Интервью с мессианской конференции. Реб Нахум из Казахстана: «Мы евреи, иудеи, христиане или секта какая-то?»

Реб Нахум

Интервью с третьей Всемирной русскоязычной мессианской конференции

— Реб Нахум, скажите пожалуйста, как долго вы служите раввином еврейской мессианской общины?

— Шалом лахем! Наше мессианское служение в Астане началось в мае 2001-го года. 11 лет наша община служит, у нас есть служения на территории некоторых городов Казахстана: Щучинск, Кокчетав, Петропавловск, Семипалатинск, Талды-Курган. В этих городах мессианские группы несут служение.

— Замечательно! Как вы стали раввином мессианской общины?

— Меня однажды спросили: «Кто у вас является учредителем, или основателем? Может, какой-то миссионер из заграницы приехал, вас открыл?». Да нет, говорю, Бог миловал! Это наш труд, нам Бог открыл. Мы с супругой, дочерью и мамой собрались на кухне и впервые, в 2001-м году, помолились во имя Йешуа, поблагодарили Бога, что Он открыл нам это служение и приступили к нему.

— Как много лет до этого вы были верующим в Йешуа?

— Мои духовные поиски начались еще в начале восьмидесятых. Конечно, при отсутствии собрания, наставников, Священного Писания  - я не был возрожденным верующим. Мои первые поиски закончились тем, что я отошел, даже одно время был противником всего этого. Я был членом коммунистической партии Советского Союза, секретарем парторганизации, членом парткомиссии – бывшие партийцы знают, что это очень высокий пост, по тем временам.

— Вы служили в армии?

— Да, я профессиональный военнослужащий, 16 лет воинского стажа. После периода отступничества, в конце 80-х, начале 90-х – это время называют «лихие девяностые» – была ломка, я много чего в жизни испытал, ведь человек в такой ситуации начинает искать Бога. Бог откликнулся, и я опять обратился к Нему. Когда Бог слышит, что мы вопием, даже особо не веря в это, Он всегда приходит на помощь.

В начале девяностых я опять приступил к поискам, но они немножко затянулись. А с 1996-го я приступил к служению, в следующем году – на лидерских позициях по домашним группам, в пресвитерианской церкви, миссии «Grace» в Астане, в Караганде. За неполный год мы создали 13 домашних групп: молодежные, общие, по ячеечной структуре. Я служил в этом деле, радовался, что Бог меня призвал, старался быть честным в этой общине, во всех ее доктринах, догмах, богословии и пр., где было очень четко сказано – «во Христе евреев нет».

— И вы так верили тоже?

— Я, конечно, особо так не верил. Ведь есть же места в Писании: «призван ты обрезанным, не скрывайся». Я увидел, что в книге Откровения идет речь о призыве по 12 тысяч из каждого еврейского колена. Что-то было не так… Я понимал — я наверное должен уйти отсюда… Но, я пока здесь – поэтому я должен честно придерживаться всех тех доктрин, которые там существовали, которые исповедовались.

Началось все в Москве…

Я еду в Беларусь, забираю маму, мы возвращаемся в Астану и открываем там мессианскую ячейку...

— Там вы встретили мессианских верующих?

— Да, во время моей учебы в Московской христианской семинарии, я встретил одного верующего – некто Эдик, миссия «Евреи за Иисуса». Он там пришел повопиять к Богу, как и я. Он вопил, я вопил, потом мы подошли, обнялись, познакомились. Узнав, кто он, я говорю: «Брат Эдик, давай мы помолимся, чтоб и в Астане началось мессианское служение». Осень 1998-го. Надо было дорасти до этого. В 2000-м году, после семинарии, в Караганде мы начали мессианское служение, у нас была небольшая домашняя группа при церкви. По ряду причин я уехал из Караганды, меня отпустили оттуда. Я еду в Беларусь, забираю маму, мы возвращаемся в Астану и открываем там мессианскую ячейку.

— Как отреагировали на это в церкви, из которой вы вышли? Либо другие верующие, из других церквей, с кем вы были знакомы?

— Некоторые верующие с пониманием относились, кто-то – нет. Лидеры, старейшины сначала были против того, чтобы эта еврейская группа вышла из-под контроля церкви. Догма была такая, что евреи должны быть под церковью. И видя, что что-то в теологии уходит из-под ног, что Бог-то призывает, тогда мне сказали, что я могу быть свободен. Ну, я дважды не заставил себя упрашивать – мы быстро собрали вещи и приступили к самостоятельному служению. Я попросил благословения, поклонился, поизвинялся, спросил, может быть обидел кого… но, в общем-то, с миром ушли.

— В вашей общине, насколько я знаю, есть представители разных народностей, как, впрочем, и вообще в Казахстане – очень многонациональная страна – им самим не странно, что они оказались в еврейской мессианской общине? Или тем евреям, которые есть у вас, их не удивляет то, что тут есть казахи, корейцы и т.д.?

— Да, действительно, Казахстан многонационален и естественно, что мы не можем быть изолированы друг от друга. Традиционно считается, что еврейское общество предпочитает более «своих», но мы понимаем, мы – мессианская община. И принципиально, если это мессианский иудаизм, «мессианский» предполагает веру в Йешуа Мессию, и дом Его – это дом молитвы для всех народов. И я так, даже, немножко с каким-то вызовом иногда отвечал на такого плана вопросы. Ваш вопрос здраво задан, но бывало – с некой иронией, сарказмом, приходилось чувствовать, что вопрос носит некий провокационный характер.

Никто не возражает, если в церквях проходят служения по форме тех народностей, которые привезли их с собой – из Южной Кореи, из Германии, из Америки… Никто не имеет претензий, что в корейской церкви все по-корейски, на корейском языке… но почему в еврейской должно быть не по-еврейски? Почему в еврейской мессианской общине должно быть не по-еврейски? Это раз.

Второе, в Писании очень хорошо описывается деятельность синагоги в диаспоре, куда приходил Реб Шауль, еще известный как апостол Павел. Заходив туда, он видел много людей богобоязненных, чтущих Бога, которые формально не проходили гиюр, но были частью этой синагоги. Евреев, конечно, было меньшинство, потому что это галут – преимущественно местные жители. Евреи были служителями, функционерам – теми, кто были организаторами, руководили этим всем, вели и направляли. Поэтому неудивительно, что мессианские общины в галуте, в рассеянии, в диаспоре (или как еще угодно) – что там, в большинстве даже, у нас вот, евреев немного. Больше всего коренных местных жителей.

Мы первые изначально сказали – «дом молитвы для всех народов, но формы у нас еврейские». У нас есть седер, есть Тора, есть сиддур, который мы используем, у нас есть атрибутика еврейская, у нас мезузы при входе в здание, у нас еврейский образ жизни, у нас кашрут, насколько его можно соблюдать в рассеянии. По крайней мере, стараемся.

Если спросить некоторых наших служителей, которые уже не первый год с нами «как вы попали?», вряд ли они могут что-то сказать, такое, вразумительное. Скажет – «сам не знаю, Бог направил!».

— А сколько, на сегодняшний день, по вашей информации, есть евреев в Казахстане и в Астане, в частности?

— Если мы возьмем статистику общую, у нас недавно перепись была, суммировать статистику Хеседа, еще какую-то статистику – средняя цифра, может быть, выйдет — 13-14 тысяч евреев на весь Казахстан. Те, кто считают себя евреями, даже если они не подозревают, что есть такое понятие как Галаха, даже если они не по маме евреи, а только папа, но у них еврейские фамилии, еврейские отчества, у них, может быть, не ярко выраженное, но есть еврейское самосознание. Если это все собрать, примерно такая цифра будет – 13-14 тысяч. Официальная статистика, конечно, пониже.

Люди приходят, говорят: «нам тоже интересно, вот у нас корни, мы где-то помним, наши родители что-то говорили об этом, у нас фамилии – Шаломовы, Юдины, Шекель, Гольдберг…».

Мы евреи, мы иудеи или мы христиане, или секта какая-то, или что это?..

— Как казахстанское общество относится к евреям и к вашей общине?

— В начале нашего пути нас мало знали, а узнавая, не могли определиться – кто же мы такие? Мы евреи, мы иудеи или мы христиане, или секта какая-то, или что это? Теперь же наша работа заметна в обществе, может быть, даже, обществом оценена. Мы занимаемся еще общественными делами, мы не считаем себя закрытым обществом, хоть мы и духовный центр. Мы — часть еврейского общества.

К нам относятся положительно, как и в целом в Казахстане, по крайней мере, коренное население очень уважительно относится к евреям. Антисемитизма, как такового, не было, если не считать каких-то мелких, досадных проявлений. В целом, ни одного кровавого навета, ни одного погрома, ни оскорбительных высказываний, каких-то антиеврейских выступлений в независимом Казахстане, да и раньше, никогда не было. Казахи это народ восточной культуры. Влияние Советского Союза, может, и сказалось, но в целом, казахи — народ восточный, и всегда уважительно относились к учителям, врачам, интеллигенции. Это, в основном, сами понимаете, были лица еврейской национальности.

В Израиле есть такое определение, как «праведники мира» — это люди, которые рискуя своей жизнью, когда-то, в трудной ситуации помогали евреям. Скрыться, уехать, помочь, поддержать, предоставляли жилье или еще как-то оказывали помощь, рискуя, может быть, даже собственной жизнью, не то что положением. При этом всем, хотя многие народы помогали евреям, нет какого-то народа-праведника, который бы весь хорошо относился к евреям. И были даже такие разговоры, чтобы поднять вопрос: «давайте мы скажем, что казахи – это народ-праведник по отношению к евреям».

— То есть, максимально толерантное отношение?

— Очень толерантное, очень уважительное.

— Реб Нахум, скажите, пожалуйста, как проходят ваши служения? Как вы празднуете праздники, как вы позиционируете себя, как проявляете себя?

— Значит так, в основном члены нашей общины являются членами национально-культурного центра, сейчас это называется «этно-культурное объединение». Поскольку, по конституции, мы — один народ Казахстана, существует так называемое «этно-культурное объединение», состоящее из тех или иных этносов, проживающих на территории Казахстане. В том числе, существует еврейский культурный центр. Мы и в нем участвуем, и у себя в общине приглашаем людей из центра, или вместе с центром все еврейские праздники, традиция, насколько она общепринята, соблюдается. Евреи – в основном выходцы из Восточной Европы. И Песах, и Рош аШана – все празднуется как надо. Конечно, есть у нас и Песах, как вечеря, в мессианском контексте, мы открыто это показываем.

— Братья, сестры, друзья из разных христианских церквей интересуются тем, чем вы занимаетесь? Вашей литургией, скажем, вашими пониманиями Писания, еврейским контекстом? Есть у вас диалог?

— Здесь надо такую фразу сказать: «вопрос, конечно, интересный». Скажем так, раз-два-три – пальцев на одной руке хватит перечислить церкви, куда меня приглашают рассказать о Песахе, о вечере, о праздниках, которые указывают на Йешуа, о седере, литургии, богословии, языке, культуре. К нам на ульпан приходят даже из церквей. Это одна сторона. Другая сторона – где-то относятся к этому со скепсисом, до откровенного неприятия, до крайних высказываний, что «это какое-то законничество». Но, мы знаем, что существует заместительная теология, и в ней не находится места мессианским общинам. Надо либо снимать эту теологию, либо игнорировать еврейские мессианские общины…

— С вашей точки зрения, вы уже в служении не первый год, есть ли подвижки в этом вопросе?

— Да, есть, несомненно. К нам, в наше служение, в наш центр за последние года 3-4 присоединилось несколько церквей. Они организованно сказали, что «мы хотим быть не только вместе с вами, мы хотим быть у вас, мы хотим быть вашими». И признавая наше служение, служение Слова, служение о том, что Израилю вверено Слово Божье, они даже какие-то пожертвования добровольно перечисляют к нам, как знак того, что они принимают нас, как своих наставников, может быть. Есть и такое.

...мессианский иудаизм – это первый путь Машиаха. Мессианский иудаизм – это возрождение Израиля, как народа священников...

— Вы имеете общение с разными мессианскими служителями за пределами Казахстана – заграницей, в России, из Европы, Америки… Что можно сказать о современном мессианском движении? Растет ли оно, деградирует ли оно, стоит ли на месте, развивается ли оно, видоизменяется ли оно?

—   Еще один очень интересный вопрос. Итак, мессианский иудаизм. Вообще, что это такое, немного определения, это не лично мое понимание… Есть такая шутка: «Ведущие богословы мира, в том числе и я, считают…». Конечно, у каждого есть свое мнение, взгляд, но есть и общее понимание, что мессианский иудаизм – это первый путь Машиаха. Мессианский иудаизм – это возрождение Израиля, как народа священников. Всех тех, кто присоединяется, и мы видим из Писания, что «даже из других народов буду брать себе в левиты». То есть, это все будет связано. Раз «левиты» — это Израилю говорилось, то есть, будут представители отдельных этносов, которые будут также помогать Израилю в служении. Вот она, мессианская община. Вот и ответ, наверное, почему неевреи есть в мессианской общине. Это путь Машиаха, мессианская вера Машиаха, мессианский иудаизм – это то, что родилось в Израиле.

Есть еще один неправильный стереотип: «Израиль – родина трех мировых религий». Абсолютно не так. Мы понимаем, во-первых, ислам – это что-то новое, и оно родилось за пределами Израиля. Если мы видим нынешнюю Церковь, то это не совсем та Церковь, и она родилась в Константинополе указом Константина, и далее это было уже что-то другое… А мессианский иудаизм родился на территории Израиля, как и весь, в общем-то, иудаизм. Мы видим два направления: раввинистический иудаизм, который отверг Машиаха и мессианский иудаизм, который принял Его и который сейчас возрождается.

В последние годы было очень много поисков, вот сегодня конференция например. Начинается некая нивелировка, выравнивание позиций путем таких общений, частых конференций. Лет шесть назад еще были некоторые нестыковки, разногласия. Есть такое понимание — «евреи-христиане», есть «мессианские евреи» или «мессианские иудеи», как они себя называют. Но, я оптимист, я даже уже вижу, что таки да, мессианский иудаизм выходит на широкую дорогу. Время поисков заканчивается, хотя они еще не закончились — будут становления, притирки, будет отшлифовка всего этого. Тенденция к этому наметилась, причем такая, решительная.

Неудивительно, что многие церкви, даже целые миссии, присоединяются к этому служению. Кто-то, может, присоединяется со своими взглядами, кто-то полностью поддерживает. Вот, предоставление здесь площади для нашей конференции тоже о чем-то говорит. И свидетельства с мест показывают  — пазл складывается, рисунок принял четкие очертания – вот он, мессианский иудаизм. Он идет, и если Бог эти двери открыл – их никто не закроет. Если раньше они были закрыты, попытки открыть их две тысячи лет были безуспешны… Времена и сроки – у Господа. Пришла полнота времени, Бог послал Машиаха. Пришла полнота времени, мессианский иудаизм поднялся. «Выведу вас из гробов ваших» — и сейчас поднялся, как бы из небытия, вдруг – вот он. Это была история отдельных евреев, верующих в Йешуа. Теперь от маленьких союзиков мы превращаемся в большие союзы, ассоциации. Сейчас было заявление: «кто пойдет в АМО, Ассоциацию Мессианских Общин?». Я думаю, много пойдет, может, даже все, кто здесь были, пойдут. Может те, кто не были, тоже пойдут.

Сейчас такие вот притирки… главное – выровнялись. Этот агрегат, который состоит из отдельных механизмов, что начинают, притеревшись друг о друга, работать.

Я, как бывший профессиональный военный, могу даже привести пример (конечно, мы понимаем, что война – это безнравственно, убивать людей), поговорим о технической стороне. Знаменитый автомат Калашникова не сразу со складов поступал в подразделения. Его на стенде пристреливали, чтобы механизмы выровнялись – все, что там где-то токарь не доточил, какие-то острые углы, для того, чтоб он слаженно работал. И уже после того, как все отлаживается, он идет в подразделения, то есть в окопы.

— Хороший пример. Реб Нахум, спасибо большое! Благословений вашей общине, благословений тому делу, которое вы совершаете милостью Божьей. Спасибо большое!

— Спасибо вам за это приглашение, за ваши сайты, за ваше служение, за вашу общину, за ваше партнерство на Украине. Мы делаем одно общее дело, мы не конкуренты, мы бизнесом не занимаемся и конкурентами, естественно, быть не можем. Мы партнеры, мы братья, мы дети одного Царства Божия.

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!