Правильно разделяя Красное море

Правильно разделяя Красное море

История о пересечении Красного моря, описанная в 14-й главе книги Исход, является одной из самых запоминающихся в Ветхом Завете. Преследуемый народ Израиля, оказавшийся в ловушке между морем и приближающейся египетской армией, чудесным образом спасается, когда Бог открывает им путь через воды, в то же время, потопляя их преследователей.

Но это избавление — не случайное чудо. Это кульминация серии кар Божьих и напоминание о событиях, произошедших почти 80 годами ранее. Оно соответствует образцу водных переправ на протяжении всей истории Израиля, а также является прообразом нашего спасения через смерть и воскресение Христа.

Отголоски в начале Исхода

События на Красном море были предварены избавлением младенца Моисея. Много десятилетий назад младенец из рода Левия был положен своей матерью в «ковчег» (это же слово используется в рассказе о Ное), и оставлен в тростнике на берегу реки (Исход 2:3). Здесь имеется важная языковая связь. Еврейское слово «тростник» в Исходе 2:3 — слово, которое позже встречается в названии Красного моря, поэтому некоторые ученые называют это море Тростниковым. Однако эту языковую связь не следует путать с либеральными попытками демифологизировать событие.

Итак, младенец Моисей был оставлен в тростнике на берегу реки и впоследствии получил имя, означающее «извлеченный из воды» (Исход 2:10). Свидетелем этих событий стала его сестра Мириам (Исход 2:4). То, что случилось с вождем народа, позже произошло и со всем народом на Красном море, когда Израиль разделил опыт избавления Моисея из вод — и снова свидетелем этого всего становится Мириам (Исход 15:20-21).

Этот переход через Красное море также согласуется с более широкой моделью Исхода Израиля — освобождением Божьего первенца (Исход 4:22-23).

История Исхода начинается с умножения Израиля в земле Египетской (Исход 1:7). Хотя из книги Бытие известно, что их праматери боролись за умножение потомства, теперь плодовитость Израиля внушает страх египтянам. Занавес книги приоткрывается, чтобы показать ряд центральных женских персонажей: еврейских матерей, повивальных бабок, Иохаведу, дочь фараона, и Мириам. Враг, фараон, пытается уничтожить новорожденных еврейских мальчиков, приказав своим людям бросать их в Нил. И все же женщины — среди них была и его собственная дочь — перехитрили его и спасли много мальчиков из его сетей.

Бедственное положение беременных женщин и их новорожденных сыновей свидетельствует о состоянии народа в целом: Израиль стонет, будто в родовых муках, ожидая освобождения из тьмы Египетского чрева.

Когда же мы, читая книгу, достигаем Красного моря, то видим Израиль, вышедший из Египта. К тому времени земля Египта уже перенесла десять разрушительных бедствий, последним из которых была смерть первенцев египтян, во время празднования Израилем Пасхи. Именно в контексте Пасхи первородные сыны Израиля, открывающие утробу матери, отделяются для Господа (Исход 13:1-16).

Мы не должны удивляться снова всплывшей на поверхность теме рождения, когда Израиль собирается покинуть Египет — чрево, в котором он вырос. Бедствия олицетворяют схватки, а Пасха — начало родов. Воды Красного моря разверзаются как чрево, и Израиль, первородный сын Бога, проходит по узкой переправе навстречу свету нового дня, чтобы воспеть песни радости на другой стороне. Таким образом, пересечение Красного моря является событием рождения — создания нового народа (сравните с Исаия 63:11-14).

И, нужно отдать должное поэтическому слогу: фараон, который когда-то стремился утопить еврейских мальчиков, приводит молодых египтян в водяную могилу.

История водных переправ

Пересечение Красного моря — это также символ того, что существование Израиля было определено водными переправами. Они служили чужим богам на дальнем краю Евфрата, до призвания Авраама (Навин 24:2). Они получили имя «Израиль» после переправы через реку Иавок, где их праотец Иаков боролся с Ангелом (Бытие 32:22-32). Их освобождение от изнуряющего труда свершилось на Красном море. Они вступили во владение Землей обетованной после пересечения Иордана (Навин 3).

Эти географические границы были также ориентирами в духовном маршруте нации, увековеченном в песнях и рассказах. Торжественную песнь у моря (в 15-й главе книги Исход) вполне можно назвать национальным гимном Израиля.

Пересечение Красного моря и наше искупление

Избавление у Красного моря вновь упоминается в Новом Завете, где Христос совершает новый исход через Свою смерть и воскресение (Луки 9:31). Он умирает во время Пасхи, и затем, воскресая, разверзает глубокие воды могилы, чтобы мы — присоединившись к Его триумфальному кортежу — могли возродиться к новой жизни.

Возвращаясь снова к событиям первого исхода в 1 Коринфянам 10, апостол Павел говорит о том, что «наши отцы» находились под облаком и, проходя через море, «крестились» в Моисея в облаке и в море (1 Коринфянам 10:2). Впечатляет то, что говоря о пересечении моря,  используется слово «крещение». Павел видит в пересечении некую аналогию нашему крещению: Израиль объединяется с Моисеем, который, как мы видим, пережил свое собственное избавление из вод много лет назад. Подобным образом, мы крестились во Христа, соединились с Ним в Его смерти и погреблись вместе с Ним, чтобы образ Его жизни воскрешения мог стать образом нашей жизни (Римлянам 6:4).

Павел предлагает коринфянам посмотреть на детей Израиля с точки зрения нашего спасения, и осознать, что их история освобождения продолжается в нашем освобождении. Они — даже те, кто упал! — являются «нашими отцами». Христос осуществил их избавление (ср. 1 Коринфянам 10:9; Иуда 1:5), и дал им Свое присутствие и духовную поддержку (1 Коринфянам 10:3-4).

Мы тоже призваны рассматривать наше спасение в свете истории Израиля. Если пересечение Красного моря олицетворяет крещение, то крещение также олицетворяет пересечение. Если мы склонны к самонадеянности, мы должны извлечь уроки из наказаний, павших на детей Израиля в пустыне (1 Коринфянам 10:6-11). Мы так же, как и израильтяне, должны взглянуть на наше избавление через воды как на свидетельство Божьей благодати и сильной спасительной воли по отношению к нам. Если Израиль был призван помнить и возвращаться к Божьей благодати, проявленной к ним в избавлении на Красном море, то и христиане призваны помнить и ежедневно возвращаться к божественной благодати, явленной им в их крещениях.

Автор — Аластер Робертс / thegospelcoalition.org
Перевод — Виктория Литвинова для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 19.06. Спасибо!