Церковь не так часто оказывается в центре национальных новостей. Однако не так давно ряд крупных, известных общин оказался в центре конфликта, который освещался некоторыми центральными СМИ США. И в каждом случае речь шла о злоупотреблениях церковной дисциплиной.
Такие истории должны вызывать у нас глубокое чувство скорби. Это настоящая трагедия, потому что речь идет о пасторах, которые неправильно представляют Христа; трагедия, потому что подобные случаи могут «отбить охоту» у других церквей применять церковную дисциплину вопреки ясным повелениям Иисуса (Мф. 18:15-18) и Павла (1 Кор. 5).
Что значит «хорошие и плохие причины» не применять церковную дисциплину?
Давайте начнем с хороших (т.е. обоснованных) причин.
1. Слишком много превратных представлений о церковной дисциплине
Часто из-за недостаточного применения церковной дисциплины или из-за злоупотреблений церковной дисциплиной, в общине может царить разброд мнений, что вообще это такое – церковная дисциплина. Некоторые видят в ней “публичный позор” или некий “бойкот”. Другие – рычаг власти лидеров, стремящихся заткнуть рот оппозиции внутри Тела. Таким образом, перед применением церковной дисциплины следует вначале целеустремленно и основательно наставить общину в этом вопросе. Если в общине есть путаница в вопросах церковной дисциплины, если люди видят ее как карательную, а не восстановительную меру, продолжайте учить людей. Если люди воспринимают церковную дисциплину лишь как легализм, а не проявление любви, продолжайте учить их. Намного лучше идти на риск с замедлением применения церковной дисциплины, чем слишком поспешно ее применять, рискуя нанести этим непоправимый вред.
2. В уставе церкви не отображена церковная дисциплина
Как в церкви, так и в суде весьма важны ясные нормативные документы. Если церковный устав и другие нормативные документы общины не указывают, чем является церковная дисциплина, и как ее применять, тогда применение церковной дисциплины приведет к путанице и волне критики. Церкви не могут наставлять верующих держаться каких-либо стандартов, если эти стандарты не изложены.
3. Есть проблемы с ясным пониманием членства
Невозможно исключить из церкви тех, кто никогда не был ее членом. Таким образом, вначале должно быть ясное понимание членства, и применять дисциплину можно затем только в отношении тех, кто “называется братом (сестрой)” (1 Кор. 5:11). Церковь не может отлучать, например, тех, чья вера не была официально подтверждена общиной. Человек может называть себя верующим, но он должен быть верным посетителем церкви. Если церковь не признала официально исповедание веры человека, она не может применять к нему дисциплину. Вот почему на занятиях для крещаемых будущим членам церкви нужно ясно объяснять ответственности и обязанности в сфере “лидеры и община”.
4. Грех не явный, не очень серьезный и есть факт покаяния
У члена церкви может быть проблема зависти или гордости. Кого-то постоянно донимают “нечистоплотные” мысли. У кого-то мало веры, и кто-то слаб в молитве. Хотя все это является грехом – и, порою, серьезным грехом (в зависимости от степени), – такие духовные проблемы не всегда явны, как, например, пьянство или небиблейский развод.
Как установить, что у человека “слишком много” гордости? Это не та сфера, где церковная дисциплина (которая, надо сказать, является довольно «тупым» инструментом) может как-то помочь. Так как церковная дисциплина подвергает сомнению подлинность христианской жизни человека, грех обязательно должен быть видимым, ясным и серьезным. И самое главное, должен быть факт нежелания в нем раскаиваться.
5. Если церковь много пострадала в прошлом от авторитаризма и злоупотреблений властью
Если церковь много претерпела от авторитарных лидеров, “господствующих над стадом” (вместо того чтобы любить его), тогда будет мудро немного повременить с применением церковной дисциплины. Если предыдущие лидеры плохо относились к “овцам” (а не терпеливо наставляли, защищали и заботились), тогда применение церковной дисциплины будет, скорее всего, неправильно понято, что возвращает нас к “первой хорошей причине” не применять дисциплину. Лучше дать время, чтобы в церкви изменилась атмосфера, чтобы вернуть доверие общины к лидерам, чем, применяя церковную дисциплину в “больной” церкви, лишь нанести ей еще больший вред.
6. Если пастор – единственный лидер церкви или действует без поддержки других лидеров
Если пастор – единственный ответственный в церкви или руководит общиной без поддержки других лидеров, применение церковной дисциплины будет выглядеть как вендетта против конкретных “неугодных” лиц. Намного лучше, когда церковную дисциплину практикует команда старейшин, действующих в единстве, а не один человек.
В любом случае, церковь должна осознавать, что, независимо от того, один ли пастор или целая группа лидеров выносят вопрос церковного взыскания, окончательное решение принимается всей общиной – именно она обладает высшей духовной властью. Отлучает церковь, а не пасторы (Мф. 18:17, 1 Кор. 5:2, 4, 13).
7. Если первый случай применения дисциплины слишком спорный и неясный
В ситуации, когда община не привыкла обсуждать и применять церковную дисциплину, первый случай ее применения вряд ли будет полезным, если он вызывает слишком большое напряжение в общине и его можно “по-разному интерпретировать”. Лучше вводить практику применения дисциплины в тех случаях, когда проблема ясна и неоспорима – тогда меньше будет риска разрушить единство Тела.
…Итак, у нас есть семь хороших причин, когда нужно удерживаться от применения церковной дисциплины. Теперь давайте рассмотрим семь неправильных причин. Возможно, вы слышали о некоторых из них и даже сами их использовали.
1. Община «никогда не согласится» применять церковную дисциплину
Церковная дисциплина может казаться людям холодной и бесчувственной. Она может вызывать в нас греховное чувство боязни людей. Нам может казаться, что церковь никогда не согласится “кого-то отлучать”. Возможно, она “раньше никогда этого не делала”.
Но мы должны руководствоваться не традициями, а Божественным откровением. Кто мы, чтобы “редактировать” учение Иисуса? Мы не имеем права решать, каким библейским текстам наша община должна следовать, а какие – игнорировать. Следует доверять силе Святого Духа, Который сообразует нашу волю Божьему Слову. Если мы учим церковь и с любовью исправляем своих “оппонентов”, Бог может со временем привести их к “познанию истины” (2 Тим. 2:25).
2. Церковная дисциплина – это проявление нелюбви
Церковную дисциплину можно практиковать без любви, но автор Послания к Евреям утверждает, что она, является, по сути, проявлением Божьей любви (Евр. 12). Церковная дисциплина – это неприятная, тяжелая и даже порою очень болезненная вещь. Но не применять ее – значит, лгать на Бога. Отказ от церковной дисциплины может казаться проявлением смирения и доброты, но в действительности за этим кроется гордость – мы, мол, знаем лучше Бога, что делать. Более того, это – отсутствие истинной любви к тем, кто называют себя верующими, но находятся на тонущем корабле, и которых не предупреждают о грозящей гибели и не указывают путь спасения.
3. Грехи других – не наше дело
Если речь идет о грехах людей вне церкви, тогда такое утверждение является верным – “Внешних же судит Бог” (1 Кор. 5:12). Но что касается “внутренних”, то Библия призывает нас “судить их ” (1 Кор. 5:11-13). В 1 Кор. 5 Павел порицает церковь за то, что она, по всей видимости, попустительствовала таким грехам, которые презирались даже язычниками.
Проще говоря, христианство не знает такой вещи, как “личная религия”. Согласно учению Христа, грехи верующих – это не “личное дело”, но церковное. Всей церкви грозит опасность в случае ее равнодушного отношения к грехам ее членов. Почему? Потому в конечном итоге всем придется “иметь дело” с грехом, до которого раньше “не было дела”.
4. Церковная дисциплина поощряет легализм и не поощряет открытость
Такой риск есть только тогда, когда в общине считают, что церковную дисциплину следует применять к любому греху, а не к грехам явным, серьезным и без факта покаяния. Такой риск есть только тогда, когда к руководству церкви нет доверия, и церковная дисциплина применяется как средство “охоты на ведьм”. Такой риск есть только тогда, когда под Евангелием больше подразумеваются людские дела, а не совершенство безгрешного Христа. Однако мы не сможем в конечном итоге победить легализм, просто игнорируя церковную дисциплину. Нужно учить людей истинному обращению.
5. Мы можем потерять людей
Тем, кто желает следовать за Иисусом не на Его условиях, а на своих, может не понравиться церковная дисциплина. Некоторые из них в конечном итоге даже уйдут из церкви. И хотя вряд ли какой-нибудь пастор бывает в восторге от уменьшения общины, мы можем утешать себя той истиной, что, в конечном счете, Бог будет оценивать нашу верность Его Слову, а не количество людей, приходящих на поклонение в нашу церковь.
6. «Этот человек слишком влиятелен в церкви» (или у него очень влиятельные в церкви друзья)
“Не кусай руку, тебя кормящую” – это искушение не ново. По сути, именно в этой проблеме увязла коринфская церковь. В первых четырех главах Первого Послания к Коринфянам Павел упрекает эту церковь за явные признаки фаворитизма (ср. 1 Кор. 4:6). Складывается впечатление, что коринфяне даже гордились этим человеком, виновным в особо серьезном грехе (5:6). В своей гордости они предпочли игнорировать греховную жизнь этого “влиятельного грешника”, чем лишиться его расположения (и, возможно, кошелька). Мы будем склонны игнорировать грубые промахи некоторых людей, если будем больше пресмыкаться перед властью и должностями членов церкви, а не ценить чистоту Христовой церкви.
7. Мы можем стать непопулярными в обществе
Если мы будем практиковать церковную дисциплину, то рискуем стать непопулярными в нашем секулярном обществе и, возможно, даже среди некоторых других церквей. Но христиане всегда рискуют стать непопулярными в своем желании быть верными Богу. Для примера “резкого падения популярности” достаточно взглянуть на жизнь Иисуса. В конечно итоге, всем нам придется держать ответ перед Ним, а не перед результатами опросов нашего общества или других церквей.
Все мы, лидеры, делаем иногда ошибки. Нас будут критиковать и часто неправильно понимать. Но если мы будем смиренными, терпеливыми и заботливыми – если будем молиться за свою церковь, – тогда наше пасторство все больше будет отражать служение Самого Пастыреначальника.
автор — Брэд Виллер / For the Church
Последнее: 26.07. Спасибо!
Христос умер за Церковь, пролив кровь за каждого из нас. Как после всего этого мы можем просто взять и отлучить прихожанина? Не забывайте, мы лишь слуги в Его церкви, хозяином же является Христос. Представьте, вы приходите в гостиницу, и работник гостиницы, будь то уборщик или сотрудник у стойки регистрации, говорит вам: «Немедленно покиньте номер, вы больше не можете находиться на территории данного гостиничного комплекса». У них нет полномочий выгонять человека из номера, поскольку это прерогатива только директора гостиницы. Та же ситуация и в церкви. Пастор – лишь работник церкви, т.е. служитель как, например, уборщик в гостинице, поэтому он не имеет права подойти к клиенту (члену церкви) и потребовать покинуть гостиницу (церковь). Церковь Иисуса Христа — не человеческая организация. Христос основал Свою Церковь, Он ее созидает и направляет. Он лично руководит ею, и каждый из служителей — только помощник Главного Пастыря (1Пет.5:1—4). Мы должны служить всем, кого Господь привел в церковь, потому что Он глава. Да, есть трудные люди со своими проблемами, но так в этом и заключается наше служение.
Отлучение — это нежелание вникать и разбираться с проблемами. Это неумение быть душепопечителем. Очень часто мы строги к другим людям, но не к себе. Проблема заключается в том, что мы не готовы нести бремена, легче их сбросить с плеч. Проще человеку сделать замечание или отлучить, чем работать с этим человеком.
Кто мы такие, чтобы отлучать от Христа, от Его церкви? Отлучение даёт только горечь человеку, которому и без того худо на сердце.
Если человек пришел к Богу, но со временем сошел с дороги, его нельзя отлучать, его необходимо обратно направить на истинный путь. Это и есть работа пастыря и учеников Иисуса. Работа с людьми такого типа – сфера деятельности душепопечения. Отказ душепопичителя работать с оступившимися, напоминает хирурга, отказавшегося оперировать тяжелобольного, поскольку это очень сложная для него операция, так как тот привык заниматься только удалением аппендикса и перевязкой ран. Тогда резонно возникает вопрос: Зачем нужен такой хирург? То же самое касается и душепопичителя. Зачем в церкви душепопичитель, не желающий проводить работу с упавшими в грех людьми? Иисус бы не бросил человека в таком состоянии. Наоборот, разве исправится человек, если его бросить в этом погрязшем в грехах мире?
Бог есть любовь, и мы должны поступать по любви. Как бы он не был грешен, Иисус способен его простить. Наше дело молиться за него и помочь ему подняться, если он упал. И вообще, если мы оставляем человека с искалеченной душой без внимания, то мы ненастоящие последователи Христа. Каждый пастор будет отвечать за каждую душу, которую Бог ему доверил!
Религиозный дух накрыл многие церкви, нет любви, только говорится о любви; очень сильный контроль в общинах, потому что пастора боятся, что люди не будут слушать их; не Господь сидит на троне в таких церквях, но сами пастора. Если церковь Христова, то не имеют права отлучать, ну а если община создана под маркой христианства, то можно. Как директор на роботе выгоняет того, кто ему не угоден, так и в церкви. Отделять плевела от пшеницы может ТОЛЬКО Господь Бог.
Пастора часто на себя берут очень много, хотя Господь им этого не поручал. Когда к Иисусу привели женщину, взятую в прелюбодеянии, Иисус разве стал её судить? А как Иисус поступал с язычниками и мытарями? Одного мытаря позвал в ученики и Апостолы. Да и вообще Он имел привычку есть и пить с грешниками.
Самая большая проблема в том, что многие захотели стать пасторами и приложили к этому все усилия, но не многие захотели уподобиться Иисусу в Его кротости и смирении. Иисус показал пример пастыря, — это не только умение проповедовать, но и способность принятия образа раба. Нужно быть благословенным и сострадательным друг к другу, только так окружающие смогут понять, что мы ученики Иисуса Христа и именно мы несем ту любовь, которая описаны в 1 к Кор.13 глава с 4 стиха!
Эта проблема актуальна для тех «пасторов», которые перешли в позицию манипулятора-диктатора. Если пасторы, служители общины водимы Духом, то Господь открывает, что и как. А если церковь — это всего лишь религиозная формальная организация, то там правят соперничество, конкуренция, желание иметь похвалу от людей, но не любовь, терпение и веру. Пасторы и служители просто царьки в этих организациях, не имеющие ничего общего с Христом. Только Господь может направить, вразумить освободить, если человек запутался. К сожалению, в религиозных организациях решение принимает человек, а не Бог. Отлучить могут за то, что ты просто имеешь другой взгляд на стих из Писания, нежели вышестоящие лица. А если ты поддерживаешь политику церкви и превозносишь служителей, да ещё и жертвуешь хорошо, то на многие вещи руководство просто закрывает глаза.
Представьте на секунду, что вы все пастухи и у вас есть овцы, за которых вы в ответе. И вот одна из овец вас не слушается, и вы решили её выгнать из стада. Как вы думаете, что после этого сделает с вами хозяин овец, который вам доверил пасти их? Поблагодарит? Если бы мы жизнь свою полагали за овец, мы бы дорожили каждой и несли на руках молитвы к престолу благодати и милости Божьей. Господь сравнивает Себя с пастырем, который, оставив целое стадо, пошёл искать одну заблудшую овцу. Пастырь — это пастух, который должен пасти овец, а не отсекать от тела Христова. Можно поставить на замечание, но отлучать нельзя.
К сожалению, в церквах действует закон: «Нет человека, нет проблемы». Только Бог знает, сколько стоит сил и времени привести грешника к покаянию и последующему воцерквлению, а горе-пастора одним необдуманным решением раз и навсегда отсекают Его от Тела Христова.
Отлучение — это не учение. Это показатель слабой церкви. Проще взять и отлучить, а потом сказать: «Он сам виноват, мы все сделали, что смогли». Получается не церковь, а университет, из которого отчисляют за неуспеваемость.
Глубокое и всестороннее освещенее вопроса. Я бы хотел на историческом примере затронуть токой аспект: бывают ситуации, когда община/лидеры не имеют морального права на отлучение. Ошибки, которые Церковь совершала на протяжении веков, должны нас чему-то учить. В 4 в. христианская Церковь стала государственной. Это было трагической ошибкой. Но в жизни так бывает, что есть, то есть. Но даже после этого необходимо было минимизировать негативные последствия. Но это событие, наоборот, повлекло за собой другие ошибки. В горячих доктринальных спорах она стала прибегать к государству в лице императора как к третейскому судье. И Церковь стала отлучать, хотя не имела на это морального права. Объяню почему. Во-первых, она была единой Вселенской. Во-вторых, она была государственной. Отлучая, Церковь лишала человека, в том числе, и гражданских прав, а зачастую — обрекая человека на смерть, становясь соучастницей в убийстве. Какое это имеет отношение к нашим дням. Слава Господу, сегодня Церковь отделена от государства, и отлучая она отлучает только от церкви. И нельзя сказать «Слава Господу», что Церковь не единая, но и в этом есть положительный момент: да, это не совершенная воля Господа, но я бы это назвал «План Б» Бога на данный(?) момент. Сегодня в глубинках есть одна единственная евангельская община. И даже если человек позднее восстановится, ему некуда пойти, если отлучение было по плоти, т.е. по причине личностного конфликта. Поэтому в таких случаях пастора должны быть архиосторожны с отлучением.