
– Следующий вопрос я отнёс бы к категории достаточно жизненных. «Допустимы ли пошлые шутки среди верующих? Вроде бы, шутка, и это сказано несерьёзно, но всё-таки есть вопрос». И у меня он тоже есть.
– Ну, я не знаю, может быть, что-то подобное происходит в среде подростков. Но я в нашей общине не сталкивался ни с чем подобным. Любая пошлость направлена на то, чтобы как-то оскорбить другого человека, унизить его, выставить его в каком-то неприглядном свете. Я помню, что, когда я учился в школе, это было весьма принято среди моих одноклассников. И сам я любил, как говорится, тоже кого-то «подколоть». Но в среде верующих это просто невозможно. Это не то, чтобы запрещено как-то. Ну, этого просто нет.
– А если мы говорим не о целенаправленном оскорблении, а анекдоты, может быть, какие-то видеоролики. Знаете, сейчас в соцсетях люди так или иначе друг другу пересылают какие-то шутки или что-то в этом роде. И, я думаю, тоже вопрос в пошлости. Для разных людей одно и то же может означать разные вещи, и вообще уровень пошлости в какой-то шутке.
– Ну, да. Мне очень нравятся еврейские анекдоты. Они даже, когда имеют какой-то пошловатый привкус, тем не менее, не переступают какую-то черту. И всегда должна быть грань, за которую верующие не переступают.
Есть много заповедей о том, что мы «более всего хранимого» должны беречь наше сердце, беречь шалом. Шалом — это потрясающий подарок от Бога. Если мы будем друг друга выбивать из шалома какими-то даже полуоскорбительными шутками...
Я думаю, что Дух Святой — очень хороший наставник. И когда верующий что-то подобное допускает, то Дух Святой умеет дать ему это понять... Могу сказать, что я, бывало, делал какие-то вещи или говорил какие-то слова, которые отдавались такой явной болью в моей душе. И не всегда эта боль быстро проходила. Дух Святой — самый лучший учитель. И я думаю, что Его дети — они научены, что допустимо, а что нет. Потому что обличение Духа Святого может быть очень болезненным и заставит запомнить этот урок.
– Я лично встречался в своей жизни с тем, где люди воспринимали, скажем, пошлые или пошловатые шутки не как оскорбления и не с целью оскорбить кого-то, а где-то как, скажем, проявление нерелигиозности и определённой свободы. То есть, не придавая им особого значение, и как бы показывая, что в этом вопросе они свободны. Среди верующих.
– Так а что ты за это думаешь?
– Ну, мне кажется, если так глобально, это вопрос нравственности. Вопрос нравственности — это вопрос отношений с Богом. То есть для каждого человека этот порог может быть разным, в зависимости от отношений с Богом, от их интенсивности. Как на это реагировать? Честно говоря, до сих пор для меня это вопрос. Потому что бывает, это может проскочить от совершенно разных людей.
– Ну, мы обычно, когда слышим что-то такого рода от неутвеждённых верующих или новообращённых, то мы стараемся это как-то покрывать и давать какие-то советы, может быть, этому человеку.
– А, может, можно было бы какую-то, не знаю, придумать формулу условно, по которой определить, скажем, грань, которую не стоит переходить? Например, «мог бы ты эту шутку рассказать своей маме?» Может быть, что-то такое есть?
– Дело в том, что я с этим никогда не сталкивался, и мне приходится сейчас придумывать ответы. Мне приходится в голове что-то такое моделировать и придумывать, что с этим делать. На самом деле я не сталкиваюсь с такими вещами. И наше восприятие, кстати, вот этих вещей, опять же, сильно зависит от нашего духовного состояния. Иногда это просто пролетает, и ты это просто как не видишь, а иногда это как наваждение становится. То есть всё зависит от того, в каком мы состоянии, на что мы в данный момент способны.
– Вот я помню, в Новом Завете, конкретно есть место про смехотворство. Не совсем помню контекст, но я помню точно, что это подаётся в негативном свете. И если взять даже современные юмористические течения, они чаще всего не смешные, если там нет шуток ниже пояса. Так или иначе большинство комиков, стендаперов, они спускаются на этот уровень.
– Это 100 процентов, да.
– То есть вопрос вот ещё интересный: Где эта грань между нормальным юмором и смехотворством? Это тоже зависит от, скажем, духовного уровня человека и внутренних отношений с Богом или от каких-то просто моральных представлений?
– Ну, от культурных каких-то особенностей. Я думаю, что грань в том, что это не должно быть направлено, опять же, на то, чтобы унизить другого человека. Вот это главное.
– А вот, интересно, — собеседника или кого-то в окружении, или в принципе человека?
– Ну, я думаю, что и в целом и в частности стоит стараться не высказывать никаких опрометчивых суждений о любом человеке. Даже если этот человек — Путин, например, или Шойгу, или еще кто-то, на кого направлены юмор и насмешки.
Подписывайтесь на наш канал в Youtube
Последнее: 3.12. Спасибо!




