У каждого праздника есть традиции и заповеди. Есть хорошие и важные традиции, которые указывают нам на что-то, но заповеди важнее любых традиций. Если мы говорим о празднике Суккот, то заповеди — это сукка, лулав и этрог. Вот что говорит Писание:
«А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой. В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней. И празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах» (Левит 23:39-42).
Традиции придумали люди. Ничего плохого нет в том, что мы добавляем в праздник традиции, но за традициями важно не потерять прямые заповеди, а ещё важнее — не потерять Того, Кто дал нам эти заповеди. Давайте посмотрим, что же говорит о празднике Суккот еврейская традиция и что полезного мы можем почерпнуть из неё для себя как верующие нового завета.
Пророческое указание на Иешуа — воду жизни
Во времена Второго Храма происходило факельное шествие с ветвями, левиты пели Псалмы. Священники шли, черпали воду из источника золотыми кувшинами, несли её и выливали на жертвенник, прославляя Бога. Левиты же пели эти слова из пророка Исаии:
«И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог — спасение моё: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Исаия 12:1-3).
Вода, которую священники изливали на жертвенник, называлась живой водой. И мы помним, что произошло в один из праздников Кущей. В восьмой день, Ошана Раба, Иешуа провозгласил в Храме:
«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоана 7:37).
И люди увидели то спасение, которое они ждали веками, провозглашая эти слова. Написано, что мы блаженны, увидевшие и уверовавшие. Мы счастливы, потому что мы уже имеем этот источник жизни.
«И скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев» (Исаия 12:4-6).
Исаия говорит о народах, не только об Израиле. И вот для чего праздник Суккот — чтобы мы возвещали в народах дела Его. Прежде всего, чтобы Израиль возревновал и вернулся в Божью кущу к своему спасению, к своему Иешуа, а потом и все народы.
Пребывай в Божьей куще постоянно
Вот что говорится о заповедях праздника Суккот в одном из традиционных комментариев:
«Закон пребывания в шалаше, помимо того, что вступает в силу с первой минуты наступления праздника, ещё и требует подготовки к нему, ведь шалаш — это сооружение из четырёх стен, которое уже нельзя изготавливать во время Суккота и необходимо построить до наступления праздника».
Череда осенних праздников — Рош аШана, Йом Киппур — это всё было подготовкой к этому празднику. К празднику надо готовиться. Конечно, есть Божья благодать, но это не должно выглядеть так, будто мы мчимся в потоке суеты, обыденной жизни, заскочили в трамвай, день порадовались и выскочили из него. Нам надо духовно готовиться к праздникам.
«Есть различие между заповедью шалаша и четырёх растений. Закон четырёх растений ограничен. После благословения над ними человек полностью выполнил обязанность по отношению к этой заповеди и больше не возвращается к ней в течение дня. А заповедь пребывания в шалаше продолжается непрерывно всё время праздника до последнего дня».
Конечно, мы сейчас не в Израиле, но мне кажется, что можно исполнить эту заповедь, даже занимаясь своими делами, — можно постоянно помнить, что мы находимся в шалаше.
«Есть и другое преимущество заповеди сукка над всеми иными. Все заповеди являются как бы частными, они относятся к какой-то части тела человека, а заповедь о шалаше исполняют всем телом... Ни одна заповедь не охватывает всего человека целиком. Заповедь же пребывания в шалаше относится ко всему телу человека и ко всему, что он делает, даже к его личным делам — тем самым, которыми он занимался неделю назад. Но сегодня, выполняя их во время пребывания в шалаше, он превращает их в исполнение заповеди».
А что говорит Новый Завет? «Всё что ни делаете, словом или делом, делайте как для Господа». Мы видим, как учение нашего Господа Иешуа придаёт этому всему окончательный смысл. Без Иешуа этот праздник — не праздник.
Месяц Тишрей — заповеди на весь год
«Начало Тишрея было проникнуто атмосферой покаяния, когда евреи стремились поднять себя всё выше и выше, к более духовному божественному».
Вот суть десяти Дней Трепета перед Йом Кипуром — поднять себя к более духовному, божественному. Этого никто не сделает, кроме нас. Этого не сделает даже Сам Господь, если мы этого не хотим.
«Вторая часть Тишрея имеет другое назначение — принести божественное в мир, проникнуться всем до такой степени, чтобы это вызывало радость, пение, желание танцевать. И в этом центральный смысл Суккота — времени нашей радости». Люди должны видеть нашу жизнь, и мы должны рассказывать им, что мы празднуем и зачем. Мы понимаем, что наша радость ни от каких внешних обстоятельств не зависит, когда мы пропитываемся божественным.
«Месяц Тишрей является общим на весь год, и все его заповеди служат поучением для каждого еврея на протяжении всего года... Смысл заповеди сукка в том, чтобы на всех путях твоих ты познавал Его». Это же Новый Завет! Смысл праздника Суккот — увидеть во всём этом Бога.
«То есть чтобы любые дела еврея были связаны со Всевышним. Нужно служить Ему не только во время изучения Торы и молитвы, но даже обыденные дела необходимо связывать с Ним. Силы для этого мы черпаем из заповеди сукка. Именно она даёт ему силы весь год и во всех делах быть подвластным Богу».
Друзья, нам надо вникать в праздник Суккот. Не просто так из года в год: «Да мы всё знаем, вот шалаш, вот ветки». Нет, надо копать! А для этого надо находить время. Я удивляюсь тому, как Давид написал столько Псалмов. А почему? Потому что он уходил в уединение. Он уходил с овцами далеко, у него было время созерцать Бога, размышлять, говорить с Ним.
Сукка — это своего рода тайная комната, с чего должен начинаться день и чем должен и заканчиваться. Это место силы, где мы размышляем в тишине и покое. И тогда у нас будут рождаться такие глубокие вещи, которые меняют жизнь. Не просто запрыгнули в праздничный трамвай с шариками, проехали, выпрыгнули и побежали дальше заниматься своими делами. Смысл праздников совершенно не в этом.
Смысл заповеди о лулаве и этроге
«Мицва четырёх растений. Тора предписывает нам взять лулав — длинный, не распустившийся побег финиковой пальмы, этрог — превосходный цитрусовый плод, похожий на лимон, хадасим — ветки пахучего мирта, и аравот — ветви скромной ивы». Это всё связываем, держим вместе и произносим особые благословения. Мидраш объясняет значение этой заповеди следующим образом:
«Этрог. Как этрог сочетает приятный вкус и чудесный аромат, так и среди народа Израиля есть люди, глубоко изучающие Тору и выполняющие все заповеди. Вкус здесь символизирует наслаждение и удовольствие от изучения Торы».
Оказывается, от изучения Библии можно и нужно получать наслаждение и удовольствие. Это надо привить себе, оно не возьмётся ниоткуда само по себе. Этому надо уделять время, чтобы мы не читали Слово впопыхах, между делом, 15 минут в день. Никогда ты этрогом так не станешь.
«Лулав. Как финики имеют приятный вкус, но лишены запаха, так и среди народа Израиля можно найти тех, кто изучают Тору, не совершая при этом добрых дел, в то время, как изучение Торы должно вести к соблюдению заповедей».
Изучение Божьего Слова ведёт тебя к исполнению заповедей, даёт тебе силы к их исполнению. Божье Слово — это основа нашей жизни. К нему нельзя пренебрежительно относиться. Как можно жить и служить без него? Это то, в чём обвинял верхушку тогдашнего религиозного еврейства Иешуа — в том, что они изучают Тору, но не совершают добрых дел. Он говорил, что они лицемеры, которые долго молятся, учат Тору и ничего не делают.
«Хадасим. Как мирт обладает чудесным ароматом, но не вкусом, так и среди народа Израиля есть такие, которые ведут добропорядочную жизнь, но не учат Тору». Не понятно, что лучше. И наконец: «Аравот. Как ива лишена вкуса и запаха, так и среди народа можно отыскать тех, кто не учит Тору и не совершает добрых дел».
«Всевышний говорит: «Свяжи их в один пучок, и дополнят они один другого»». Также есть хорошее толкование на это, что этрог, прекрасный плод со вкусом и запахом, - это наш Иешуа, и мы должны стремиться быть похожими в этом на Него. «Будьте совершенны, как Я совершен», — говорит Отец. И также написано, что Он первый плод, первенец из умерших.
«Таким образом смысл этой заповеди, объединяющий растения от этрога с его вкусом и запахом до аравы без вкуса и запаха, в объединении всех евреев, которые должны стать единой группой, чтобы совершать волю Бога от чистого сердца». Все важны. И нам нужно подтягивать людей, помогать им познавать Бога и исполнять заповеди.
Наивысшая радость спасения
«Радость, которую испытывает человек при исполнении заповеди Бога из любви к Богу, есть великое служение. И нет больше величия и чести, чем веселиться во имя Всевышнего. Таково полное значение слов «Тот, кто не видел радости черпания воды, тот ни разу в жизни не испытал истинную радость»».
Напомню, что это традиционный еврейский комментарий. Мы же имеем источник жизни, источник спасения — Иешуа. Мы должны в радости черпать из Него силы, потому что Он есть источник силы, жизни и любви. Мы должны неделю пребывать в сукке, чтобы быть близко к Нему.
«Истинная радость должна превозмочь и разорвать запреты человека, которыми тот себя ограничил». Когда мы на Шабатах, на ретритах, очень важно входить в радость, не оставаться в стороне, не нарушать единства. Возможно, заповедь лулава и этрога не совсем понятна, но на наших служениях происходит движение Духа, в котором твои братья и сёстры, потому нельзя оставаться в стороне.
«Но причина великой радости должна быть, соответственно, велика». А причина нашей радости — это то, что наши имена записаны в книге жизни. «Если у человека есть лишь рациональная причина для счастья, его счастье ограничено степенью его разума. Но когда он получает награду или подарок, о которых не смел и мечтать или предвидеть, когда им движет побуждение, возникшее в сфере разума, а во всей его сущности, лишь тогда конечная радость близка к безграничной». Это то, что для всех нас сделал Господь Иешуа — то, о чём мы не могли думать и мечтать. Он подарил нам вечное спасение. И надо не позволять миру, обстоятельствам украсть у нас это благословение, эту радость.
Игорь Корогода, старший служитель КЕМО
Слово на Шабате КЕМО 30 сентября 2023 года / kemokiev.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Мир Божий и благодать, вам, сёстры и братья в Господе! Пока верующие в Йегошуа Машийаха (Иисуса Христа) не увидят в построении СУККОТ (Кущей) — шалаша для скота, — места родждения Божьего АГНЦА в яслях для скота, и не станут благовествовать об этом в дни праздника СУККОТ, и народы мира не станут в эти дни приходить к Господу со своими дарами. Потому Господь Иисус и гневался на иудеев, что" заменили Заповеди Божьи, заповедями человеческими!"
Название праздника СУККОТ на иврите означает «ШАЛАШ, сделанный из ветвей». А на русском языке этот праздник в Писании назван КУЩАМИ, что также говорит о ШАЛАШЕ, сделанном из ветвей. Следовательно, само название праздника СУККОТ (Кущи) отображает важность построения народом Иакова в эти праздничные дни ШАЛАШЕЙ из ветвей разных деревьев. Так как предыстория названия праздника СУККОТ, свидетельствует о том, что первоначально ШАЛАШИ, т.е. СУККОТ (или Кущи) из ВЕТВЕЙ, построил отец Иаков для огромного стада своего СКОТА, когда он с семьёй вышел из Харрана от своего тестя Лавана и пошёл в землю завета: «Иаков двинулся в СОКХОФ*, и построил себе дом, и для СКОТА своего сделал [из оставшихся ВЕТВЕЙ] ШАЛАШИ [т.е. СУККОТ или Кущи]. От сего он нарёк имя месту: СОКХОФ* – [СУККОТ или ШАЛАШИ для СКОТА из ВЕТВЕЙ]» (Бытие 33:17). И слово СОКХОФ в Писании обозначает «ШАЛАШ из ВЕТВЕЙ» (Быт.33:17) и оно в точности соответствует (в написании и звучании) названию праздника СУККОТ или КУЩЕЙ (Лев.23:33; Втор.16:13 и др.)
Как мы уже знаем, в именах и названиях, содержащихся в Писании, нет случайностей. Потому и название праздника СУККОТ (Кущи) отображает возведение Иаковом ШАЛАШЕЙ – укрытий для СКОТА, о чем не любят откровенно говорить в учениях иудейской традиции. Но, тем не менее, ясное объяснение истории названия праздника показывает нам множество пророческих образов и параллелей, которые в последствии исполнились и которые помогают постигнуть духовные истины Слова Божьего.
Начиная от СЕДЬМОГО месяца (Тишрея) 2448 года (1313 года до н.э.) Моисей стал собирать приношения и ДАРЫ Израильтян на изготовление ДОМА Божьего, – СКИНИИ или переносного ШАТРА, а затем приступил к его возведению. И в течении полугода они возвели чудесным образом переносную СКИНИЮ, – ДОМ свидетельства обитания Всевышнего Бога среди Своего народа!
Основа же каркаса брусьев, столбов и других священных предметов СКИНИИ была изготовлена из дерева, которое покрывали золотом, серебром или медью. Поэтому на возведение ДОМА Божьего шло много деревьев, ВЕТВИ которых Израильтяне использовали не только на корм СКОТУ, но также для сооружения перед наступлением зимы временных убежищ для СКОТА – ШАЛАШЕЙ-СУККОТ (Кущей). Подобно, как и отец «Иаков двинулся в СОКХОФ [СУККОТ]», … построил себе ДОМ, и для СКОТА своего сделал [из оставшихся ВЕТВЕЙ] ШАЛАШИ [СУККОТ или Кущи]» (Бытие 33:17).
Также в Писании находим, что в СЕДЬМОМ месяце (Тишрее) в праздник СУККОТ (Кущей) в новый ДОМ Божий – в Первый Иерусалимский ХРАМ, возведённый Соломоном, перенесли КОВЧЕГ Завета. И тогда освятили ДОМ Божий вознесением множеством жертв СКОТА, а Господь Бог подтвердил Своё присутствие на этом месте СЛАВОЙ Божьей (ШЕХИНОЙ) (3-я Цар.гл.8).
Следовательно, строительство народом Израиля в СЕДЬМОМ месяце (Тишрее) ШАЛАШЕЙ-СУККОТ (Кущей) из ВЕТВЕЙ, – является прообразом духовного, пророческого откровения не только о возведении Господом, как Великим ПАСТЫРЕМ, защиты и убежища для людей, но также говорит о возведении ДОМА Самому Богу – видимого свидетельства пребывания Всевышнего в Своём народе!
И в этом мы удостоверимся окончательно, когда далее исследуем Писание, где рассказывается о событиях рождения на земле Господа Йехошуа МАШИЙАХА (Иисуса Христа) – ЦАРЯ Израиля: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле... Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила СЫНА своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ЯСЛИ [т.е. кормушку для СКОТА], потому что не было им места в гостинице, [и они нашли пристанище в ШАЛАШЕ для СКОТА]. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у СТАДА своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам ВЕЛИКУЮ РАДОСТЬ, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом СПАСИТЕЛЬ, Который есть ХРИСТОС [МАШИЙАХ] Господь; и вот вам знак: вы найдёте МЛАДЕНЦА в пеленах, лежащего в ЯСЛЯХ [для СКОТА]. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и [радостно] взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа [в ШАЛАШЕ для СКОТА], и МЛАДЕНЦА, лежащего [как новорождённый АГНЕЦ] в ЯСЛЯХ [для СКОТА]. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о МЛАДЕНЦЕ Сём… И возвратились пастухи, СЛАВЯ и ХВАЛЯ Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было [Всевышним о МЛАДЕНЦЕ МАШИЙАХЕ]» (Луки 2:1-20).
То, что Мария родила Йехошуа МАШИЙАХА (Иисуса Христа) в обычном убежище для СКОТА, – в ШАЛАШЕ или Кущах-СУККОТЕ, – свидетельствует не только наличие в нём ЯСЛЕЙ, – деревянной кормушки для СКОТА, куда был положен Новорождённый ЦАРЬ Израиля. Но также об этом свидетельствует поведение пастухов, которые «поспешив, пришли и [тут же] нашли Марию и Иосифа [в ШАЛАШЕ для СКОТА], и МЛАДЕНЦА, лежащего [как новорождённый АГНЕЦ] в ЯСЛЯХ [т.е. в кормушке для СКОТА]» (Лук.2:16). Потому что пастухи, которым Ангел рассказал о рождении МАШИЙАХА (Христа) и дал знак: «вот вам знак: вы найдёте МЛАДЕНЦА [МАШИЙАХА (Христа)] в пеленах, лежащего в ЯСЛЯХ [для СКОТА]» (Лук.2:12), – искали Новорожденного МЛАДЕНЦА не среди домов людей, а в построенном пастухами из ВЕТВЕЙ обычном ШАЛАШЕ для СКОТА – в СУККОТЕ (Кущах)!
И ещё более удивительно во всём этом то, что именно ветхие стены ШАЛАША из ВЕТВЕЙ, в котором находилась кормушка для СКОТА, где родился и куда был положен Младенец МАШИЙАХ (Христос), стали надёжным убежищем для ЦАРЯ Израиля, и спасли Его от преследования тех, кто искал души Его, чтобы уничтожить. Тогда как крепкие каменные стены и запертые двери ворот и домов, власть, богатство и положение их хозяев, а также сила, оружие и многочисленная охрана, не смогли в то время защитить других младенцев Вифлеема, которых, по приказу царя Ирода, всех убили в возрасте от рождения и до двух лет (Мф.2:16-18).
А ведь народу Израиля было обещано Господом в Книгах Пророков: «Ибо МЛАДЕНЕЦ родился нам – СЫН [Божий и СЫН Человеческий] дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, БОГ крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему [Помазаннику – МАШИЙАХУ] утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до [окончания] века» (Исаии 9:6-7).
Да и сам факт того, что именно еврейским пастухам, – пастырям стад СКОТА, Бог поручил первыми поздравить пришедшего в мир (как родившегося Младенца) Владыку МАШИЙАХА (Христа), – Помазанного ЦАРЯ Иудейского из рода Давида, – свидетельствует о том, что в мир пришёл Сам Господь – Великий ПАСТЫРЬ (пастух) народа Своего: «И поставлю над ними одного ПАСТЫРЯ, Который будет пасти их, Раба Моего [Иисуса ХРИСТА (Йехошуа МАШИЙАХА) из рода] Давида; Он будет ПАСТИ их и Он будет у них ПАСТЫРЕМ. И Я, Господь, буду их Богом, и Раб Мой [МАШИЙАХ (ХРИСТОС) из рода] Давида будет Князем среди них. Я, Господь, сказал это… И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними [всегда], и они, дом Израилев, Мой народ, говорит Господь Бог, и что вы – ОВЦЫ Мои, ОВЦЫ ПАСТВЫ Моей; вы – человеки, а Я [ваш Пастух и] Бог ваш, говорит Господь Бог» (Иезекииля 34:23-24, 30-31).
Но если искренне признаться, то ведь не только иудейская традиция замалчивает факт построения СУККОТ (Кущей) – как ШАЛАШЕЙ-укрытий для СКОТА. Потому что если какого-либо человека назвать бараном, овцой, козлом или каким другим СКОТОМ, то он, конечно же, обидится; потому как во многих народах и культурах это сравнение является очень оскорбительным. Но Единый Всевышний и Всемогущий Господь Бог, – не постыдившись прийти на землю как беспомощный, родившийся Младенец в пеленах, – в теле СЫНА Человеческого, не постыдился также принять духовный образ АГНЦА из овец, козлов или другого домашнего СКОТА, – подобно пролившей свою КРОВЬ и убитой за грехи человеческие ЖЕРТВЕ!