Очень часто созерцательную молитву ассоциируют с древней историей церкви. Но Бог восстанавливает её как средство развития более близких отношениях с Ним.
Я обнаружил, что самый прямой путь к большей близости с Богом лежит через практику почти утраченного в стремительно меняющейся современной церкви искусства — того, что называется созерцательной молитвой. Более десяти лет назад этот тип молитвы привлёк мое внимание через некоторые устроенные Богом события, и с того времени это стало одной из основ моего хождения с Ним.
Когда я впервые начал практиковать такой вид молитвы, я провёл целый год за чтением исключительно Библии и работ лидеров ранней христианской церкви, широко известных как “отцы-пустынники”. Чем больше я читал, тем больше осознавал, что эта тропа мне знакома. Это был путь, по которому я уже ходил.
Созерцательная молитва заключается в стремлении к близости с Богом. Библия полна упоминаний об этом поиске:
“Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.” (2 Кор. 3:18)
“Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле.” (Пс. 45:11)
“Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.” (Евр. 12:2)
Созерцательная молитва — это древняя христианская практика, малоизвестная и не особо применяемая во многих евангельских и харизматических кругах, но я верю, что Дух Святой восстанавливает её значение для тела Христа в наши дни.
В созерцательной молитве, мы как христиане не обращаемся к Богу, как к Тому, Кто прежде всего восседает на престоле на небесах; наоборот, мы приходим к Нему посредством реальности нашего нового рождения во Христе, обращаясь к Тому, Кто поселился внутри нас. В сердце каждого человека есть престол, на котором обитает Бог, имеющий с нами особые личные отношения.
Ричард Дж. Фостер — квакер и автор современной христианской классики “Celebration of Discipline and Prayer: Finding the Heart's True Home” (Прославление дисциплины и молитвы: в поисках настоящего дома сердца) на протяжении многих лет изучал различные формы молитвы. Благодаря своим исследованиям и опыту он выделил три этапа созерцательной молитвы: размышление, молитва тишины и духовный экстаз.
Размышление
Первым этапом является размышление, которое предполагает отказ от всех отвлекающих факторов. В этом и заключается главная мысль Псалма 45:11: “Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле.”.
Некоторые (англоязычные) переводы предлагают следующее буквальное значение: “Расслабьтесь, отпустите всё и познайте, что Я — Бог...”.
Существует взаимосвязь между полученным через откровение внутренним знанием о великой Божьей любви к нам и покаянием с нашей стороны. “Покаяться” означает отвернуться от греха и обратиться к Богу. В размышлении это означает отвернуться от всех конкурирующих отвлекающих факторов, чтобы сфокусироваться на Господе и Его присутствии.
Пребывая в спокойствии, мы просим Духа Святого сделать Иисуса реальным для нас и убрать с поля нашего зрения все остальное. Фостер учит, что один из способов сделать это — увидеть Иисуса сидящим на стуле напротив нас. Он действительно находится здесь, но иногда нам необходимо визуализировать эту реальность. Бог создал наше воображение и, как и все остальные способности, которыми мы обладаем, мы должны освятить его, отдавать в Божьи Руки и использовать для Божьих целей.
Наша способность двигаться в даре чудотворения, включая творческие чудеса, отчасти приходит после полного подчинения Богу нашего воображения, потому что это та область, в которой мы начинаем верить в невозможное. Использование нашего воображения в созерцании отлично подходит и лучше всего применяется, когда мы просим Бога освятить наши чувства и наполнить их Святым Духом. Это не то же самое, что иллюзия в учении Нью-Эйдж, а то, что Брат Лоренс просто назвал “практикой присутствия Божьего”.
Если разочарования и отвлекающие факторы давят на нас, нам нужна стратегия, как их заглушить. Для этого госпожа Жанна Гийон, французский христианский мистик конца 17 — начала 18 столетия и пионер созерцательной молитвы, рекомендовала размышлять над Писанием. Она писала, что, когда отвлекающие факторы борются за наше внимание, мы должны думать, размышлять над местами Писания и проговаривать их. Размышление над Писанием помогает нам сосредоточить наше внимание на Господе.
Молитва тишины
По мере того, как мы возрастаем в понимании благодати размышления, мы открываем второй этап созерцательной молитвы, который святая Тереза Авильская и многие другие называли “центром тишины” или “молитвой тишины”.
Благодаря размышлению мы убрали все препятствия сердца, все отвлекающие факторы разума и все колебания воли. Божественная благодать любви и восхищения омывает нас, как волны океана, и мы замолкаем в центре нашего бытия. Конечно, здесь имеет место спокойствие, но это слушающее спокойствие. Что-то глубоко внутри нас пробудилось и приведено во внимание, и теперь наш дух стал на цыпочки, бодрствует и готов слушать. Затем приходит внутренний спокойный взгляд сердца, иногда называемый “созерцанием Господа”.
Теперь мы купаемся в теплоте Его дорогих объятий. Когда мы ожидаем перед лицом Бога, Он, по милости Своей, дает нам обучаемый дух. Наша цель, конечно же, состоит в том, чтобы сделать это созерцание ежедневным переживанием в своей жизни, но обычно это не так быстро приходит к нам.
Однако, по мере того, как мы всё больше и больше ощущаем внутреннюю внимательность к Его божественному шёпоту, мы становимся носителями Божьего присутствия на протяжении всего дня. Подобно тому, как наша одежда пропитывается дымом, и мы носим с собой его запах, так и аромат Божьего присутствия начинает проникать в наше естество, потому что мы становимся носителями Его аромата, куда бы мы ни шли.
Духовный экстаз
Третий этап созерцательной молитвы — духовный экстаз. Любой человек, который когда-либо находился в кругу пророков, знает, что они, как правило, спокойны по своей природе. Они успокаиваются, очень часто даже закрывая глаза, и ждут, пребывая в практически пассивном покое. В этом состоянии тихого отстранения от окружающей реальности, приходит просвещение — дух откровения, и их существо наполняется образами от Бога, Божьими мыслями и Божьим сердцем.
Вот так это работает в моём случае. Я призываю кровь Христа в свою жизнь и успокаиваю своё внешнее естество. Затем я поклоняюсь Господу и наслаждаюсь красотой Его присутствия. Далее Он ведет меня в комнаты, пронизанные светом Его любви, и наполняет меня видениями, которые Он хочет, чтобы я видел. Иногда я настолько охвачен Его любовью, что Он ведет меня выше, в небесные места, где мой дух, кажется, парит.
Духовный экстаз, последний шаг в созерцательной молитве, это не то, что мы делаем сами, это работа, которую производит в нас Бог. Экстаз — это созерцательная молитва, поднятая на N-ый уровень. Даже признанные авторитеты в созерцательной молитвенной жизни осознают, что это, как правило, мимолетный опыт, а не что-то имеющее место быть постоянно.
Другой способ описать экстатическое состояние — это пребывание в состоянии “опьянения” Божьим присутствием. Для стороннего наблюдателя человек, оказавшийся в царстве Духа и взятый в восторженное место, может показаться пьяным. Суть этого опыта состоит в том, чтобы быть исполненным Божьим присутствием, независимо от того, видим ли мы какие-либо картины и слышим ли какие-либо слова или нет.
В конечном счете, цель, к которой мы так сильно стремимся, — это вовсе не опыт, а сам Христос. По мере того, как мы будем учиться быть спокойными и познавать, что Он есть Бог, и общаться с Ним в своём внутреннем естестве, к нам будет приходить понимание того, что мы созданы для общения с Ним, — и наша внутренняя жизнь даст нам силу идти вперёд, чтобы продолжать совершать Его дела.
Автор — Джеймс Голл / charismanews.com
Перевод — Светлана Штангей для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!
Безмерно счастлива, что нашла эту информацию! Верю, что продвинусь дальше в отношениях с моим Создателем!
Благодарю за труд и ваши любящие сердца!