Сегодня Пасхальный Пост становится все более и более популярным в наших кругах. Уже не первый год я вижу, как люди обсуждают пост, но никогда раньше о нем не писали так много в соцсетях и на христианских сайтах.
Христианская молодежь рада возможности поучаствовать в духовной дисциплине католиков, православных, ранних протестантов, уходящей корнями на много веков назад.
При этом есть и другая группа христиан, считающая, что Пасхальный Пост таит в себе опасность возвращения христиан в плен Католических обрядов, которым в свое время противостали Реформаторы.
Кто-то говорит, что пост – это духовное упражнение с историей. А кто-то – что евангельские христиане признали Пасхальный Пост устаревшей практикой.
Исторический взгляд на пост
Правда в том, что у Пасхального Поста одновременно есть и нет исторической стороны.
Да, много христиан долгие годы участвовали в какой-то версии Пасхального Поста, но идея того, что мы чтим наши корни, участвуя в посте добровольно – это только часть общей картины. Для большинства из наших праотцов Пасхальный Пост был обязательным. Если мне сказать, что я должен соблюдать пост, позволяя себе только некоторые виды продуктов, то я предпочту пост по Цвингли и буду есть по пятницам сосиски.
Огромное количество христиан многие годы отвергали любые формы Пасхального Поста, считая его наследием римского папства. Но говорить, что, отвергая Пасхальный Пост, мы исправляем ошибки Римской Католической церкви, было бы лукавством. Потому что в свое время Пуритане отвергали и Рождество, и Пасху, и любые другие праздники, если их ставили выше обычного воскресенья, но я не вижу, чтоб сегодняшние протестанты отказывали бы себе в удовольствии нарядить елку.
За прошедшие десять лет я несколько раз пытался участвовать в Пасхальном Посте. Сейчас же мой фокус сместился на «Пасхалиаду» – празднование Пасхи еще несколько недель после дня воскресения Иисуса.
Мне кажется, пост может и полезным, и вредным – как и многие другие духовные дисциплины. Поэтому вот мои советы тем, кто постится и не постится.
Если вы поститесь
Во-первых, хочу предупредить моих постящихся братьев и сестер не впадать в осуждение тех, кто не постится. Если бы Пасхальный Пост был так необходим для нашего духовного роста, его бы заповедали нам сами апостолы. Важно помнить, что часто стремление первых христиан угодить Богу заканчивалось новыми законами, и об этом нас предупреждает Павел в послании к Колоссянам (2 глава).
Во-вторых, своей попыткой приобщиться к исторической церкви мы можем смутить слабого в вере брата или сестру, которые только отошли от католичества, англиканства или любой другой исторической церкви, не в силах преодолеть удушающие традиции. Мои друзья баптисты из Румынии отказались от Рождественского и Пасхального Постов исключительно по той причине, что они (посты) ассоциировались с безжизненной культурной составляющей их государственной церкви. Так пусть моих друзей рассудит Бог. Пост не должен быть преткновением никому.
Если вы не поститесь
Тем из моих друзей, кому неприемлем Пасхальный Пост, хочу сказать: не осуждайте мотивы тех, кто нашел духовную пользу в ежегодном отделении времени для размышления о Христовой любви. Считать Пасхальный Пост чем-то католическим будет затиранием истории протестантизма, который практикует пост в целом, что приведет к позиционированию Римской католической церкви как основной церкви, а протестантов – ее тенью. Требование упразднить Пасхальный Пост может оказаться не менее губительным, чем требование его соблюдать.
Заключение
Я вряд ли соглашусь с мнением, что много поста вредит церкви. Но соглашусь с тем, что излишнее внимание к праведности действительно может навредить (и мне в том числе). Пасхальный Пост – будь вопрос его упоминания в разговоре его соблюдение или несоблюдение – сам по себе рискует стать идолом.
Гораздо важнее те наши действия, которые продиктованы нашим сердцем. Если от чего-то и нужно отказаться в этом году, так это ощущение своего превосходства над другими прихожанами своей церкви или других поместных церквей.
У каждого свои способы и привычки, но каждый из нас – равен перед Крестом. Вне зависимости от (не)соблюдения поста.
автор — Тревин Вакс / thegospelcoalition.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!
Хорошая серьезная вдумчивая статья. Автор умело акцентировал внимание на ключевых моментах. Лично у меня возникли следующие возражения. Первое, считаю ошибочным возражать против предания, используя другое предание — Sola Scriptura. Нам небходимо понимать против чего именно выступали реформаторы, когда возражали против постов. Они выступали против, потому что рассматривали практику РКЦ того времени, как то, что являлось «делами». А это коренным образом противоречит евангельской вере — Sola Fide. Здесь необходимо отметить, что сегодняшняя пратика как общецерковный обязательный регулярный пост является лайт-версией (лайт потому, что, как во времена Цвингли, тебе не грозит преследование по закону). Это опасный ложный путь, который уводит христианина(-ку) от личных взаимоотношний с Иешуа в «религию». Господь не давал в Своем Слове мессианской общине заповеди о посте. И даже в Танахе Он предупреждал Свой народ о неправильном понимании поста:
1 В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца, Хаслева,
2 когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа
3 и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?»
4 И было ко мне слово Господа Саваофа:
5 скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?
6 И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?
(Зах.7:1-6)
Бог предупреждает: не думайте, что вы поститесь для Меня. Вот как Он понимает пост:
6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
(Ис.58:6,7)
В Новом Завете Господь открывает еще одну грань поста — как оружие духовной войны, но не как «дела» или «религию».
P.S. Дорогой брат, действовать с оглядкой, как бы не выглядеть тенью РКЦ, означает уже выглядеть тенью РКЦ.
P.P.S. Что забавно, уважаемый автор, пробежав еще раз статью, я обнаружил, что в попытке не быть тенью РКЦ, вы становитесь ею не единожды. Вы попадаете в ловушку, когда используете католические/правосланые нарративы (использую этот термин как синоним иделогемы) вроде «исторических церквей». Этот неуклюжий термин ложен, т.к. если мы имеем дело с научным термином, то его название задает содержательные рамки определению термина. В данном же случае определение дается произвольное, конфессионально обусловленное, которое лишь краем касается названия. Этот термин ложен и с точки зрения евангельского богословия. Во-первых, потому что подразумевает ошибочное ветхозаветное понимание Экклесии как левитской преемственности. Но это не так. Наш Господь Иешуа не учреждал новую религию, следовательно Он упразднил принцип левитской преемственности, поскольку апостолы не были из колена Левия. Можно сказать, что у апостолов не было «апостольского преемства» ) Во-вторых, реформаторы учили о всеобщем священстве верующих, выступая против понимания Экклесии как иерархической организации, включающей сословие священников как хранителей благодати.
В заключение хочу отметить, что мысль у автора была очень правильная, но вот реализация подкачала. Надо избегать быть тенью: протестантам — РКЦ или ПЦ, мессианским евреям — иудаизма. Но для этого надо обновить свой ум, чтобы пришло осознание себя как головы, а не хвоста (бедных родственников). Таким должно быть и евангельское богословие.