Левит 1-15 описывает серию событий, напоминающих о первоначальном сотворении мира и грехопадении. Скиния и поклонение в ней были созданы как новый Эдемский сад со служащими в нём и ухаживающими за ним Аароном и его сыновьями. Священникам даже были даны левиты как помощники, соответствующие им. Однако в Левит 10 два сына Аарона, Надав и Авиуд, согрешили, принеся Господу неразрешённый огонь. В результате из Божьего присутствия вышел огонь и пожрал их.
Суд над Надавом и Авиудом представляет собой кризис порядка в скинии — событие, похожее на новое грехопадение. Следующие пять глав напоминают нам о Господнем суде в Бытие 3. В Левит 11 указываются животные, которых мы могли бы сравнить со змеем, как нечистых для употребления в пищу человеком. Затем, в Левит 12, подобно тому, как за судом над змеем в Бытие 3 последовал суд над женщиной, Израилю даются законы, касающиеся деторождения. Главы 13-15 посвящены кожным заболеваниям и выделениям из тела, подчёркивая порочный характер человеческой плоти и то, как неестественное воздействие на неё может осквернить её.
В начале 16 главы книги Левит мы находим упоминание о смерти Надава и Авиуда и о проблеме, которую они поставили перед Израилем. Эти двое показывают, что происходит, когда развращённая человеческая плоть сталкивается лицом к лицу с пылающей святостью Бога. Если Господь желает обитать среди Своего народа, должны быть какие-то средства борьбы с развращением, осквернением и преступлениями людей. Эта мера — День Искупления — это то, что книга Левит вводит в этот решающий момент.
Перезагрузка системы
Йом Киппур, который обычно переводится как День Искупления, был назначенным постом, который приходился на десятый день седьмого месяца. Из всех дней, отмеченных в Левит 23, это был момент кульминации. В День Искупления вся система жертвоприношений перезагружалась. После года накопления греха и нечистоты, символически загрязняющей систему и её служителей, День Искупления очищает и восстанавливает всю систему.
День Искупления был единственным днём, когда священник мог войти в Святое Святых, внутреннюю комнату скинии или храма, где находился ковчег завета и престол милости. В тот день первосвященник входил в Святое Святых с курением и окроплял престол милости кровью обоих очистительных жертв — тельца за первосвященника и козла, на которого выпал жребий для народа.
В то время, как плоть других очистительных жертв уничтожалась огнём на чистом месте за пределами лагеря, второй козёл Дня Искупления, так называемый козёл отпущения, отсылался в пустыню — царство бесформенности, бесов и смерти. Прежде чем его отсылали, первосвященник исповедовал над беззакония и преступления Израиля. Козёл должен был понести грехи Израиля в бескрайнюю пустыню.
У нас может возникнуть искушение рассматривать эти ритуалы как механические, как если бы они были плотскими церемониями и безразличными к сердцу. Так мы упустили бы из виду акцент на Левит 23:26-33. В этом отрывке церемонии Дня Искупления представлены как символическое исполнение милостивого очищения Господом Его грешного народа с участием народа (через пост и смирение самих себя), что показывает их добровольное вхождение в это милостивое очищение, как своего рода разыгранная молитва, в ответ на которую приходит милостиво дарованное Богом прощение.
Символический указатель
Автор Послания к Евреям размышляет о значении Дня Искупления в 9 главе Послания, рассматривая его в связи со структурой скинии и храма. Святое Святых было Божественным тронным залом, в котором находился ковчег завета, над которым Господь восседал между херувимами. Его очищение в День Искупления гарантировало, что гнев Господень не обрушится на Его народ, и ознаменовывало кульминацию милостиво данного процесса восхождения к Господу и наслаждения общением с Ним через систему жертвоприношений.
Однако пережить полноту мира и общения с Богом в старой системе было невозможно. Согласно автору Послания к Евреям, скиния и Храм были наполненными реальными прообразами небесных архетипов. Только один человек, только раз в году мог войти в Святое Святых. Это значит, что «ещё не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния» (Евреям 9:8). Однако с пришествием Христа путь через завесу во Святое Святых открылся (Евреям 9:11-12).
Понимаемый таким образом День Искупления является одновременно и символом, и предвосхищением работы Христа, в котором к конечном итоге находится прощение. Эффективность ветхозаветной системы жертвоприношений основывалась на обетовании будущего действия Христа.
Когда обитанию Бога со Своим народом в новом Эдеме скинии угрожали человеческие преступления и развращённость, Он дал День Искупления, в который общение можно было восстановить по милости через жертву. Однако, как ясно показывает Послание к Евреям, кровь тельцов и козлов не смывает грехи. Христос — Тот, Чья жертва поистине очищает небесное Святое Святых, и Он Тот, Кто, подобно козлу отпущения, полностью удаляет и уносит наши грехи.
Автор — Аластер Робертс / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!