На протяжении всей Библии и в учениях отцов Церкви постоянно повторяется тема о том, что святой остаток оберегает общество от морального разложения и суда Божьего. Эта концепция — о том, что небольшая группа праведных людей может действовать как предохранитель — уходит корнями в еврейскую традицию, продолжается в Новом Завете и проходит через всю историю христианской церкви. Начиная с ходатайства Авраама за Содом и заканчивая учением Иисуса о том, что мы являемся «солью земли», идея о верном остатке, защищающем мир, остается актуальной.
Сегодня это напрямую свидетельствует о растущем расколе в Церкви по поводу того, что более эффективно в преобразовании общества — личная святость или политическая активность. Однако Писание и история убедительно свидетельствуют о том, что именно присутствие святых мужчин и женщин в первую очередь служит Божьей опорой в греховном мире.
Еврейская традиция праведного остатка
Существует древнее еврейское поверье, что в любой момент времени существует по меньшей мере 36 праведников, чье присутствие спасает мир от разрушения. Эта вера уходит корнями в еврейский мистицизм и раввинистическую традицию, в которой говорится о Ламедвовниках — 36 скрытых праведниках, которые служат духовным барьером для всего мира. Даже если эти люди могут быть неизвестны обществу, их верность Богу сдерживает божественный суд.
Эта концепция перекликается с ходатайством Авраама за Содом в 18-й главе Книги Бытия. В этом отрывке Авраам умоляет Бога не разрушать город, если удастся найти определенное количество праведников. Авраам спрашивает: «Неужели ты погубишь праведного с нечестивым?» (Бытие 18:23). Начав с 50 человек, Авраам в конце концов договаривается о 10 праведниках, и Бог обещает пощадить город ради них. Хотя Бог в конечном счете уничтожает Содом, потому что не удалось найти даже 10 таких человек, этот отрывок показывает готовность Бога проявить милосердие ради нескольких верных людей.
Более того, эту историю можно расширить, включив в нее тот факт, что Бог нашел только одного человека на всей земле, Ноя, который ходил с Ним, тем самым ускорив разрушение мира глобальным потопом.
Кроме того, Илия, отчаявшийся в моральном состоянии Израиля, считает, что он — единственный оставшийся верный человек, который не поклонялся Ваалу. Однако Бог открывает Илии, что Он сохранил в Израиле 7000 человек, которые не поклонились Ваалу (3 Царств 19:18). Существование этих 7000 верных людей показывает, что Бог всегда сохраняет остаток, даже в самые мрачные времена, для достижения Своих целей.
Точно так же во время вавилонского изгнания мы видим, как Бог использует Даниила и трех его друзей, Седраха, Мисаха и Авденаго, как часть остатка, чтобы сохранить еврейский народ и распространить Божье царство на Вавилонскую и Персидскую империи.
Новый Завет: Иисус и остаток
Концепция святого остатка для сохранения общества находит свое продолжение в учении Иисуса. Одно из самых известных учений на эту тему взято из Евангелия от Матфея 5:13, где Иисус называет Своих учеников «солью земли». В древнем мире соль использовалась для улучшения вкуса пищи и в качестве консерванта, особенно в странах с жарким климатом, где пища быстро портилась. Соль вытягивала влагу из продуктов, предотвращая размножение бактерий и останавливая гниение.
Называя Своих последователей солью земли, Он давал понять, что их присутствие спасет мир от морального и духовного разложения и, возможно, от суда. Однако, согласно Евангелию от Матфея 5:13, если христиане перестанут быть праведными и святыми, они больше не смогут сохранять мир. Их влияние сведено на нет.
Апостол Павел называет церковь «чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Филиппийцам 2:15). Праведный остаток, по словам Павла, выделяется в темном мире, отражая свет Христа и сдерживая силы тьмы.
Святость или политическая активность
Одной из наиболее острых проблем современной евангельской церкви является противоречие между личной святостью и политической активностью. В сегодняшних условиях растет мнение, что личная набожность неэффективна, если она не сочетается с культурным или политическим участием. Однако история и Писание показывают, что святость никогда не бывает пустой тратой времени. Напротив, она часто является ключом к сохранению общества от морального краха.
Во время распада Римской империи монашеские общины сохранили христианскую веру и знания, несмотря на упадок общества. Эти монахи, посвятившие себя молитве, учебе и физическому труду, стали центрами познания и духовного обновления, благодаря чему свет Евангелия продолжал сиять даже в самые мрачные времена в истории.
Ранние отцы Церкви также придерживались концепции праведного остатка. В труде «О граде Божьем» Августин утверждал, что присутствие христиан в Римской империи сдерживало Божий суд. Он писал, что святость святых, даже в условиях развращенного общества, действовала как предохранитель, задерживая полное излияние Божьего гнева.
Иоанн Златоуст верил, что подобно тому, как соль предохраняет пищу от порчи, праведники своим благочестием и молитвами оберегают общество от полного морального разложения.
Сила ходатайства и предохранения
Писание также приводит множество примеров того, как праведники заступались за грешный мир и отсрочивали или предотвращали суд. Моисей заступился за народ Израиля после того, как они поклонились золотому тельцу (Исход 32), и Бог смягчил полный масштаб Его гнева благодаря молитвам Моисея. Аналогичным образом, в 9-й главе книги Даниила и 1-й главе книги Неемии, Даниил и Неемия ходатайствовали о восстановлении Иерусалима. Они исповедали грехи своего народа, умоляя Бога о милосердии, в результате чего царь Кир издал указ для евреев восстановить храм и город Иерусалим.
Иакова 5:16 напоминает нам о том, что «много может усиленная молитва праведного». Молитвы праведного остатка могут изменить ход истории. Они являются посредниками между Богом и грешным миром, отсрочивая суд и приводя к покаянию и возрождению.
Концепция святого остатка, сохраняющего общество, пронизывает весь Ветхий и Новый Завет и поддерживается многовековым христианским учением. Начиная с ходатайства Авраама за Содом и заканчивая призывом Иисуса к Своим ученикам быть солью земли, мы видим, что Бог постоянно использует верный остаток, чтобы отсрочить суд и уберечь общество от морального и духовного разложения.
Автор — Джозеф Маттера / christianpost.com
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!