Если вы спросите меня, какие отрывки Писания я считаю самыми утешительными, мой ответ может вас удивить: Псалом 89 и Екклесиаст.
Псалом 89 — это пронзительное сетование Израиля о том, что, хотя они и избранный Богом народ, они также дети Адама, подверженные, как и он, праведному гневу Бога за их грех. Поэзия Моисея в Псалме 89 ведет нас, шаг за шагом, вглубь погреба краткости, боли и тягот их жизни. Третий стих начинает этот спуск, повторяя слова Бога, обращенные к Адаму в Бытие 3:19:
Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает; ибо мы исчезаем от гнева Твоего, и от ярости Твоей мы в смятении. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего. Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук (Псалом 89:4,6-9).
Мы не совсем уверены в деталях — возможно, как утверждает Аллен Росс, Моисей написал этот псалом в конце сорокалетнего странствования Израиля по пустыне. Какова бы ни была конкретная предыстория, израильтяне прошли через период сильных страданий и на собственном опыте убедились, что Божий гнев на их грех означает, что, даже если они проживут необычайно долгую жизнь, их лучшие годы будут лишь трудом и бедами, которые быстро пролетят, а затем улетучатся.
Благое, но непостижимое провидение
Как отмечает Дэвид Клеменс, Екклесиаст лучше всего понимать «как захватывающее, но тщательно ортодоксальное изложение Бытия 1-3». В частности, он делает «болезненные последствия грехопадения… центральными», поясняя, насколько обескураживающей может быть жизнь после грехопадения. Проповедник знает, что Бог обычно управляет своим провидением через обычные причинно-следственные процессы в мире (Екклесиаст 1:4-7, 9). Глупцы и нерадивые обычно получают по заслугам, поскольку отказываются соответствовать упорядоченным закономерностям творения (Екклесиаст 4:5; см. также Притчи 6:6-11; 20:4; 24:30-34). Мудрость лучше глупости, потому что мудрые понимают и чтут эти закономерности и поэтому могут видеть, куда они идут, в то время как глупцы спотыкаются в темноте (Екклесиаст 2:13-14).
Но, тем не менее, «время и случай случаются со всеми» (Екклесиаст 9:11). Другими словами, то, что Бог в ходе Своего обычного провидения предписывает структурам и процессам творения принести нам, не только не подвластно нашему контролю, но и не поддается нашему познанию. Однако к тому, что делает Бог, ничего нельзя ни добавить, ни отнять. «Бог сделал это, чтобы люди убоялись пред Ним» (Екклесиаст 3:14).
Таким образом, здоровый, святой страх перед Божьим провидением держит нас в смирении и зависимости, поскольку мы признаем, что Он так распорядился жизнью «под солнцем», что, как бы мы ни старались понять, что было, есть или будет, мы не постигнем многого. «Никто не может постичь того, что происходит под солнцем. Несмотря на все старания, никто не может постичь его смысл. Даже если мудрые утверждают, что они знают, на самом деле они не могут постичь этого» (Екклесиаст 8:17, NIV).
Говоря более конкретно, мы не можем определить по происходящему, кого Бог действительно любит, поскольку одни и те же события происходят как с хорошими, так и с плохими людьми. В этом падшем мире праведность не всегда вознаграждается, а нечестие не всегда получает заслуженное наказание: «Суета сует, происходящая на земле, что есть люди праведные, с которыми бывает по делам нечестивых, и есть люди нечестивые, с которыми бывает по делам праведных» (Екклесиаст 8:14; 7:15). Как Бог распределит добро и зло, радость и печаль, легкость и трудность для каждого из нас в нашей земной жизни, мы не можем понять (Иов 9:1-12; Лука 13:1-5).
Бог не оставил нас
Суровый реализм Псалма 89 и Екклесиаста может показаться удручающим. Однако апостол Павел говорит нам, что «все, что было написано в прошлом, написано для научения нас, чтобы мы, живя в Писаниях и ободряясь ими, имели надежду» (Римлянам 15:4). Как же эти отрывки ободряют нас и дают нам надежду ?
Они напоминают нам, что с момента грехопадения страдания являются обычной частью человеческой жизни под властью греха. Божьи суды в Бытие 3:16-19 предвосхищают некоторые виды страданий, которые сегодня являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Бытие 4 затем показывает, насколько мучительной может быть человеческая жизнь: первый сын Адама и Евы, Каин, убивает их второго сына, Авеля, и затем обречен быть беглецом и скитальцем на земле.
Однако мы не должны делать вывод, что наша жизнь будет состоять из одних только страданий, не приносящих облегчения. Обращаясь к языческим многобожникам в Листре, Павел напоминает им, что Бог не оставил Себя без свидетельства, «ибо Он благодетельствовал, давая вам дожди с неба и времена плодоносные, насыщая сердца ваши пищею и веселием» (Деян. 14:17). Дочери Евы будут страдать физически и эмоционально, выходя замуж и заводя семьи (Бытие 3:16), но они также могут испытать большую радость в своих браках и семьях. Сыновья Адама всегда будут вынуждены зарабатывать на жизнь (Бытие 3:17-19), но конец долгих дней может принести удовлетворение, если мы трудились, как должно.
Псалом 89 и Екклесиаст предостерегают нас от ожиданий нынешнего счастья. После грехопадения даже само творение стонет от тщетности греха (Римлянам 8:18-21). Поэтому, если жизнь становится для нас плохой, это не означает, что христианство не истинно или что Бог оставил нас. На самом деле, когда мы сталкиваемся со значительными страданиями и переживаем их, мы часто испытываем обратное: мы обнаруживаем, что можем радоваться нашим страданиям, зная, что они учат нас стойкости, а эта стойкость делает нас сильнее и глубже, побуждая надеяться на наше окончательное и полное спасение, когда мы чувствуем любовь Бога к нам через присутствие Его Святого Духа (Римлянам 5:3-5; Иакова 1:2-3; 1 Петра 1:3-9).
Радость с утром
Быть христианином означает верить в телесное воскресение нашего Господа (Римлянам 10:9), а вера в Его воскресение подразумевает веру в наше собственное воскресение (1-е Коринфянам 15). Наша надежда на конечное искупление наших тел — это, по выражению Павла, надежда, в которой мы спасены (Римлянам 8:24).
Эта надежда, говорит нам Павел, не дает нам пасть духом, ибо в то время как «внешнее наше „я“ истлевает, внутреннее наше обновляется день ото дня» (2 Коринфянам 4:16). Что бы с нами ни происходило, мы можем понять, что в конечном итоге это будет не более чем «легкая минутная скорбь», которая «готовит нам вечную славу, несравнимую ни с чем, так как мы смотрим не на видимое, а на невидимое. Ибо видимое преходяще, а невидимое вечно» (2 Коринфянам 4:17-18; Римлянам 8:18).
Другими словами, наши страдания могут и должны побуждать нас смотреть вверх и стремиться к тому, что Бог приготовил для нас. И что же это такое ?Это жизнь без печали и слез, когда греха и смерти уже не будет (Откровение 21:4). Это жизнь полной радости в общении с Богом, которую наш Господь приготовил для тех, кто ждет Его (Исаия 64:4).
Псалом 89 и Екклесиаст побуждают меня смотреть только на Бога, а не на что-нибудь или кого-нибудь в этом мире, чтобы получить все хорошее (Псалом 90:13-17). Они также убеждают меня в том, что для тех из нас, кто стал Его детьми через веру в труд Его Сына, Божий гнев против нашего греха продлится лишь мгновение, в то время как Его благосклонность к нам будет длиться вечно. И хотя наш плач может длиться всю ночь, утром к нам придет нескончаемая радость (Псалом 29:5).
автор — Марк Талбот / desiringgod.org / hristiane.ru
Последнее: 01.01. Спасибо!