С 30 октября по 3 ноября 2023 года в Киеве проходил ежегодный международный Пасторский ретрит. Мы пообщались с Валерием Григорашем, епископом объединения церквей «Дом Хлеба» (г. Кривой Рог, Украина). Поговорили о духовных параллелях между войнами в Украине и Израиле, о причинах неуспеха врага, о пробуждении в Церкви и Божьих чудесах, а также о том, чего сегодня стоит особенно остерегаться верующим.
– Валерий Николаевич, давайте начнем с того, что вспомним 24 февраля 2022 года. Какие у вас были мысли и переживания в тот день? Где вас застало полномасштабное вторжение России в Украину?
– Я был у себя дома, в Кривом Роге. Проснулся от шума реактивного самолета и сразу понял, что началась война, потому что с 2014 год над Кривым Рогом не летали реактивные самолеты. Помню один взрыв, потом второй...
Ну, в первый день были организационные вопросы: с кем созвониться, кому сказать что делать и т.д. Целый день я реагировал на разные возникающие ситуации. Я думаю, конечно, что все мы в тот день пережили стресс — очень были драматические переживания. В разуме понимание было, что это всё, скорее всего, неизбежно, но не хотелось верить в то, что это произойдет.
Уже спустя пару дней мы понимали, что русские окажутся под Кривым Рогом, потому что они тогда очень быстро продвигались на юге Украины, подошли к Николаеву и уже выступили на Кривой Рог. И по определенным сообщениям было понятно, что останавливать их особо нечем. Поэтому мы обговаривали со служителями наши действия, что нам делать с церквями — потому что была большая вероятность, что русские войска зайдут в Кривой Рог. Но случилось чудо, и им не удалось осуществить задуманное.
– А можно чуть подробнее?
– На Кривой Рог шло три колонны, с промежутком в несколько дней. Первая — со стороны Николаева, она насчитывала около 700 единиц техники. Остановить их было нечем. На Ютубе можно найти интервью Юрия Бутусова с мэром Баштанки, который рассказывает о том, как 13 человек теробороны и дед Васыль — главное действующее лицо! — остановили эту колонну.
И вот нам ребята из разведки сказали, что эта колонна движется к нашему городу. А у нас тогда было по три молитвенных собрания в день, больше сотни человек на каждом служении — люди реально не хотели уходить, говорили: «Мы тут себя чувствуем в безопасности!» И молитвы эти не были такими, вроде: «Ну, что, давайте помолимся, братья-сестры...» Нет! Все кричали изо всех сил, не надо было никого вдохновлять и мотивировать молиться. Люди прямо буквально кричали к Богу, и вот тогда я понял, что значит «Воззови ко Мне, и Я услышу тебя!»
После были еще две попытки русских прорваться к нашему городу, и тоже чудом у них ничего не получалось.
В общем, мы в то время понимали, что всё возможно, и разные мысли нас посещали — что делать, оставаться или уезжать, как быть с церковью... И мы на второй день войны собрались Советом церквей Кривого Рога — у нас есть такое общение пастырей и священников — и сделали такое заявление: «Церковь стоит с Украиной. Мы молимся, и мы победим!»
– Уже сегодня, оборачиваясь назад и размышляя над тем, как Украина выстояла в тот самый критический период, и почему планы русских не увенчались успехом, поделитесь своими соображениями на этот счет.
– Я думаю, что главная причина — духовная. Я убежден на 100%, что у Бога есть план для Украины. И я думаю, что причина этой войны — духовная. Она в том, чтобы остановить план Божий. А если бороться с Богом, как мы знаем, — тяжело победить Бога, фактически невозможно.
Вторая причина — это Церковь, однозначно. Это молитва Церкви, которая остановила врага.
Третье — думаю, что восемь лет до полномасштабного вторжения подготовили Украину, народ Украины, к сопротивлению. И очень сильно ошиблось руководство России, когда считало, что тут их будут встречать с цветами.
Но всё равно, все эти, даже самые естественные, причины можно одним словом обобщить — чудо. Божье чудо.
– С вашей точки зрения, как война в Украине повлияла на Церковь в Украине? Можно ли говорить о положительном влиянии?
– Бог может зло обращать в добро. Меня порадовала реакция большей части Церкви в Украине на войну. В большинстве своем церкви отреагировали очень достойно — молитвой, поддержкой людей, служением людям — беженцам, потерявшим свои дома, армии... Это что-то нереальное — то, как Церковь поднялась... И это как елей на сердце, что всё-таки Церковь не в таком плачевном состоянии, как нам иногда казалось. Мы увидели, что Бог произвёл Свою работу внутри Церкви к этому времени.
Многие люди открылись для Бога. Мы молились еще до войны о пробуждении, но не ожидали, что оно придет в бомбоубежищах или разбитых сёлах. Но это реальность! Приезжая в деоккупированные сёла Херсонской области, например, мы видели, как люди собирались под деревом, — так же, как мы когда-то это видели в Африке, — чтобы послушать Божье Слово. И сами люди говорили нам: «Можете нам не привозить ничего, просто приезжайте и рассказывайте нам Слово Божье!»
В деоккупированных районах мы уже крестили большое количество людей. И в тех регионах были такие сёла, в которые уже пытались раньше ездить и благовествовать, до войны, но там не было ни одного обращенного. А теперь уже в этих сёлах десятки людей каялись и обращались к Богу.
Также, я считаю, важно отметить, что эта война пробудила многих людей в мире. Человечество пребывало в каком-то состоянии летаргического сна: нет ни добра, ни зла, всё у нас нормально... А вот эта война — и Бог, используя эту войну, — как бы уже кричит людям: «Люди, проснитесь!»
Я наблюдал реакции политиков на Западе, как они противились тому, чтобы принять эту мысль. Они же там верят в гуманизм, и считают, что со всеми можно договориться, что люди в основе своей хорошие, совершенно не понимая природу зла... И я думаю, что сейчас уже многие понимают, что существует зло и добро, что со злом невозможно договориться, что это реальность мира, в котором мы живем, и это надо учитывать, и нужно что-то с этим делать.
И я думаю, что это всё — предпосылка к покаянию. Потому что невозможно покаяться, если ты не признаешь наличия зла и греховности. Для Европы, например, которая пропитана этим постмодерном — как её привести к покаянию? Раньше ты говорил: «Тебе надо покаяться» — «В чём? Всё ведь относительно...», «Что значит зло?» и все эти «Что такое истина?»...
И вот сейчас во многом приходит понимание многим людям, что зло, добро, грех — это не какие-то абстракции, а что-то реально существующее.
– Не так давно началась и до сих пор идет война в Израиле. Как вы считаете, есть ли и в этой войне также духовные причины? Возможно, вы видите какие-то параллели с войной в Украине?
– Удивительно, что страна, которую считали самой антисемитской в мире, вдруг стала одним из самых больших друзей Израиля. На улицах, на билбордах, всюду флаги Израиля! У нас в Кривом Роге на крупнейшем шпиле — вместе флаг Израиля и Украины. Вот такое откровение об Украине...
Но, конечно, у Украины сложная история взаимоотношений с еврейским народом, в ней очень много трагических моментов, много кровопролития... Но также были и сотни лет совместной жизни, жизни рука об руку. У моего деда все друзья были евреи, например, хотя он сам украинец. Он дружил с евреями и всегда у них были хорошие, добрососедские отношения. Поэтому мы видим, что здесь, в Украине, свет начинает побеждать!
А когда началось это вторжение в Израиль, мы испытали дежавю. Мы очень хорошо понимаем израильтян, у нас есть люди из церкви, которые совершили алию в Израиль, и мы поддерживаем отношения с ними — я понимаю, что они переживают, и мы можем и сострадать, и поддерживать их молитвенно, и не только...
И вот на этом пасторском ретрите уже звучала эта мысль о том, что за всем этим стоит один и тот же дух. Мы видим его проявления. Видна эта жестокость, это отсутствие каких-либо моральных сдерживающих механизмов... Неприкрытое зло! Нет ничего, что могло бы его удержать... Когда режут головы, насилуют и убивают детей — вот это всё... логически это объяснить невозможно. За этим стоят бесы, демоны, реальные духовные сущности — и одни и те же их проявления и в Украине, и в Израиле.
Поэтому мы видим, что эти войны — это проявления таких духовных моментов, когда активизируется зло. И, конечно, это и исполнение библейских пророчеств. Помню, я еще в девяностых читал Библию и думал: «Ну, вот, это всё когда-то будет...» И это казалось чем-то таким, чуть ли не романтическим. Но когда это всё начинает исполняться, и ты видишь этот страшный оскал зла — то, конечно, ничего хорошего в этом нет.
И мы вот накануне (интервью было записано в первых числах ноября — прим. ред.) общались и с супругой, и с Борисом Сауловичем по поводу антисемитских событий в Махачкале, в Дагестане — это просто какой-то сюрреализм... Страна, в которой «деды воевали», и которая освобождала Освенцим, казалось бы... и там такое творится?! И ты понимаешь, что, да — Вторая Мировая война, и уже вроде бы человечество должно было научиться чему-то, но нет — человек греховен, человечество греховно. Если нет библейской перспективы, библейского мировоззрения — человечество не учится ничему хорошему, оно не может без Господа жить в мире. Это невозможно.
– Валерий Николаевич, напоследок вот такой вопрос: какие вы видите опасности, стоящие перед верующими сегодня, в военное время? Чего христианам стоит опасаться? В чём быть аккуратными? Как вообще жить верующим в нашим дни?
– Хочу, чтобы меня сейчас правильно поняли. Я думаю, что очень важно верующему определиться, на какой стороне истина. Потому что способность судить праведно, судить по истине — это та способность, которую нам дал Бог. Мы ведь обычно проповедуем: «Не судите, не судите», но на самом деле Иисус говорит: «Не судите неправедным судом, а судите судом праведным». И это очень важно, потому что от этого зависит, в какую сторону ты вообще пойдешь: ты пойдешь за Богом, или ты пойдешь в другую сторону — и начнешь отрезать головы «за Иисуса»... считая, что ты прав, и что ты, убивая братьев, служишь этим Богу...
И второе — это наши сердца, которые очень важно сейчас хранить, чтобы они не остались в состоянии ненависти. Именно «чтобы не остались». Потому что переживать ненависть в таких ситуациях — это нормально. Я думаю, что человек, который впервые услышал новости из Бучи и увидел всё это — он не может остаться равнодушным. Это просто такой шок... И первая реакция, которая у тебя рождается внутри, — это, конечно же, ненависть. И это нормально. Мы люди, а не роботы. Но дальше идет наш выбор: мы останемся в этой ненависти или что-то с ней сделаем? Ненависть разрушительна, она никогда ничего хорошего не сделает.
Я не говорю о том, что нам нужно сказать нашим врагам: «Ну, всё нормально, проехали и забыли!» Нет! Суд должен быть, эти люди должны понести наказание за свои дела.
Но вот эта внутренняя атмосфера — она очень важна. И Иисус об этом предупреждал. Именно из-за того, что очень много беззакония будет, охладеет любовь... То есть, сердце может стать каменным. Это страшная вещь. Ты можешь оставаться христианином, но твоей религией станет ненависть. Ничем не будешь отличаться от тех, кто ведёт джихад — только это будет «христианский джихад»...
интервьюер — Алекс Фишман
Последнее: 26.07. Спасибо!