние концепции гендера в свете Писания? Мы начинаем с понимания, а не смешения четырех категорий: пол, гендер, нормы и призвания.

Пол: мужской и женский

Английский термин sex имеет несколько определений. Он может относиться к половому акту или же к категориям мужской пол и женский пол. Для нашего обсуждения мы сосредоточимся на втором определении.

Пол, как мужской, так и женский – есть объективная бинарная классификация. В этом смысле пол относится к разделению на основе репродуктивных функций. Однако сегодня многие утверждают, что пол не объективен, а произволен. Например, некоторые утверждают, что пол «назначен» при рождении. Это просто неправда. Пол новорожденного физически определяется половыми органами младенца и генетически подтверждается через анализ ДНК.

Но как быть с людьми, которые являются «интерсексуалами»? Является ли это исключительно редкое состояние (по всем показателям, одно на тысячи, а не на сотни) доказательством того, что пол понятие не бинарное, а имеет некий спектр? Нет. Интерсексуальность — это биологическое явление, при котором у индивидуума может быть генитальная двойственность или генетическая вариативность. Однако в биологии человека аномалии не сводят на нет категории.

интерсексуальность

Гендер: Самовосприятие

Современное понятие «гендер», с другой стороны, является сравнительно недавним изобретением, и его труднее исследовать. В отличие от пола, гендер является категорией, которая существует объективно только в области лингвистики. Она не указывает на что-либо материальное. Вместо этого «гендер» сейчас используется для обозначения психологической реальности, независимой от биологического пола. Это субъективное восприятие себя мужчиной или женщиной.

В настоящее время эта психологическая концепция «гендера», по существу, применяется лингвистически, вместе с требованием использовать предпочтительные местоимения и вновь выбранные имена, чтобы соответствовать самовосприятию, а не объективной истине. Но именно так меняются умы — сначала меняя язык.

Учитывая, что пол есть понятие объективное, а гендер – субъективное, можно подумать, что мы будем расценивать подчинение субъективных идей объективной правде. Напротив, верно обратное: наша культура теперь ценит изменение объективной, физической реальности наших тел, чтобы пойти навстречу субъективному впечатлению о себе.

Самовосприятие большинства людей совпадает с их биологическим полом. Для небольшого процента других это не так. Психическое расстройство от этого диссонанса называется гендерной дисфорией – психологическим следствием грехопадения. Некоторые предпочитают идентифицировать себя как трансгендеры (мужчины-женщины или женщины-мужчины), в сущности возвышая психологию над биологией.

Однако эта новая форма дуализма отделяет разум от тела и возвышает самоидентификацию в ранг детерминанта личности – отсюда и неологизм гендерная идентичность. Правда в том, что самоощущение в лучшем случае описывает то, что мы чувствуем, а не то, кем мы являемся.

трансгендер

Нормы: культурные ожидания

Но некоторые утверждают, что понятия мужчина и женщина на самом деле определяются культурой. Эта категорийная ошибка является смешением понятий мужчина и женщина с отдельной классификацией мужественности и женственности. Мужественность и женственность есть поведенческие характеристики, связанные с тем, мужчина вы или женщина. Следует признать, что эти социальные нормы иногда сформированы нашей культурой и ожиданиями.

Например, в некоторых частях Соединенных Штатов быть мужественным часто означает быть неотесанным, жестким, неэмоциональным и неартистичным. Для некоторых типичный американец – брутальный, громогласный и напыщенный футболист или строитель. И все же во многих других местах эти два примера посчитали бы не мужественными, а варварскими!

Кто сказал, что мужчина не может быть артистичным? «Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на лире и свирели». (Бытие 4:21). Моисей вел Израиль в песне победы над Египтом (Исход 15:1–18). Давид хорошо играл на лире и написал множество псалмов (2 Царств 23:1). Он также назначал мужчин быть музыкантами в храме (1 Паралипоменон 25:1–31).

Кто сказал, что мужчины не могут быть эмоциональными? Многие из пророков, такие как Ездра, Неемия и Иеремия, не боялись выражать свои эмоции через публичные слезы (Ездра 10:1; Неемия 1:4; Плач 1:16). Даже сам Иисус публично плакал (Ин. 11:35). Сильные эмоции предназначены не только для женщин.

Царь Давид был известен сердцем, ищущим Господа. Он известен своими смелыми подвигами – сначала как пастушок, когда он сражался со львами и медведями, чтобы защитить своих овец, затем как юноша, бросивший вызов гигантскому Голиафу, а затем как воин-король. Но Давид также был известен как человек чуткий и интуитивный, проявляя черты, которые мачо-культура считает неуместными для «настоящего мужчины». Если бы сегодня Давид рос маленьким мальчиком, играющим на арфе, некоторые дети, возможно, дразнили его за то, что он неженка.

Давид играет на арфе

Призвания: мужественность и женственность

Значит ли это, что между мужчиной и женщиной нет различий? Вместо того, чтобы искать подсказки в первую очередь от общества, мы должны обратиться к Писанию. Культурные нормы для мужчин и женщин могут формироваться обществом, но Слово Божье говорит о том, что мужчины и женщины, будучи равными по значению, различны в своих призваниях. Мы определяем это различие в призваниях как библейские мужественность и женственность, категория, которую не признает светский мир.

В повествовании о сотворении мира Бог создает женщину, чтобы она была «помощником, соответственным мужчине» (Бытие 2:18). Слово «помощник» (иврит эзер) не означает человека меньших достоинств или меньшей ценности. На самом деле, эзер встречается в Ветхом Завете 21 раз, и 16 из них ссылаются на Бога как на помощника Израиля.

«Соответственного ему» (кенегдо) передает взаимодополняемость – как сходство, так и различие. Адам и Ева похожи друг на друга как люди, а также не похожи, поскольку они мужчина и женщина. Намерение Божье в том, чтобы женщина дополняла, а не дублировала мужчину. С самого начала разница в призвании была Божьим замыслом.

Апостол Павел призывает мужей любить своих жен «как Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее» (Ефесянам 5:25), а жены повиноваться своим мужьям «как церковь повинуется Христу» (Ефесянам 5:24). Эти различные призвания жизненно важны в браке, в церкви и в других сферах.

Больше, чем биология

В первой главе Библии Бог создает небеса и землю и наполняет землю живыми существами. Венец творения – адам или человек (человечество). И среди всех различных человеческих характеристик Бог особенно выделяет следующие: мужчина и женщина.

Бытие 1:27 передает неоспоримую связь между «образом Бога» и онтологическими категориями мужчины и женщины. Этот стих состоит из трех стихотворных строк, причем вторая и третья строки структурированы параллельно, сообщая соотношение между образом Бога и «мужским и женским».

И сотворил Бог человека по образу Своему,
по образу Божию сотворил его;
мужчину и женщину сотворил их.

Адам и Ева

Быть созданным по образу Божьему и быть мужчиной или женщиной — это необходимо для того, чтобы быть человеком. Пол (мужской и женский) не просто биологическое или генетическое определение, точно так же, как человек не просто биология или генетика. Пол – это, прежде всего, духовная и онтологическая реальность, созданная Богом. Бытность мужчиной или женщиной нельзя изменить руками человека; пол – это категория рук Божьих, Его оригинальный и вечный замысел.

И как бы кто-либо ни пытался изменить этот факт в своем собственном теле, самое большее, что можно сделать, это искусственно удалить или увеличить части тела, или использовать фармацевтические препараты, чтобы неестественным образом подавлять биологическую и гормональную реальность своей сущности как мужчины или женщины. Другими словами, психология узурпирует биологию; то, что я чувствую, становится тем, кто я есть. Отрицая эту физическую и генетическую реальность, мы позволяем опыту вытеснять сущность и, что более важно, образ Бога.

Sola Experientia

Как христиане, живущие сегодня в непростые времена, мы должны признать, что мир смешивает и объединяет эти четыре категории. Мир предположит, что маскулинность – это социальный конструкт (что отчасти действительно так, но не в целом), а затем станет утверждать, что мужчина и женщина также являются социальным конструктом, что вовсе не так.

Главный вопрос: чему христианам следует уделять особое внимание при обсуждении этой темы? Трансгендеризм – это не только битва за то, что является мужским и женским, а скорее битва за то, что является правдой и реальностью. Христиане не могут просто кивнуть и вежливо улыбнуться перед лицом разрушительной лжи.

Постмодернизм, исходящий из романтизма и экзистенциализма, говорит нам, что «вы есть то, что вы чувствуете». Таким образом, опыт господствует, и все остальное должно склониться перед ним. Sola Experientia («только опыт») одержал победу над Sola Scriptura («только Писание»).

Но Бог говорит: Ты тот, кем Я тебя создал. Истина не есть то, что мы чувствуем; она не основана на нашем самовосприятии. На самом деле, Писание говорит нам, что «лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иеремия 17:9). Мы не можем доверять нашим собственным мыслям и чувствам, поэтому нам нужно подчинить их Богу, потому что мы можем «уповать на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная» (Исаия 26:4).

Я отказываюсь ставить свою психологию выше своей биологии, и как христианин я отказываюсь ставить и то и другое выше Писания. Я тот, кем Бог – который не делает ошибок – создал меня. Так кто я? Кем Бог меня создал?

Я создан по образу Божьему, и я искупленный мужчина-христианин. Не больше. Не меньше.

Автор — Кристофер Юан / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Наталия Наказнюк для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!