Если бы вам пришлось обобщить закон Ветхого Завета одним глаголом, каким бы он был? Возможно, «подчиняйся»? Или, может быть, «бойся»? Будьте честны. Не жульничайте. Ответ на этот вопрос может многое рассказать о вашем понимании Ветхого Завета.
Конечно, любой, кто знаком с Новым Заветом, уже знает ответ (ср. Марка 12:28-33). Глагол, который вы ищете, – «люби». И отрывок, о котором мы говорим, – это Второзаконие 6:4-5, Шма (на иврите «Слушай!»):
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Второзаконие 6:4-5).
Немногие тексты Ветхого Завета имеют большую важность и значение, чем Шма, которая является своего рода клятвой верности для израильтян. По словам Иисуса: «сия есть первая и наибольшая заповедь» (Матфея 22:38). Итак, давайте рассмотрим её в исходном контексте, а затем разберёмся, почему она является главной.
Новый способ описать преданность
Первая глава Второзакония повествует об упорстве Израиля в пустыне и его отказе войти в Землю Обетованную. Тем не менее, Моисей сопровождает эти события предупреждением: старшее поколение в пустыне было упрямым, поэтому новое поколение – на пороге входа в Землю Обетованную – должно научиться подчиняться и доверять милостивому Божиему попечению (Второзаконие 4).
Но как же выглядит прославляющее Бога подчинение?
Вплоть до Второзаконие 6:4-5 «бояться Яхве» было главным увещанием и основанием для благословения (Второзаконие 4:10; 5:29; 6:2), причем «страх» означал что-то вроде глубоко ощущаемого уважения. Но здесь, в Шма, любовь впервые открывается как главная заповедь. «Люби Господа, Бога твоего» – впервые преданность к Яхве выражается такими словами.
Ещё до Шма Яхве обещал Свою нерушимую любовь и верность тем, кто любит Его и соблюдает Его повеления (ср. Исход 20:6; Второзаконие 5:10). Но как из-за неспособности Израиля соблюдать завет (Второзаконие 1:34-46), так и милостивого и милосердного прощения Бога (Второзаконие 4:29-31), народу завета теперь явно велено отвечать взаимностью на заветную любовь Яхве. Они должны любить Его, потому что Он первым полюбил их.
Любовь, о которой говорит Моисей, – это полная и совершенная преданность к Яхве. Ни в коем случае она не противоречит страху или служению (см. Второзаконие 6:13). И она никоим образом не заменяет соблюдение заповедей Яхве.
Следует помнить, что Второзаконие 6:5 следует за Десятью заповедями (Второзаконие 5) и представляет собой богословское толкование этого текста (ср. Матфея 22:40). Даже в первоначальном контексте любовь рассматривается как краткое изложение Десяти заповедей.
Почему любовь – величайшая заповедь
Иисус ясно говорит нам, что «люби» – это величайшая заповедь закона в отношении человека как к Богу, так и к ближнему (Матфея 22:34-40). Даже книжник, который задал вопрос об этом Иисусу, похоже, согласился (Марка 12:32-33), а это говорит о том, что идея не была новой. «Люби» – первая и великая заповедь. Не «доверяй», или «бойся», или «повинуйся» (хотя всё это естественным образом вытекает из любви), а люби, исполняя заповедь.
Почему? Этому есть две причины.
1. Потому что любовь завета – это больше, чем просто эмоция.
Когда израильтяне произносили Шма, они заявляли о своей полной, безраздельной и безоговорочной преданности Яхве. Любовь – это не просто чувство; это принцип действия. Истинная любовь к Богу начинается в «сердце» (т. е. разуме, эмоциях и воле), а затем концентрическими кругами распространяется во всём человеке («всею душею твоею»), затрагивая все доступные средства («всеми силами твоими»). Любовь выражается в верности в любой сфере жизни, начиная с семьи (Второзаконие 6:7) и заканчивая обществом (Второзаконие 6:8-9).
Когда израильтяне испытывают искушение согрешить против Яхве, следуя другим «богам», Шма является постоянным напоминанием о необходимости посвящать себя только Яхве. Таково библейское понятие любви: не приятное расположение, а обязательство завета, стремление к благу для ближнего в ущерб своим собственным желаниям.
Этот библейский идеал хорошо проявляется в браке, поскольку связь мужа и жены – не в романтической страсти, а в действиях, основанных на завете и стремлении к благополучию супруга, даже когда это требует жертв.
2. Потому что любовь завета отражает суть того, что на самом деле означает «страх».
«Страх перед Яхве» остаётся центральным повелением на протяжении всего Ветхого Завета (ср. Притчи 1:7), но всеобъемлющее повеление о любви помогает нам понять, что на самом деле означает этот страх. Это не страх перед неизвестным и не страх перед силой Яхве (хотя в каком-то смысле это, безусловно, верно; например, Псалом 118:120). Напротив, страх в смысле завета – это внушающая трепет, мотивирующая любовь к Богу, которая ведёт к послушанию и жизни, полной благословений (Второзаконие 6:1-3).
Говоря о страхе, определяемом любовью, Моисей имел в виду не почтительность, а послушание; не беспокойство, а поклонение. Это не бегство от присутствия Яхве, а приближение к Нему и стремление творить Его волю (ср. Псалом 129:4; 2 Коринфянам 7:1; Иакова 4:8).
По-прежнему наибольшая заповедь
Иисус говорит в Нагорной проповеди, что Он пришёл исполнить закон, а не отменить его (Матфея 5:17). Итак, если любовь есть исполнение закона Ветхого Завета, то христианская любовь в Новом Завете такая же, как и в Ветхом Завете.
Любовь по-прежнему является отличительной чертой того, что значит быть учеником Христа, Который есть образ Бога невидимого (Иоанна 13:34-35; Колоссянам 1:15). Любовь предполагает благоговейное подчинение и послушание Его заповедям. Иисус говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15).
Закон Ветхого Завета выражен одним словом – тем, что никогда не изменяется. Даже в Новом Завете наибольшей по-прежнему остаётся любовь (1 Коринфянам 13:13; Колоссянам 3:14).
Автор — Джош Филпот / thegospelcoalition.org
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!