За 38 лет пасторского служения в часовне на Нью-Парк-стрит (позже ставшей «The Metropolitan Tabernacle») Чарльз Сперджен и церковь приняли в свои ряды около 14 тысяч человек. Как вы думаете, сколько из этого числа было принято в церковь через крещение — как новые души, завоеванные для Спасителя?
Я бы предположил, что не больше 3500. Большинство, как я полагаю, перешли из других церквей, чтобы услышать величайшего проповедника поколения. Кроме того, 3500 крещеных — в среднем 92 человека в год, почти 2 человека в неделю на протяжении 38 лет — кажутся ливнем благословений по сравнению с той струйкой обращений, к которой я привык.
В своей замечательной книге «Пастор Сперджен» Джеффри Чанг дает нам ответ. «Сперджен принял в свои ряды 13797 человек. Из них 10063 человека (73%) были приняты через крещение», остальные перешли из других церквей (20%) и из-за рода занятий (7%) (110). Это означает, что «большинство членов «Скинии» составляли те, кто был обращен через служение церкви» (112).
За поколение в одну поместную церковь через крещение пришло более 10 тысяч человек. Можете себе представить?
«Большой позор»
Наше удивление еще больше усилится, когда мы прочитаем описание Чанга, что Чарльз Сперджен отвергал небрежные стандарты крещения и членства. То есть, церковь не крестила по минутной прихоти. Не было такого, что эти десять тысяч человек подняли руки в один момент страсти и через несколько минут их повели в бассейн креститься. Сперджен отказывался хвастаться «невылупившимися цыплятами» (112). Скорее, церковь серьезно относилась к возрожденному членству, с процессом на первом этапе, который возвышается над многими церквями сегодня.
Прежде всего, пишет Чанг о Сперджене, «он хотел видеть, как люди приходят в церковь из мира» (111). Его жажда увидеть, как Бог спасает души, была заразительной. Он не мог представить себе, чтобы Церковь Иисуса Христа не завоевывала трофеи для Учителя.
«Я считал бы большим позором, если бы про меня сказали: “Огромная церковь под пасторским попечением этого человека состоит из членов, которых он украл из других христианских церквей”. Нет, но я превыше всего ценю безбожников, нечистых, которые выведены из мира в общение со Христом». (111)
Как много пасторов и церквей сегодня думают подобным образом? Или, что для меня наиболее убедительно, многие ли верят в это? Многие ли действительно верят, что Бог может строить наши церкви в первую очередь через крещение? Мне подобная вера дается непросто. Многие ли действительно верят, что мы можем увидеть возрождение района, города, поселка или нации с помощью старого и крепкого Евангелия? С трудом. Многие ли действительно молят Бога о том, чтобы Он двигался среди нас могущественно, как в былые времена? Мне трудно.
Великие пробуждения
Подобные истории вызывают во мне беспокойство.
Я читаю о Божьей работе в других странах и временах и удивляюсь тому, как мало сходства с моим собственным опытом. Кажется, что они жили в каком-то многосерийном приключенческом фильме. Я перелистываю страницы Писания, чтобы прочитать о моих предках, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евреям 11:33-34). О чем бы они прочитали, перелистывая страницы моей жизни?
Продолжая дальше, я читаю о могущественном Евангелии, «перевернувшем мир» (Деяния 17:6). В особые времена — далекие эпохи — я читаю о крупных городах, бросающих своих идолов в огонь (Деяния 19:18-19), и об осуждении за грех, сокрушающем сердца сотен и тысяч людей (Деяния 2:37-41). Я читал о Великих пробуждениях на наших берегах, когда многие смотрели на Христа из своего укушенного змеями состояния и получали исцеление. Говорят, что дома и улицы были наполнены общением с небесами. Множество людей жили с трезвостью по отношению к греху и страхом перед грядущим гневом. Сердца казались более полными, поклонение более активным, а следующая жизнь со Христом — главным желанием.
«Другие времена» — вздыхаю я. Тогда казалось, что что-то происходит, что-то прорывается, что-то поставлено на карту. Перед ними расступались воды, происходили возрождения, горы двигались в сердце моря. Возможно, жизнь была менее определенной (я не стал приводить следующие стихи из 11 главы Послания к Евреям, где подробно описываются пытки, бичевания и распиливание надвое), но, когда пальцы времени крепко сжимали шею, бессмертные существа чувствовали свой мимолетный пульс и жили ближе, по крайней мере, как я себе это представляю, к грядущему миру.
Тот же вчера и сегодня
Но в большинстве дней тот мир и те времена остаются позади. Мы живем сейчас — в мире смартфонов, автострад и антибиотиков. Современный человек слишком научен, слишком просвещен — этому способствует моё неверие — чтобы быть достигнутым Евангелием, как это было с менее развитыми поколениями.
Сегодня все чаще и чаще просто отвергают притязания на религию, Библию и даже на объективную истину. Сегодня жажда этого невнятного чего-то часто притупляется бесконечным буфетом развлечений. Сегодня пропасть между этим миром и иным стала шире. Кладбище далеко. Любимых выносят ногами вперед менее неожиданно; и когда они есть, мы успокаиваем себя хорошим настроением и смутными надеждами. Петля смерти ослабла ровно настолько, чтобы немногие считали, что им пришел конец.
У меня возникает искушение поверить, что сегодняшний Бог менее велик, менее актуален и в целом более ненавязчив, чем в прошлые годы. Подобно президенту, отбывшему свой срок, он удалился в свое небесное поместье, чтобы насладиться спокойной жизнью. Мы проповедуем о Боге, но как часто мы встречаемся с Ним? Мы проводим занятия по Великому поручению, но как часто мы крестим? Но вот что действительно заставляет мою душу кровоточить: как часто я вообще замечал редкость этого — или переживал по этому поводу? Поднимите глаза от своих экранов и мирских интересов, Иисус говорит: «Говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Иоанна 4:35).
Сперджен, стремясь пробудить церковь (и свою собственную душу), сравнил многих христиан с учениками, засыпающими в Гефсимании:
«Христос там наверху ходатайствует, а мы здесь, внизу, спим, большинство из нас. Христос там, наверху, показывает свои раны и умоляет перед престолом Отца, чтобы Он посетил сынов человеческих и дал ему увидеть муки Его души, и вот мы, не наблюдая за Его врагами и не помогая Ему нашими молитвы; мы заняты здесь и там, тратим драгоценное время в то время, как бессмертные души теряются. Мы спим, как люди в разгар жатвы, когда зерно ждет серпа». («Церковь пробудилась»)
Отрывок из Писания, на котором была построена его проповедь: «Пробудись, спящий, и восстань из мертвых, и осветит тебя Христос» (Ефесянам 5:14).
Малая вера
Возможно, все это ошибочная оценка — романтизация прошлого и игнорирование нынешних триумфов. Бог, конечно же, не ушел на пенсию. Проходит ли хоть один час, чтобы небо не радовалось покаянию грешника?
Но с моей точки зрения, с моим ограниченным опытом и полем деятельности, все же чего-то не хватает. Возможно, вы тоже это чувствуете. Мы становимся все меньше похожи на солдат, а все больше на гражданских. В нас меньше бодрствования, больше сонливости. Меньше ожиданий, больше самодовольства.
Идти на великий риск ради Христа? Перестать пролистывать ленту новостей, смотреть видео и двигаться по инерции, и начать жить в этой величайшей из всех историй? Покинуть Шир (вымышленная Дж. Р. Р. Толкином страна, описанная в трилогии романов «Властелин колец» – прим. пер.) ради приключений? Нет, я слишком часто думаю вместе с Бильбо: «Противные ужасные неприятные вещи! Заставлю тебя опоздать на ужин! Не могу понять, что в них кто-то находит!» (Хоббит, 6).
Разница не столько со временем, сколько со мной. Бог вчерашнего дня — Бог Моисея, Давида, Павла, Лютера, Уайтфилда и Сперджена — это Бог сегодняшнего дня. Евангелие, которое потрясло весь мир, — то же самое, что мы возвещаем и сейчас. Дух, миссия, срочность и враги не изменились. Его обетование быть с нами ныне и до скончания века не претерпело изменений (Матфея 28:20). Моя вера, и бодрствование, и молитвы, и поиски (или их отсутствие) гораздо лучше объясняют невзятые замки, не завоеванные души. Часовые спят на сторожевой башне.
Высохший бассейн
Мне нужно было покаяться перед нашим Господом за свою скромную оценку силы Царя и Его готовности мощно работать сегодня. Возможно, у вас есть причины сделать то же самое. Даже из-за одного этого примера служения Сперджена я стал более беспокойным, не видя, что люди регулярно присоединяются к церкви:
Более иссохшая, чем песок пустыни,
Нет места более выжженного на всей земле,
Эта засуха — выше всех предыдущих — ужасна,
Пустой бассейн, сухое крещение.Сатана смеется, обвиняя в мошенничестве:
«Взгляните на руку Бога, которая сократилась!
Был источник, теперь гробница;
Вот бесплодное, безжизненное чрево!»Сатана и его дела не поступились,
Больше никакой триединой верности,
Нет даже намека на небесное прибавление,
Нет доказательств Великого поручения.
Сперджен держал купель для крещения наполненной, даже если крещения не планировались (81). Перед Его народом всегда будет стоять миссия. Пусть наши бассейны образно наполнятся настойчивыми молитвами, сострадательными слезами и радостными возвещениями превосходств нашего славного Христа. Давайте в полную меру пробудимся, оживём, давайте сеять обильно. И будем стремиться к Богу наших предков, который ответит нам с небес.
Автор — Грег Морзе / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!