Шофар — это труба, созданная исключительно Богом. Это рог барана или антилопы куду, и когда в него дуют, он издаёт мощный звук — громкий и завораживающий звук, известный как «теруа». Шофар вступает в свои права в конце лета и в начале Великих Праздников. Не знаю, пробовали ли вы когда-нибудь дуть в него, но это сложно! Некоторые люди совершенствуют это умение, но для этого требуется немного практики. Еврейский гражданский календарь начинается со звука шофара в Праздник Труб, Йом Труа, в первый день месяца Тишрей.
Провозгласить день памяти... но ради чего?
В 23-й главе Левита, где излагается Божий календарь, Бог призывает к торжественному собранию в первый день седьмого месяца:
«Скажи народу Израиля: в первый день седьмого месяца у вас должен быть особый день отдыха. Будет священное собрание и Праздник Труб для особого времени памяти» (Левит 23:24, НРП).
Часть, где говорится «Праздник Труб для особого времени памяти», на иврите называется «зихрон теруа» (זִכְרוֹן תְּרוּעָה). Время памяти? Что мы должны помнить? Бог мало что говорит о Празднике Труб, но, учитывая, что это указание было дано вскоре после очень серьёзного инцидента, связанного со звуками шофара, оно восходит к событиям на Синае. Вот напоминание о том, что произошло:
«И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдёт Господь пред глазами всего народа на гору Синай; и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве её; всякий, кто прикоснётся к горе, предан будет смерти; рука да не прикоснётся к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору» (Исход 19:10- 13).
Звук шофара, или «теруа», был знаком приглашения народу Израиля: они могли приблизиться к своему Богу.
«На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошёл Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошёл Моисей» (Исход 19:16-20).
Знаменательная гора
Гора Синай была вершиной великой драмы. В еврейской мысли это абсолютно ключевое событие, важная веха на пути Израиля к Богу. Христиане склонны взирать на крест, когда пытаются найти утраченные ориентиры, но евреи обращаются к горе Синай, чтобы сориентироваться в том времени, когда Бог могущественным образом встретил Свой народ на земле.
Для нас, верующих, вечеря Господня является постоянным напоминанием о Новом Завете. Иисус сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (Луки 22:19), потому что Он знал, что мы нуждаемся в напоминании. Для еврейского народа звук шофара является напоминанием о Синайском завете с Богом, который во многом напоминал свадебный завет. Джоэл Ричардсон в своей книге «С Синая на Сион» указывает на многочисленные сходства между Синайским заветом и еврейскими свадебными ритуалами: десять заповедей подобны «ктубе» или брачному контракту. Шаббат должен был стать знаком завета для окружающих, таким же, как обручальное кольцо. Затем над горой появилось облако, похожее на покрывало из хупы или свадебного балдахина. Бог дал обеты Своему народу, и они единодушно дали обеты в ответ:
«И отвечал весь народ в один голос, и сказали: „все, что сказал Господь, сделаем“» (Исход 24:3).
Конечно, оглядываясь назад, мы понимаем, что Израиль не сдержал своих обещаний, но Бог не отступился. История Израиля — это история о верном Боге, который любит Свой неверный народ. Он наиболее ярко выражает Свою скорбь по поводу нарушенного завета в книге Пророка Осии:
«Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (Осия 1:2).
Но когда мы думаем о том, как Илия бежал обратно на гору Синай во время своего глубочайшего бедствия, мы начинаем понимать значение этой горы для народа Божьего. После знаменательной схватки с пророками Ваала в 1 Царств 18 и последовавших угроз смерти со стороны Иезавели, нам рассказывают, что Илия поспешил с горы Кармил на севере аж до Беэр-Шевы в пустыне и, благодаря ангельской поддержке, добрался до Хорев, Горы Бога. Вот что произошло, когда он прибыл:
«И вошёл он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её.
И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдёт, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра (3-я Царств 19:9-12).
Это было напоминанием о драматическом событии на Синае в прошлом, но, в отличие от звуков шофара в 19-й главе книги Исход, Илия ощущает близость тихого, негромкого голоса Бога, которого он любит.
Вспомните, кто вы и откуда пришли
Илия только что обратился к двенадцати коленам Израиля на горе Кармил, вызвав жрецов Ваала на поединок: их ложные боги против Бога Израиля и, кто первым зажжёт огонь — тот победитель. После того как жрецы-идолопоклонники потерпели сокрушительную неудачу, Илия произнёс эту молитву:
«Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе» (3-я Царств 18:36-37).
На Синае Илия встретился с Богом. Его жизнь была перекалибрована. Ему напомнили о том, кем он был, и, самое главное, о том, кем был Бог.
Бог дважды спрашивает: «Что ты здесь, Илия?» Этот вопрос помогает Илии задуматься о своём предназначении и о том, кто он такой. Дважды он отвечает одинаково. Он рассказывает о своём рвении к Богу, своей скорби за народ Израиля, своём одиночестве как пророка и страхе за свою жизнь. Бог продолжает ободрять его, утешать, напоминать, что он не одинок, даёт новое поручение и нового товарища, с которым он может это выполнить. Короче говоря, Илия сказал бы, что вернуться на Синай, чтобы встретиться с Богом, было хорошей идеей. Он был обновлён и готов к следующему этапу своего служения.
Гора откровения Павла
Илия был не единственным библейским героем, который возвращался на Синай за вдохновением. В Послании к Галатам мы читаем, что Павел отправился на гору Синай в Аравии, как новообращённый и провёл там три года в период интенсивного изучения и получения откровений. Он был там, в Хореве, и получал понимания от Бога.
«Я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошёл в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошёл в Аравию, и опять возвратился в Дамаск» (Галатам 1:16-17).
«Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Галатам 4:25-26).
Во время своего пребывания на горе Синай в Аравии Павел, должно быть, размышлял о значении Синайского завета в свете пришествия Мессии. В Послании к Галатам он в основном рассматривает вопрос о соотношении закона и свободы в Духе. Он ссылается на Агарь и Сарру, считая их метафорами Синая и Иерусалима. Агарь, египетская служанка, олицетворяла рабство, связанное с попытками следовать Закону, в то время как Сарра олицетворяла небесный Иерусалим свободы.
Очень уместно, что Послание к Галатам настолько ориентировано на свободу, поскольку весь Синайский эпизод был посвящён освобождению от рабства.
Бог спас Свой народ от египетского рабства и привёл его к свободе вместе с Собой. Он дал им Закон, который, по сути, является кодексом того, как жить свободным людям.
Однако фарисей из фарисеев начал понимать новый уровень свободы, когда он принял своего еврейского Мессию и новый, лучший завет (Иеремия 31:31) в Его крови. Трубите в трубу свободы! Мессия освободил нас от закона греха и смерти!
«Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос», — пишет Павел. «И не подвергайтесь опять игу рабства» (Галатам 5:1).
Шофар и звук свободы
Итак, если звук шофара возвращает нас к 19-й главе книги Исход, к Синаю и завету с Богом, мы также вынуждены столкнуться с нарушенными обещаниями, которые последовали за этим. В отличие от безусловных заветов с Ноем и Авраамом, соглашение на Синае было заключено при условии, что Израиль выполнит свою часть договора:
«Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исход 19:5-6).
Израиль, по большей части, не повиновался голосу Божьему и не соблюдал Его завет. Даже во время церемонии заключения завета на горе Божий народ развлекался с тельцом. Печальный знак того, что должно было произойти. Разбитые скрижали и разбитое сердце Бога. Ещё в книге пророка Осии Бог просит своего слугу пророчески назвать его детей в честь разорванных отношений с Израилем:
«И сказал Он: нареки ему имя Лоамми, потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом» (Осия 1:9).
Но Господь — верный хранитель завета. Он не желал разрывать на этом отношения. Задолго до Синая, до Египта, до Авраама и даже до сотворения мира Божий план состоял в том, чтобы послать Своего Мессию для восстановления и нового начала, в котором мы все нуждались. Новый Завет, заключенный в крови Мессии, снова сделал возможными отношения с Богом — не только для Израиля, но и для всех семей на земле. Теперь все, кто принимает искупление за грехи, оплаченное вечным и непорочным Агнцем Божьим, будь то евреи или язычники, могут стать народом Божьим. Для всех открыт путь к тому, чтобы стать частью Его царственного священства, Его святого народа, основанный на ЕГО праведности, а не на нашей. Отношения завета с Израилем сохраняются, но теперь к ним присоединяются язычники, чтобы стать сонаследниками обетования:
«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Петра 2:9-10).
Это ещё не все!
Праздник Труб часто ассоциируется с концом света, и не без оснований. Оглядываясь на Синай, мы понимаем, что история Исхода прослеживается на протяжении всей истории и что окончательное искупление ещё впереди. Настанет ещё один раз, когда Господь спустится с небес под звуки шофара:
«Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде» (1-е Фессалоникийцам 4:16).
Звук шофара указывает в Библии на несколько вещей — призыв собираться, готовиться к войне, поднимать тревогу, на назначенные Израилю времена или на инаугурацию нового царя. В Исаии 18:3-7 и 27:13 говорится о шофаре, возвещающем о грядущем Царе, Мессии, когда Он придёт править и царствовать в конце этого века. Звук шофара призывает нас оглянуться назад в знак памяти и с надеждой устремиться вперёд, когда труба возвестит о наступлении нового Царства.
Звук шофара напоминает нам об оставленном Синайском завете.
Звук шофара напоминает нам о непоколебимой любви нашего жениха, Царя.
Звук шофара напоминает нам о высшей победе Бога над грехом и смертью.
Шофар призывает каждого из нас: помните о своей первой любви. Помните о своей свободе, купленной кровью. Приготовьтесь к приходу Царя.
Не соглашайтесь ни на что меньшее, чем живые отношения с Тем, Кто любит вас... и сделал вас свободными!
«Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (Песни Песней 2:16).
Источник — oneforisrael.org
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!