Незнакомая Пасха, или Песах по-мессиански

Незнакомая Пасха, или Песах по-мессиански

Песах (Пасха) – самый известный еврейский праздник, который хорошо знаком не только евреям, но и многим верующим в Бога Израилева. И в Ветхом, и в Новом Завете есть описание празднования Песаха в разные исторические периоды.

Что праздновали евреи во времена Ветхого Завета как Песах и какой Песах праздновали апостолы Иисуса Христа и первые верующие нескольких поколений?

Тора повествует, что евреи, а именно род Иакова, пришли в Египет, спасаясь от поразившего землю голода. Всех же пришедших в Египет евреев было 70 человек (Исх.1:5). На новом месте евреи обустроились, и как говорит Писание, «…сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» (Исх.1:7).

Со временем евреи оказались в Египте в тяжелом рабстве. Бог обещал, что евреи будут в Египте 400 лет, а затем они должны будут выйти оттуда.  Когда же они наконец поняли, что они рабы, они подняли свои головы к небу и начали взывать к Богу. Они вспомнили, что у них есть их Бог – Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, Бог праотцов, Бог евреев.  Господь все это время ждал: когда же евреи, наконец, дадут Ему возможность вмешаться в их жизнь. Но Он не просто ждал – Он подготовил вождя Исхода Моисея (Моше).  Параллельно Бог готовили в Египте еврейский народ к Исходу.

Какими же были цели Исхода? – Вывести евреев из Египта,  освободить из плена, ввести в Обетованную землю — в «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх. 3:8.). Господь обещал ввести народ в Обетованную землю, обещанную праотцам: «И введу вас в ту землю, о ко­торой Я... клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам ее в наследие» (Исх. 6:8).

Бог хотел, чтобы Моисей и сыны Израиля научились прославлять имя Господа.  Чтобы народ Божий стал пок­лоняться единому живому Богу. Бог хотел очистить и освятить Божий народ  и освободить через Исход еврейский народ и всех, кто присоединился к нему, от лжебогов и идолопоклонства,  научить Свой народ истинному жертвоприношению. Чтобы Израиль стал по-настоящему Божьим народом и познал Господа как своего Бога. Бог хотел сделать Израиль царством священников и особым, святым народом среди всех народов земли, хотел пробудить в народе жажду общения с Богом, стремление к близости с Ним.

Помимо целей, сконцентрированных вокруг еврейского народа, в Исходе Бог ставил также некоторые цели, относящиеся к египетскому и другим народам. Одной из целей Исхода было, чтобы египтяне узнали, что единый Бог есть истинный и действительно Единый Бог над всей землей, и это касалось не только египтян, но и других народов – чтобы и другие народы стали бояться Господа.

Бог послал Моисея и его брата Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ из рабства. Чтобы всемогущество Бога и Его слава еще больше раскрылись, Бог ожесточил сердце фараона и тот отказался  выполнить требование Моисея, и даже еще больше ужесточил рабскую работу евреев. Тогда Бог наслал на Египет страшные напасти.  После каждого наказания фараон обещал отпустить евреев, но затем отменял свое решение. Так было девять раз.

Десятое наказание было самым страшным – уничтожение первенцев в семьях египтян. Чтобы не пострадали еврейские семьи, чтобы ангел смерти прошел мимо, их дома надо было как-то выделить среди  других. Евреям было повелено для каждой семьи принести в жертву ягненка (или козленка). Кровью жертвы необходимо было помазать косяки дверей дома, где находилась семья, а самого ягненка необходимо было испечь на огне и с поспешностью съесть с мацой и горькими травами. Ночью по египетской земле пошел ангел-губитель, во всех домах египтян, косяки дверей которых не были помазаны кровью жертвы, все первородное, и людей, и скота, погибло. Уцелели только дома евреев, мимо которых ангел-губитель, увидев кровь жертвы, прошел и не тронул их.

В то время, когда по всем египетским домам шел ангел смерти, истребляя первенцев, среди евреев не только никто не умер, но даже больные и умирающие выздоровели (Пс. 104:3 7). Никогда в истории человечества, ни до этого, ни после, не было такого, чтобы весь народ был исцелен от всех болезней. Это Это само по себе великое чудо имело не менее великое продолжение: за сорок лет последующего пребывания в пустыне у евреев не ветшала одежда, и хотя обувь не менялась, но ноги не опухали.   Весь Исход полон чудес и знамений, которыми Всемогущий показал бессилие всякой небожьей силы и власти перед Ним.

Отпустив евреев после истребления первенцев фараон начал сожалеть об этом и послал вдогонку войско, чтобы вернуть их. Воины фараона настигли евреев, когда те были у Чермного (Красного) моря. Когда же Моисей по повелению Бога простер посох на море, начал дуть сильный восточный ветер и воды моря расступились. Евреи перешли по дну моря на другую сторону. Египтяне погнались следом, но  воды моря сомкнулись, потопив войско фараона. Так Бог спас Свой народ из египетского рабства, и в память об этом Тора заповедует праздновать Песах (Исх.12:14-20, Лев.23:5-14, Втор.16:2,6-7).

Название праздника Песах происходит от глагола «пасах», что значит «миновать, пройти мимо». Это название связано с десятой казнью, когда ангел-губитель, проходя по египетской земле, поражал дома египтян и проходил мимо домов евреев, помеченных кровью пасхальной жертвы (Исх.12:12-13). Сам же пасхальный ягненок называется «пашаль».

Название «праздник опресноков», или «Хаг-га-Мацот», Песах получил от заповеди есть в семь праздничных дней только мацу – опресноки (Исх.12:15,17-20). Маца – это пресный хлеб, испеченный особенным образом. Согласно Исх.12:34, евреи во время исхода ели мацу, поскольку они выходили из Египта настолько поспешно, что у них не было времени ждать, пока тесто заквасится. Маца – это единственный хлеб, который евреи согласно Торе имели право есть на Песах.

Празднование  Песаха приходится на середину весеннего месяца Нисан. Согласно Торе, Песах должен праздноваться семь дней. Первый и седьмой день праздника называют Йом-тов, это особые дни, в которые всем евреям во времена Храма было предписано собираться в Храме на «священное собрание» (Лев.23:7-8).

В большинстве случаев в Писании закваска («хамец»), квасное символизирует грех и отождествляется со склонностью плотской натуры ко греху. У ортодоксальных иудеев существует обычай в канун Песаха очищать дом от хамеца. Все найденные крошки квасного сжигают. Однако этот обычай является всего лишь прообразом тех духовных изменений, очищения, когда человек в канун Песаха пересматривает свою жизнь, свои взаимоотношения с Богом и людьми, кается в грехах, прощает обидчиков, примиряется с теми, кого обидел, очищает свое сердце и свою жизнь от «хамеца».

Еще во время подготовки к Песаху принято оказывать помощь нуждающимся, особенно помочь купить все необходимое для праздника. На празднование принято приглашать в гости одиноких людей и бедняков, чтобы никто не чувствовал себя покинутым или одиноким. Вся атмосфера празднования наполнена семейственностью, которой Песах отличается особенным образом.

Еврейская традиция считает, что во время празднования Песаха необходимо воспроизвести и пережить Исход всем присутствующим. Сделать это помогает определенный порядок празднования — «седер» (в переводе с иврита — «порядок»). Описан этот порядок в Агаде. Одной их самых важных частей Агады является рассказ о рабстве и освобождении от него на основе повествования из книги Исход. Это делается в соответствии с предписанием Торы: «И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта» (Исх.13:8).

Принято, чтобы самый младший из присутствующих детей задал четыре вопроса, начинающиеся словами «Ма ништана…» («Почему…»):  Почему мы едим мацу в этот вечер?Почему мы едим горькие травы в этот вечер? Почему мы окунаем наши травы в соленую воду в этот вечер? Почему мы возлежим в этот вечер?

Ведущий Седер, обычно это отец семейства, отвечает на эти вопросы, используя различные символы. Для этого на Седере используется специальное блюдо с особой едой. Основными элементами пасхальной трапезы являются:

маца, которая символизирует «хлеб бедствия»;

марор – горькие травы, обычно это тертый хрен — хазерет.  Согласно традиции, горькие травы напоминают о горечи рабства, а горьковато-сладкий вкус зелени напоминает одновременно о рабстве и свободе. Зелень окунают в соленую воду, символизирующую слезы, проливаемые евреями в рабстве, а также море, которое евреи перешли сверхъестественным образом, чтобы обрести свободу, когда воды моря расступились перед ними;

харосет – смесь фруктов, орехов, специй и меда, символизирующая глину, из которой евреи, будучи рабами, делали кирпичи;

бейца – яйцо, сваренное вкрутую, символ твердости еврейского народа в горестях и испытаниях, иногда – символ упорного сердца фараона;

зроа – кость с кусочком мяса на ней в напоминание о пасхальной жертве, а также о жертвоприношениях в Храме.

четыре бокала виноградного сока. Традиция считает, что они символизируют четыре Божьих обещания,  а именно четыре глагола: Бог Свой народ «выведет, избавит, спасет, примет к Себе».

Обязательной частью Седера являются три листа мацы, которым придается различное символическое значение. Существует традиция, когда в процессе проведения Седера ведущий берет среднюю из этих трех мацот и разламывает ее на две части. Одна из частей – это афикоман, с греческого «после пира, после веселья». Ее скрывают, обычно заворачивая в салфетку. Этот кусок достают и съедают в конце Седера – без него Седер завершить невозможно. Завершают же Седер чтением Песни Песней, поют праздничные песни и желают друг другу: «В будущем году – в Иерусалиме».

Итак, читая Книгу «Исход», мы ясно видим, почему Бог повелел праздновать Песах. Но что же тогда празднуют христиане всего мира? По сути, это тоже Исход. Так что же, разные народы празднуют разные Исходы, разные Песахи (Пасхи)?

Ортодоксальные иудеи празднуют Исход из Египта, все христиане — воскресение Иешуа. На самом же деле, это две части, составляющие единое пасхальное торжество, которое  в наши дни полностью празднуется только мессианскими евреями.

И обе эти части объединены суверенным присутствием Божьим, невероятным про­явлением Его могущества. Потому что в первый Песах около трех с половиной тысяч лет тому назад Бог явил Свое могущество  в таких  сверхъ­естественных знамениях и чудесах, каких  Он не являл ни до, ни после этого. Но в Песах, который произошел в Иерусалиме  около двух тысяч лет тому назад, Бог совершил еще более грандиозный Исход.

И уже Исход не для одного народа евреев, а для всех народов земли. И не для одного-двух поколений, а и для всех поколений, и не только тех поколений, которые появились на земле после этого и появятся еще, а и для всех поколений, которые были до того мессианского Исхода. Речь идет о кульминационном Песахе Иешуа.

Оба эти Песаха соединены одним фактом: если в первом Исходе люди, человеческая активность, человеческая сила не играла существенной роли, то во втором – вообще никакой. Все самое главное в истории человечества совершил Сам Всемогу­щий Господь по Своей суверенной воле, по Своей невероятной любви к людям.

В Библии написано, что возмездие за грех – смерть. Но Бог, милостивый и любящий Отец, установил замену – смерть Пасхального Агнца, Который умер вместо всех людей, и кровь Его была знаком для спасения поверившим в эту заместительную жертву. Две тысячи лет назад Иешуа ха-Машиах принес Себя, как совершенную искупительную жертву, за всех людей, кото­рые когда-либо жили, живут или будут жить на земле.

Он стал Пасхальным Агнцем, закланным именно в день Песаха, полностью исполнив Слово Божье, все те пророчества, которые были написаны о Спасителе в Торе, Пророках и Писаниях (Ветхом Завете). Его смерть и Его искупи­тельная кровь стала спасением не только для евреев, но и для всего человечества.

По большому счету, мы, живущие сегодня, не очень отличаемся от живущих тысячи лет назад. Все мы грешны,  у каждого из нас «свой Египет» — страхи, сомнения, неуверенность. Мы не свободны от мно­гих вещей.  Каждому из нас нужен Исход, исход из чего-то – из грехов, из каких-то проблем, из каких-то обстоятельств, и вывести каждого из нас из «нашего Египта» может только Бог!

Поэтому празднуя  полный Песах, такой Песах, какой праздновали первые верующие из иудеев и эллинов, мы не просто вспоминаем выход евреев из рабства и славим Иешуа за Его искупительную жертву и Его воскресение — мы призываем Бога в свою жизнь.

А добрая пасхальная весть состоит в том, что Бог не создал никого из нас рабом. Бог избрал Себе свободный народ. И Он хочет, чтобы мы освободились. Он желает, чтобы мы знали, что не на земле решается наша судьба, а на небесах. И наш Песах может быть у нас каждый день.

Он желает, чтобы мы, как и евреи Египта, наконец, подняли к Нему головы, кто бы мы ни были по национальности. Евреям и неевреям нужна святая Божья свобода – настоящая свобода, не поддельная. И Бог готов дать ее каждому в любую минуту, как только мы попросим Его об этом по-настоящему, как только возжаждем по-настоящему, как только обратимся к Нему по-настоящему и совершим тшуву (обращение, покаяние).

С Песахом, дорогие!

по материалам книги Б. Грисенко «Еврейские праздники»

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!