Кадош: еврейское значение слова «святой»

Кадош: еврейское значение слова «святой»

Что означает слово «святой»?

Значение слова «святой» часто определяется культурой, частью которой мы являемся. Но древняя библейская культура даёт нам весьма специфический взгляд на это уникальное слово.

Толковый словарь английского языка Merriam-Webster определяет святого как «хорошего с религиозной или моральной точки зрения; возвышенного или достойного полного посвящения как совершенного в доброте и праведности».

По этой причине, когда мы читаем о таких людях, как святые священники, служившие Богу в скинии, мы часто не можем сопоставить себя с ними. Это потому, что нам кажется, что мы недостаточно хороши, чтобы соответствовать этой категории.

Но мы также читаем в Священном Писании, что в Храме было много предметов, которые тоже назывались «святыми». Означает ли это, что эти объекты были «нравственно хорошими» или «совершенными в праведности»?

В обоих этих пониманиях нам чего-то не хватает.

Еврейские слова, обозначающие святость

Когда дело доходит до изучения слов, иврит — это уникальный язык. Каждое еврейское слово обычно образуется от корня, состоящего из трёх согласных.

Часто многие близкие по смыслу слова могут иметь один и тот же корень. И наоборот: каждое слово несёт в себе значение корневого слова, от которого оно образовано.

На иврите слово «святой» — קָדוֹש/кадош. Оно происходит от корня слова קָדַשׁ/кадаш. Простыми словами, это корневое слово означает «отделение для определённой цели» (Ancient Hebrew Lexicon, Jeff Benner).

Бывают случаи, когда аспекты моральной праведности или преданности Богу связаны со значением слова «святой». Тем не менее, сам по себе термин святость не относится к благочестию или совершенству.

Поэтому, когда Библия называет что-то святым, речь не идёт о чистоте или праведности. Скорее, это нечто «отдельное» от всего остального с целью достижения чего-то конкретного.

Отделённый

Используя только что изученное определение, мы можем теперь с уверенностью сказать, что в наших домах есть несколько святых предметов. Если у вас есть чайник, предназначенный только для гостей (а не для кофе и не для повседневного использования), у вас по определению есть «святой чайник».

Ваша зубная щётка используется только для чистки ваших зубов, а (надеюсь) не для полости рта кого-либо другого. Она тем более не предназначена для чистки каких-либо других предметов. Итак, у вас по определению есть «святая зубная щётка».

Не поймите меня неправильно: в этих предметах домашнего обихода нет ничего божественного. Но они кадаш — отделены для уникальной цели.

Кого Библия называет святыми?

Итак, теперь мы знаем, что еврейское значение слова святой — это нечто большее, чем просто «морально праведный». С этим новым пониманием прочитайте эти хорошо известные места Писания и задумайтесь об их значении:

«А вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исход 9:6).

«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (2 Петра 2:9).

Беглый взгляд на Израиль в Библии (и сегодня) может сбить вас с толку. У этого народа есть много недостатков, которые не соответствуют замыслу Бога.

Но когда Священное Писание называет Израиль святым народом, это не означает, что Израиль каким-то образом безгрешен или божественен. Но это указывает на тот факт, что Израиль был избран. Они были отделены от народов! И они были призваны для определённой цели на этой земле.

Объясняет ли Библия значение слова «святой»?

Бог сказал тем, кого Он избрал Своими друзьями: Будьте святы, как свят Я.

«Ибо Я — Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле» (Левит 11:44).

«Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:16).

Многие понимают это как то, что мы должны быть совершенными, как Бог. Что ж, это было бы весьма непросто, не так ли? Зачем Богу просить нас делать что-то (или быть чем-то), на что, как Он знает, мы не способны?

Если бы мы могли быть совершенными сами по себе или нас можно было бы просто призывать к этому, у нас не было бы потребности в жертве Иисуса. Но мы знаем, что верно обратное. Мы настолько далеки от совершенства, что у человечества нет надежды без крови Иисуса.

Поэтому в приведённых выше стихах Бог не возлагает на нас ничего такого, чего мы не сможем выполнить. От нас не требуется быть совершенно безгрешными.

Он говорит, что хочет, чтобы мы принимали решение отличаться от нашего окружения и были сфокусированными так, как Он. Значение слова «святой» в данном случае указывает на то, что мы не от мира сего.

Святое провозглашение

В Исаии 6:3 и Откровении 4:8 говорится, что ангелы день и ночь взывают пред Богом: «Свят, свят, свят Господь Саваоф».

С нашим западным пониманием мы могли бы задаться вопросом, почему они говорят одно и то же снова и снова. Им не надоело?

Однако перед престолом Господа нет ничего более убедительного. Ангелы провозглашают святость и уникальность Бога, потому что Он настолько отличается от всего Творения.

По сути они говорят:

«Ты такой святой — отделённый — от всего и вся в любой ситуации! Никто не любит так, как Ты! Святой! Ни у кого нет такой перспективы, как у Тебя! Нет никого на всей земле столь доброго и милосердного, как Ты! Святой! Твоё правосудие не похоже ни на какое другое правосудие во вселенной! Ты настолько совершенно отличаешься от всего, что создал!»

Мы могли бы продолжать и продолжать, провозглашая, насколько Он святой — кадош — отделённый и сосредоточенный на конкретной цели. И это именно то, что делают ангелы!

Святость заключается не в том, чтобы быть абсолютно совершенным, а в том, чтобы быть отделённым от всего греховного. Мы не можем сделать себя совершенными и непорочными, но мы можем выбрать быть отделёнными для Бога. Таким образом, мы можем выбрать святость.

Автор — Даг Херши / firmisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!