С открытыми лицами: завесы в Библии и их значение

С открытыми лицами: завесы в Библии и их значение

Что такое непокрытое лицо?

Когда мы думаем о завесе, то представляем себе нечто абстрактное, например туманные горы, дымные облака или препятствия для зрения. Или что-то физическое, например фату невесты, шаль для скромности или защиту от солнца. Во многих современных культурах покрытая голова или закрытое лицо (например, никаб) часто являются символом групповой идентичности, религиозной преданности или даже угнетения, как это видно на примере современной проблемы свободы для женщин в Иране. В своем послании к коринфской церкви апостол Павел приводит интересное сравнение Ветхого и Нового заветов, используя образ завесы — непокрытого лица.

Открытые лица и апостол Павел

Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лицо своё, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается (2 Кор. 3:12-16).

Павел напоминает коринфянам, что они являются в достаточной степени служителями Нового Завета. Это служение примирения через Божий Дух дает жизнь, свет и надежду, приносит свободу, преображение и дерзновение. Это видно по их, так сказать, непокрытым лицам.

Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода. И все мы, с открытым лицом созерцая славу Господню, преображаемся в тот же образ, переходя от одной степени славы в другую... (2 Кор. 3:17-18).

Значение завесы в Библии

Одна из общих функций завесы в Писании — покрывать, освящать или отделять. В еврейских Писаниях мы видим две основные иллюстрации завесы: завеса Моисея и завеса Cкинии. В Новом Завете, наряду с храмовой завесой, есть понятие духовной завесы слепоты или неверия, препятствующей восприятию истины.

Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого (2 Кор. 4:3-4).

Для начала давайте рассмотрим, что же такое завеса в еврейских Писаниях. Что особенного было в покрывалах в Библии? И что значит иметь «непокрытое лицо»?

Покрытое лицо Моисея

Когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями завета, «лицо его сияло, потому что он говорил с Богом» (Исх 34:29-35). Естественно, люди боялись. Поэтому Моисей закрывал свое лицо, чтобы люди не видели славы, исходящей от его лица.

Всякий раз, когда Моисей входил в скинию, чтобы поговорить с Богом, он открывал свое лицо. Однако завеса Моисея скрывала свет Божьей славы от народа, кроме специально отведенного шатра собрания.

Завеса, скрывавшая Божье присутствие

В Писании часто упоминается завеса скинии. Эта богато украшенная плотная завеса служила стеной разделения между святилищем и Святая святых, где находились ковчег свидетельства и место милосердия (Исх. 26:31-34).

Здесь Бог обещал обитать среди Своего народа (Исх 30:6).

По условиям Синайского завета завеса скинии одновременно отделяла от Божьей славы и служила «покрывалом» для народа (Исх 35:12). Праведные требования Бога предусматривали смертную казнь за грех (Быт 2:17; Втор 24:16; Втор 32:24). Завеса, по сути, была Божьей милостью, защищавшей запятнанную грехом общину Израиля от всепожирающего огня святого Божьего правосудия.

Господь осветит вас Своим лицом

Давид говорит: «Закон Господень совершенен» (Пс 19:7), но человечество не совершенно. Как бы мы ни старались, мы не можем выполнить Божьи праведные требования. Без Божественного вмешательства человек остается отделенным от Божьего лица, заслоненного неверием и непослушанием.

Завет Бога с Израилем содержит в себе надежду. Об этом свидетельствует благословение Аароново.

Господь благословит тебя и сохранит тебя, Господь осенит тебя лицем Своим и будет милостив к тебе, Господь возведет на тебя лице Свое и даст тебе мир. Так нарекут имя Мое в народе Израилевом, и Я благословлю его (Числа 6:22-27).

Бог жаждал явить Свою славу, чтобы Его имя и лик сияли над Его народом. Он желал иметь с ними неприкрытое лицо.

Встречи с неприкрытой славой

На иврите слово «слава» (כָּבוֹד kavod) означает великолепие, честь и тяжесть. Вес Божьей славы в виде облака наполнял скинию (Исх 40:35) и храм Соломона до такой степени, что священники не могли стоять (2 Пар 5:14).

Слава (Гр.: המב doxa) указывает на величие, хвалу и яркость Бога. Пророки предвидели день, когда земля «наполнится познанием славы Господней, как воды наполняют море» (Нав. 2:14). Однако на протяжении всей истории Божья слава была видна лишь частично, и только конкретным людям.

Израиль видел Божью славу в облачном столпе днем и в огне ночью. Моисей пережил опыт горящего куста и встречи с Божьей славой на вершине горы. У Иезекииля и Даниила были небесные видения Божьей славы, сияющей как молния.

Исаия и тронный зал

Исаия увидел Господа, восседающего на Своем престоле, и был потрясен Его величественной святостью. Он сразу же осознал свою собственную нечистоту и нечистоту своего народа. Эта встреча преобразила Исаию и побудила его идти к своему духовно слепому и жестокосердному народу.

Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришёл свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою (Исаия 60:1-2).

Бог — это Тот, Кто скрывает и открывает, покрывает и раскрывает.

Сокрытое лицо Бога: завеса разделения

В Писании есть глубокая тайна, касающаяся Израиля и сокрытого лица Бога. На протяжении большей части чудесной, но бурной истории Израиля казалось, что Бог скрывал от них Свое лицо и славу.

Беззакония ваши сделали разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши скрыли лицо Его от вас, так что Он не слышит (Исаия 59:2).

И все же раздается вопль: «Восстанови нас, Боже Саваоф; да воссияет лицо Твое, чтобы мы спаслись!» (Псалом 80:7). На протяжении всего Писания Бог обещает исполнить Свой завет и вновь явить Свое лицо Своему народу.

И Я не скрою более лица Моего от них, когда изолью Дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог (Иезекииль 39:29).

Желание явления Божьей славы

После вавилонского изгнания остаток иудеев вернулся в Иерусалим, чтобы восстановить стены и фундамент храма. Они плакали, поскольку второй храм бледнел по сравнению со славой храма Соломона (Ездра 3:12; Аг 2:3). Однако мы видим пророческое обетование о более глубоком раскрытии Божьей славы.

Я потрясу все народы, и они придут в Желание всех народов. И Я наполню этот храм славой, говорит Господь Саваоф. Слава этого последнего храма будет больше прежнего, и на этом месте Я дам мир (Аггей 2:7).

Теперь, после восстановления храма Божьего, первосвященник снова сможет проходить через завесу, чтобы искупить грехи народа. Божье присутствие вновь будет обитать во Святая святых. Что может быть более славным?

Конец цикла наложения покрова

Конец цикла. Жизнь без завесы и тени смерти. Окончательное решение проблемы разделения между Богом и человеком. Это было Его планом с самого начала.

И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрёт Господь Бог слёзы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! (Исаия 25:7-9).

На протяжении всей истории человечество жаждало воссоединиться с Автором жизни, не испытывая ни стыда, ни страха. Ходить и говорить с Богом лицом к лицу, как Адам, Енох и Авраам. Это желание звучит в мольбе Моисея: «Пожалуйста, покажи мне славу Твою» (Исх 33:18).

Даже если в настоящее время это первобытное желание завуалировано в человеке и выражается во всевозможных искаженных рвениях, оно всегда присутствует. В нас живет тоска по вечности, по родине, которую мы еще не знаем, но к которой стремимся. Увлечение сверхъестественным скрывает врожденное чувство, что мы предназначены для чего-то большего, находящегося за завесой.

Существует пророческое желание, чтобы завеса между небом и землей, Богом и человеком была разорвана.

О, если бы Ты разорвал небеса и сошел, чтобы горы содрогнулись от Твоего присутствия (Исаия 64:1).

И Он это сделал.

Жизнь с Богом полностью раскрыта

Господь искупит Свой народ по Своей великой милости, обещанной отцам.

По благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира (Луки 1:78-79).

Мессия должен был наконец прийти.

Симеон, благочестивый и праведный иудей, ожидал «утешения Израиля». Святой Дух открыл ему, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Помазанника. Ведомый Духом, Симеон вошел в храм на посвящение Иисуса. И с открытыми глазами он увидел Мессию Израиля.

Мои глаза видели спасение Твое, которое Ты приготовил пред лицом всех народов, свет к откровению для язычников и славу для народа Твоего Израиля (Луки 2:30-32).

Иммануил, Бог с нами. Бог Израиля больше не скрыт за завесой, Он явил Себя для всеобщего обозрения.

Но узнает ли Его народ? Он явился не в виде огненного или облачного столпа, не как величественный царь-завоеватель, которого они ожидали. Он пришел как страдающий Раб, смиренно облеченный в плоть. Его земное лицо не полыхало молниями, как в видении Даниила (Дан. 10:6), за исключением одного случая.

От Моисея к Иисусу и к вам: сияющий лик Сына Человеческого

Иисус взял трех своих лучших учеников  на гору. «И преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, и одежды Его сделались белыми, как свет» (Матф. 17:2). Он был блестящим и сияющим, Его слава и величие были открыты.

Лицо Иисуса сияло на земле как «сияние славы Божьей и точный отпечаток Его природы» (Евр. 1:3).

Между библейскими понятиями «откровение» и «явление» существует глубокая связь. «Нескрываемое лицо» говорит о разуме, который не ослеплен, а расположен к восприятию славного величия Христа. Для этого необходимо Божественное откровение.

Раз и навсегда разорвана завеса

Даже до самого распятия многие в Израиле не признавали Мессию. Однако Он пришел, чтобы навсегда снять завесу. Фактически, Иешуа выполнил саму цель завесы скинии — укрытие от суда и доступ к присутствию Бога.

В момент искупительной смерти Иисуса на кресте «завеса храма разорвалась надвое сверху донизу» (Матф. 27:51). Это была не обычная завеса. Ранняя иудейская традиция гласила, что завеса храма была толщиной с человеческую руку. Ни один человек не мог разорвать эту завесу. Только Бог.

Плоть Иисуса и есть эта разорванная завеса.

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою (Евреям 10:19-22)

Иисус, наш Первосвященник, вошел за небесную завесу Своей собственной совершенной кровью, раз и навсегда обеспечив вечное искупление и доступ в Божье присутствие (Евр. 9:11-15).

Раскрытые лица: надежда, свобода и преображение

Даже после Его воскресения многие оставались под завесой в неверии и непослушании. Но недолго.

В религиозном рвении Савл преследовал Церковь. Однако после божественной встречи с Господом по дороге в Дамаск (Деяния 9:18) с его глаз спала пелена (как чешуя). Три тысячи благочестивых иудеев были убеждены до глубины души и преобразились в день Пятидесятницы. Завеса была приподнята, и они увидели Иисуса как Мессию. Петру открылась тайна включения язычников в Божий план спасения (Деяния 10).

И этот импульс растет по сей день. Благая весть Евангелия облетела весь мир, преображая жизни, принося свободу, смелость и надежду (2 Кор 3:12, 17-18).

Но обещанное раскрытие еще не свершилось.

Снятие завесы: Божье обетование для Израиля

В Послании к Римлянам Павел говорит о частичном ожесточении, о покрывале над Израилем (Рим. 11:25). Он с трепетом ожидает спасения своего народа, чтобы весь Израиль увидел своего Мессию (Рим. 9:2).

Конечно, они не потеряли надежду. Преткновение Израиля принесло Евангелие язычникам, и по Божьему суверенному плану принятие Израиля будет ничем иным, как жизнью из мертвых (Рим. 11:11-15). Павел напоминает нам, что Израилю принадлежат заветы, слава, усыновление, поклонение, обетования — даже Мессия по плоти (Рим. 9:4-5).

Однако в настоящее время большая часть Израиля не признает Иисуса как Мессию. Они еще не видят «света познания славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор 4:6). Возможно, для них Иисус Церкви совсем не похож на еврея.

Как и Иосиф в Египте, посланный Богом, чтобы приготовить спасение для Израиля, Он был для них чужим. Они не воспринимали Его как своего брата (Быт. 45:1-5).

Как и убитые горем ученики на дороге в Эммаус, которые шли и разговаривали с воскресшим Мессией, они по-настоящему увидели Его только после того, как отошли в сторону, чтобы преломить с Ним хлеб (Лк. 24:13-35).

Почему завеса остается неснятой

Павел сказал, что «и по сей день, когда читают Ветхий Завет, та же самая завеса остается неснятой, потому что только через Христа она снимается» (2 Кор 3:14).

Остаток верующих в Иешуа, как в Израиле, так и по всему миру, обращается к Господу с новой надеждой. Благодать преображает их, и они ходят в свободе и живут с дерзновением.

Частичная слепота Израиля не навсегда. Ее раскрытие связано с возвращением Мессии. Бог неоднократно обещал вернуть Израиль к Себе. Их поворот к Мессии свидетельствует о Божьем графике для всего человечества. Его обетования о завете для Израиля связаны с Великим поручением и спасением народов.

Как привитые к маслине Израиля по благодати через веру, народы призваны возбуждать в Израиле ревность (Рим. 11:11). Когда Израиль увидит славу Божью в лице Христа, явленную среди народов, он придет к Желаемому всеми народами (Агг 2:7).

Поэтому молитесь о мире для Иерусалима и еврейского народа (Пс 122:6-9). Молитесь, чтобы просветились очи их сердец, чтобы Отец славы дал им Духа премудрости и откровения в познании Иешуа (Еф 1:17-18). Израиль отчаянно нуждается в том, чтобы увидеть Князя шалома.

Завеса неверия будет снята, духовная слепота разрушена, и таким образом весь Израиль будет спасен (Рим. 11:26).

Таково Божье обетование.

Ожидание вечности: окончательное раскрытие

Завеса, отделявшая все человечество от Божьего присутствия, была раз и навсегда разорвана благодаря совершенной искупительной жертве Иисуса. Доступ в славное Божье присутствие открыт для всех, кто верит.

Мы с уверенностью и нетерпением ожидаем вечности, когда увидим Его лицом к лицу во всей Его славе. Библия предсказывает тот день, когда окончательная завеса будет приподнята и Сын Человеческий «откроется» (Луки 17:30). Он разорвет завесу между небом и землей, и все народы, даже те, кто пронзил Его, увидят Его таким, какой Он есть (1 Иоанна 3:2).

Чешуя упадет с этих привязанных к земле глаз. Все глаза наконец-то откроются, чтобы увидеть Царя славы (Откр. 1:7).

Источник — firmisrael.org
Перевод — Игорь Падушин для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!