Число жертв конфликта России и Украины приближается к миллиону. Израиль ведёт войну с ХАМАС и Хезболлой. Совсем недавно Китай впервые за несколько десятков лет провёл испытания межконтинентальной баллистической ракеты. Жертвами Боко харам (нигерийская исламистская террористическая организация – прим. пер.) некоторое время назад стали 26 христиан во время богослужения в Буркина-Фасо и ещё сотни людей. Более половины из 46 миллионов граждан Судана страдают от жестокого голода во время гражданской войны. Гражданские войны сейчас также бушуют в Эфиопии, Йемене, Сирии, Афганистане, Центральноафриканской Республике, Гаити и по меньшей мере в десяти других странах. Сто миллионов человек по всему миру покинули свои дома под угрозой насилия, включая сорок миллионов беженцев, 40 процентов из которых моложе восемнадцати лет.
В Соединённых Штатах с 2017 года было зарегистрировано полмиллиона смертей, связанных с опиоидами. Мэр нашего города на прошлой неделе рассказал о том, что нуждающиеся могут получить кров и помощь в лагерях, существующих по причине торговли фентанилом.
Наш тревожный век
Это лишь некоторые причины считать наше время очень тревожным. Но я упоминаю их по другому поводу. Во-первых, чтобы привлечь ваше внимание к тому, что если бы все эти кризисы внезапно исчезли, то другие, не менее реальные, оказались бы не менее грозными.
Каждое мгновение вы всего лишь в одном ударе сердца от смерти, и вы не в силах изменить определённое Богом время вашей жизни (Иакова 4:15). Боль в груди может быть симптомом инфаркта, боль в бедре – признаком рака кости. Электронное письмо, которое вы собираетесь открыть, может быть сообщением о вашем увольнении в возрасте 55 лет. Звонок телефона может принести весть о смерти ваших родителей – или, что ещё хуже, их разводе. Записка, которую вы собираетесь открыть, может быть от вашей двадцатилетней дочки, которая решила, что она не христианка, и предпочитает проводить время со своими друзьями из ЛГБТК. Большинство наших тревог не связаны со всемирными проблемами.
Другая причина, по которой я обращаю внимание на мировые кризисы, заключается в том, что они описывают мир, в котором Великое поручение будет исполнено. Большинство людей, не услышавших Евангелие, живут во враждебной ко Благой вести культуре. Они не ждут нас с распростёртыми объятиями. Но это мир, в котором миссия будет завершена. Иисус сказал:
...вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. (Матфея 24:9-14)
В тревогах любовь многих охладеет, они отпадут от веры и предадут своих собратьев во Христе. Но миссия Господа Иисуса будет исполнена, потому что среди страха и безразличия останутся пламенеющие, радостные, бесстрашные последователи Иисуса. Они не поддадутся страху. Радостная, готовая к самопожертвованию любовь будет вести их.
Постоянная радость в бесчисленных опасностях
Моя проповедь о том, как пребывать в радости в бесчисленных опасностях. Откройте Второе послание Павла к Коринфянам. Давайте вместе прочтём эту совершенно удивительную книгу Нового Завета. Сорок лет назад Дон Карсон написал книгу «Образец христианской зрелости» об этом послании, которая начиналась так:
Я люблю Апостола Павла. Некоторые люди не могут понять моего чувства. Они считают Павла чёрствым, сухим интеллектуалом, подавляющим, даже высокомерным. Я твёрдо убеждён – они его просто не знают... Возможно, самые драматичные главы из всех его посланий находятся во 2 Коринфянам.
Я тоже люблю Апостола Павла. Я люблю его. Никто, кроме Иисуса, не обладал большей способностью радоваться в скорбях, чем Павел, которой я также желал бы обладать. Итак, о чём же эта проповедь – как Павел мог всегда радоваться в бесчисленных опасностях? Из всех тринадцати посланий Павла больше всего о страданиях и скорбях говорится во 2 Коринфянам. И это же послание больше, чем любое другое, говорит нам о радости и удовлетворении.
Литания скорбей Павла
Итак, сначала давайте соберёмся с силами и попытаемся поставить себя на место Павла, чтобы понять его чувства в опасностях и скорбях. Я думаю, это вполне правильно, потому что в Послании к Евреям 13:3 говорится: «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле». Павел, как и мы, был во плоти. Поэтому постарайтесь почувствовать, как если бы вы страдали с ним. То, что мы сейчас постараемся описать – это «бесчисленные опасности» – или иначе «многие скорби».
Второе послание к Коринфянам 1:5: «...умножаются в нас страдания Христовы...» Умножаются!
Второе послание к Коринфянам 1:8: «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых».
Второе послание к Коринфянам 2:4: «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам». Причиной ваших слёз является любовь. И если вы ещё не плакали, то это вам предстоит.
Второе послание к Коринфянам 4:8-10: «Мы отовсюду притесняемы... мы в отчаянных обстоятельствах... мы гонимы... низлагаемы... Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса...» Я опускаю слова ободрения. Сейчас мы сосредотачиваемся на опасностях и скорбях.
Второе послание к Коринфянам 6:4-10 (снова опускаем слова ободрения, обращая внимание на его страдания):
«...но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах... в бесчестии, при порицаниях... нас почитают обманщиками... мы неизвестны... нас почитают умершими... нас наказывают... нас огорчают... мы нищи... мы ничего не имеем...»
Второе послание к Коринфянам 7:5: «...плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне – нападения, внутри – страхи».
Опасности отовсюду
Второе послание к Коринфянам 11:23-29 – это окончательное перечисление. Павел называет себя безумцем (стих 23) потому, что вынужден отвечать своим противникам. Он говорит:
…гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного.
39 ударов плетью. После этого, когда ваша спина изранена и окровавлена, требуется, пожалуй, месяц, чтобы она снова зажила. И затем это происходит снова. С вашей спиной. И затем снова. Та же спина. Та же кожа. И затем снова. И затем ещё раз – 195 ударов. Мог ли он вообще двигаться утром после таких ран?
Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
Не пропустите прилагательные: большие труды, больше темниц, многократно при смерти, много раз [был] в путешествиях, часто в бдении, ежедневно забота о всех церквах. Никаких существенных перерывов не было. Никаких отпусков. Никакой пенсии.
Множество немощей
Ещё один отрывок, 2 Коринфянам 12:7-10: «...дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня... Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа...»
От этого описания бесчисленных опасностей и непрекращающихся страданий – не только гонений, но и физических недугов, подобных нашим (это было жало в плоти) – дух стынет. Это была жизнь в постоянной опасности и в различных беспрерывных страданиях.
Иногда, когда я слышу, как исповедующие христиане, узнав свой страшный диагноз или понеся тяжёлую утрату, пережив бедствие, вопрошают: «Где же Бог? Почему милостивый Бог допустил это?», то задаю себе вопрос: «Какую Библию они читают?» Обычно я надеюсь, что говорящие так христиане лишь на мгновение ослабели в вере. Я на это надеюсь. Но это вызывает тревогу, потому что Павел, страдая, вероятно, больше (не умаляя ваших скорбей), чем кто-либо из нас, никогда не отвечал так в своих бедах.
Как же отвечал он?
Чудо радости Павла
Это подводит нас ко второй части проповеди: «Постоянная радость». Бесчисленные опасности и неослабевающие страдания Павла, по крайней мере, естественны. У нас есть категории для них. Мы понимаем, что это такое. Мы понимаем, как они происходят. Мы знаем, что люди переживают такое и в наше время. Тайны в этом нет. Но когда мы видим реакцию Павла на эти страдания – а именно, его постоянную радость – то, поначалу, просто теряемся. Это совершенно неестественно. Это, по всем человеческим меркам, кажется необъяснимым. Если опасности и страдания захватывают дух, то радость необъяснима, таинственна и непостижима. Она выходит за рамки обычного человеческого опыта. Если она реальна – а так и есть – то она сверхъестественна. Это чудо.
Итак, давайте сделаем ещё один глубокий вдох и попытаемся снова поставить себя на место Павла, ощутить часть его постоянной радости – не повторяющейся, не временной, а его постоянной радости – такой же непрекращающейся, как и скорби. Для некоторых из вас это будет сложно, а может быть, и вообще невозможно.
Изобилие утешения
Второе послание к Коринфянам 1:4: «[Бог] утешающий нас во всякой скорби нашей...» Не в какой-то из них – во всякой. Не после неё – во время неё.
Второе послание к Коринфянам 1:5: «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше». Сам Христос, за Которого он страдает, даёт ему утешение в страданиях.
Второе послание к Коринфянам 4:16: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет...» Я уверен, что Павел старел намного быстрее нас. Он не мог воспользоваться преимуществами современной медицины. И его враги поблажек из-за возраста ему не давали. Но он не унывал.
Второе послание к Коринфянам 6:10: «нас огорчают, а мы всегда радуемся...». Это одно из тех парадоксальных утверждений, которое глубоко укоренилось в этике колледжа и семинарии Вифлеем и Desiring God. Печаль и радость для Павла не только последовательны – печаль, а затем радость – но и одновременны: «огорчают, а мы всегда радуемся». Даже в самой печали и во время неё.
И заметьте, он не говорит: «страдаем, но непрестанно радуемся». Страдания – это то, что с вами происходит. Но огорчение – это ответ на страдания. Это чувство. И мы обычно думаем об огорчении как о чём-то настолько противоположном радости, что они просто не могут происходить одновременно. Но Павел говорит, что для него это так: «нас огорчают, а мы всегда радуемся».
Второе послание к Коринфянам 7:4: «...я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей». Это, вероятно, самый удивительный, нелогичный стих во всей книге. «Я исполнен утешением, преизобилую [не силюсь удержать, а преизобилую, ὑπερπερισσεύω – «гипэрпэриссэ́уомэ»] радостью, при [не после, а при] всей скорби нашей [не в некоторой, а во всей]». Вспомните ошеломляющий перечень скорбей! Как это возможно?
Второе послание к Коринфянам 8:2 (описание македонских христиан, а также собственного опыта Павла): «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия». Великое испытание. Глубокая нищета. Преизобилующая радость. Словно нищета и радость были одним источником радушия.
Благоволение к немощи
Вот ещё один отрывок. Во 2 Коринфянам 12:8-10 Павел трижды молился о том, чтобы жало его болезни было удалено. Мы слышим ответ Господа во 2 Коринфянам 12:9, а затем ответ Павла. Господь говорит: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Затем Павел отвечает:
И потому я гораздо охотнее [ἥδιστα – «ги́диста», от которого происходит слово «гедонизм»] буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую [εὐδοκέω – «эудоко́», «благоволить»] в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. (2 Коринфянам 12:9-10)
Подводя итог:
- Обильное утешение во всех наших скорбях
- Не унываем, когда силы наши истощаются
- Всегда радуемся, даже когда скорбим
- Преисполняемся радости во всех наших скорбях
- Обилие радости в скорбях и нищете
- С радостью хвалимся в немощах, обидах, нуждах, гонениях и бедствиях
С любой обычной точки зрения это необъяснимо. И не только потому, что мы не знаем, как такое возможно, но и потому, что не уверены, что это такое. Что же такое радость, если она действительно может существовать (как говорится во 2 Коринфянам 7:4), преизобиловать – одновременно со скорбью? Понимаем ли мы вообще, о чём речь?
Я думаю, было бы колоссальной ошибкой переосмысливать слова «радость», «веселие» и «ликование» во 2 Коринфянам так, как если бы они не были чувствами или эмоциями. Пытаться сделать их чем-то вроде приверженных, верных, преданных или посвящённых – и таким образом разрешить парадокс «огорчённых, но всегда радующихся», сказав, что «радость», на самом деле, не эмоция, не чувство – значит идти против любого разумного словоупотребления. Библия не пытается лукавить, используя сильный эмоциональный язык, когда он не относится к эмоциям и чувствам. Нет. Радость, веселье, ликование (χαρά – «хара́», εὐφραίνω – «эуфрэ́но», χαίρειν – «хэ́рин», ἡδέως – «гидэ́ос») – это всё чувства, и это хорошие чувства. Для любого из нас. Христианская радость в скорби – это настоящее, глубокое, радостное, хорошее чувство.
Боль в ночи, радость в ночи
Итак, наш последний вопрос: как это возможно?
Я попытаюсь ответить на этот вопрос, объединив свой опыт с глубочайшим ответом Павла во 2 Коринфянам. Думаю, что если я смогу применить ответ Павла к своему личному опыту, это может показаться более эмоционально убедительным, чем если бы я просто обратился к стихам Послания.
Многие из вас знают, что моя мать погибла в автокатастрофе в Израиле в 1974 году (в декабре было пятьдесят лет). Ей было 56 лет. Мне тогда было 28 и нашему с Ноэль сыну было два года. Будет понятнее, если я скажу, что, вероятно, я рос маменькиным сынком, единственным сыном со старшей сестрой. Мой отец проводил вдали от дома большую часть времени как странствующий евангелист. Поэтому мои отношения с ним были отношениями глубокого уважения, большого восхищения и действительно счастливого общения. Но это не было похоже на эмоциональную связь с моей матерью. Она была рядом во всех моих, даже маленьких, проблемах, которые казались мне огромными.
Мои родители проводили тур по Израилю. В тот декабрьский вечер 1974 года зазвонил телефон и мой шурин сказал: «Джонни, у меня очень плохие новости». Я ответил: «Слушаю». Он сказал: «Твои родители попали в аварию на автобусе недалеко от Вифлеема, и твоя мать не выжила. А твой отец серьёзно ранен и сейчас в больнице». Повесив трубку, я рассказал всё Ноэль, опустил Карстена на пол, пошёл в спальню, встал на колени и долго рыдал так, как никогда в жизни.
Это было, по любым меркам, горем. Большим горем. Горем, полным слёз. Это имел в виду Павел под словом «горесть» во 2 Коринфянам 6:10, когда говорил: «нас огорчают, а мы всегда радуемся». И благодаря этому опыту я знаю и свидетельствую вам, не только потому, что так говорит Библия, но и из-за того, что сделал Бог той ночью, что можно испытывать одновременно и великую скорбь, и великую радость. Правда, что, как сказано в Псалме 29:6, «...вечером водворяется плач, а на утро радость». Мы можем так использовать слово «радость». И также правда, – и это снова послание 2 Коринфянам, – что хотя плач и длится всю ночь, радость длится вместе с ним.
Когда я рыдал, моё сердце трепетало от радостной благодарности и надежды – благодарности и надежды. Я молился: «О Боже, Ты был так добр ко мне, даровав 28 лет жизни с моей исполненной Библией матерью. Это более всего, что я заслуживал. Она была такой внимательной, такой терпеливой, такой заботливой, такой усердной, такой честной, такой счастливой. О чём я ещё мог просить?» Все благословенные годы изливались в моих рыданиях в радостной благодарности.
И затем появилась надежда. Я думал: она дома. Она дома. Во Втором послании к Коринфянам 5:8 говорится: «...выйти из тела и водвориться у Господа». Она не пришла на суд, потому что была во Христе, новым творением (2 Коринфянам 5:17). Христос умер за неё: для неё Бог сделал не знавшего греха Христа жертвою за грех, чтобы она в Нём сделалась праведною пред Богом (2 Коринфянам 5:21). И её разрушенное тело (цитируя свидетельство о смерти: «разорванный продолговатый мозг»), её драгоценное тело, носившее меня, нянчившее и обнимавшее меня, будет воскрешено во славе: Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и её и поставит перед Собой со мною (2 Коринфянам 4:14).
Она обрела свой венец на небесах, будучи неизвестной, но узнанной; умершей, но вот, живой; нищей, но обогатившей многих; ничего не имевшей, но всем обладающей (2 Коринфянам 6:9-10). Все обетования Божии суть «Да» во Христе (2 Коринфянам 1:20). И она была во Христе. Божие слово ей и мне не было «Да» и «Нет». В Нём оно всегда «Да». Каждое обетование будет верным для Рут Пайпер. Ни одно не окажется тщетным. Ни одно.
Будь рядом, я сказал бы отцу: «Держись, папа; держись. У Бога есть дело для тебя. Эти слова полны истины для неё, для тебя, когда ты на больничной койке, и для меня в моих рыданиях: «...кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Коринфянам 4:17-18). В ту ночь я был одновременно разбитым горем и очень счастливым сыном – «огорчённым, но всегда радующимся».
Бесчисленные опасности, неослабевающие скорби и непрестанная радость действительно возможны, потому что все обетования Божии – все они! – суть «Да» во Христе Иисусе (2 Коринфянам 1:20). И они останутся «Да» навсегда, во всех мировых кризисах, во всех наших личных немощах, оскорблениях, трудностях, гонениях и бедствиях. Поэтому вы можете сказать вместе с Павлом: «я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Коринфянам 12:9).
Автор — Джон Пайпер / © 2025 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!