Клара: история ко Дню памяти жертв Холокоста

Клара: история ко Дню памяти жертв Холокоста

«Она не моя дочь, она сирота. Возьмёте её?» — мать Клары солгала католическому священнику, руководившему приютом для сирот. Она также притворялась, что она сама и трёхлетняя девочка — не еврейки. Священник, уже присматривавший за двенадцатью еврейскими детьми, сжалился и взял Клару. Её мать продолжала притворяться католичкой, чтобы работать в приюте и быть рядом с ней.

Спустя некоторое время Гестапо искало еврейских детей. Они убили священника, а Клара убежала в туалет и заперла дверь. Но у этих людей были собаки, которые её учуяли. Они стучали в дверь, крича маленькой девочке, которая была за ней: «Выходи! Мы знаем, что ты еврейка!» Когда её схватили, то потащили за волосы к машине, где она увидела других еврейских детей.

Когда мать Клары узнала, что детей забрали, она призналась, что она еврейка, чтобы забрали и её. Их убедила только её настойчивость, и она присоединилась к своей дочери в трудовом лагере в Середи. То, что произошло дальше, было самым травмирующим для маленькой Клары.

Транспортировка

В Середи солдаты загнали Клару и её мать в вагон для скота. Набилось столько народу, что ни один человек не мог сидеть. Старые, молодые, больные, все они стояли — в течение пути, который длился четыре-пять дней. Клара вспоминает невыносимый запах. Люди умирали стоя. Когда поезд прибыл в Терезиенштадт, двери открылись, и люди, и живые, и мёртвые, вывалились вместе.

Терезиенштадт был гетто, трудовым лагерем и перевалочным пунктом для евреев, которых депортировали в другие лагеря и центры смерти. Он также служил орудием великой нацистской лживой пропаганды. Его описывали как прекрасную общину, где пожилые евреи могли провести пенсию в безопасности. Из-за внешнего давления немцы позволили представителям Красного Креста посетить старательно инсценированный Терезиенштадт.

Нацистский обман

При подготовке к этому посещению нацисты уменьшили население лагеря до более комфортного, усилив депортацию. Они отремонтировали бараки, посадили сады, а затем устроили социальные и культурные мероприятия для приезжих чиновников. После этого жизнь в лагере вернулась в своё ужасное русло. Еды было очень мало, и среди умерших от респираторных и других заболеваний было много детей.

Преследующие воспоминания

Клара помнит выстрелы, которые она днем и ночью слышала в Терезиенштадте. Казни, болезни и депортации сокращали население лагеря. Затем прибывали новые поезда с евреями, и цикл повторялся. Клара помнит и другой звук — как смеялись и радовались солдаты СС, когда смотрели по вечерам развлекательные шоу.

Theresienstadt concentration camp archway with the phrase Arbeit macht frei (work makes (you) free), placed over the entrance in a number of Nazi concentration camps. Photo — Andrew Shiva / Wikipedia / CC BY-SA 4.0

Как могла появиться эта ужасная и бессердечная жестокость?

Говоря простым языком, антисемитизм — это расизм или дискриминация по религиозному признаку в отношении еврейского народа, и он существовал веками. Его результатами были насильственные обращения в другую религию, изгнания из стран, жестокость, насилие и убийства. Тот же предрассудок, который перерос в Холокост, существует и до сих пор. Ежегодно люди обрушивают его на еврейские синагоги, кладбища, бизнес и людей через вандализм и акты насилия. Антисемитизм — это ненависть, которая длится слишком долго.

Никогда не забывайте

27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Это день памяти шести миллионов евреев, которые погибли в Холокосте, и день, чтобы почтить тех, которые выжили. Это день памяти о том, насколько далеко может зайти антисемитизм, и возможности высказаться против него.

Кларе было за восемьдесят, когда она рассказывала свою историю одному из служений-партнёров Jewish Voice в Израиле. Она очень ярко помнила страхи, которые она чувствовала во время Холокоста: страх перед Гестапо, страх разлуки со своей мамой и страх одиночества. То, как её поймали, привело к пожизненному страху перед собаками. И она по-прежнему не любит одиночество — потому что именно тогда к ней могут приходить страхи.

Клара работает волонтёром в Яд Вашем, израильском мемориальном центре Холокоста. Её также навещают сотрудники нашего партнёрского служения JVMI, и она посещает их еженедельные библейские уроки. Она ещё не знает Иешуа, но ей нравится атмосфера там и ей нравится читать Библию.

Вспомните Клару

В этом году 27 января вспомните Клару и тех, кто пережил Шоа (это еврейское слово значит «Катастрофа»), и помолитесь за них. Многие из них продолжают переживать последствия травм, которые они перенесли в детстве.

Источник — jewishvoice.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!