Женские украшения: когда их уже слишком много?

Женские украшения: когда их уже слишком много?

Добро пожаловать в подкаст «Спроси пастора Джона». Какое количество женских украшений можно уже считать избыточным? Этот вопрос волнует вас, поэтому вы поднимаете эту тему. Более того, этот вопрос важный еще и потому, что он затрагивается в Библии, в частности, в 1 Послании Петра 3:3, в отрывке, который многие годы вызывал огромное количество писем о том, чтобы ограничить ношение украшений. Привожу один из показательных вопросов от мужа и отца.

«Здравствуйте, пастор Джон, и спасибо вам за этот подкаст! Мы с женой пытаемся понять, правильно ли разрешать нашей дочери красить ногти. Ей 2 года, и она любит наряжаться. Я не хочу, чтобы это стало необходимостью, но полагаю, что это нормально как проявление ее детского творчества. В конце концов, это вопрос и к моей жене. Она не часто пользуется косметикой или украшениями, и меня это устраивает. Однако, ей нравится красить ногти во время педикюра. Учитывая 1 Петра 3:3-4, я не знаю многих людей, кто бы утверждал, что все женские украшения плохи. Но очевидно, что некоторые из них излишни. Где и как провести эту черту сегодня?»

Позвольте начать с общего наблюдения и аналогии из Нового Завета, а затем поговорим об определенных особенностях. Рассмотрим аналогию между украшением волос, стильной одеждой и использованием макияжа, с одной стороны, и богатством и достатком, с другой. Сходство состоит в следующем. Согласно Новому Завету богатство и изобилие не являются злом сами по себе, но почти весь Новый Завет ведет траекторию отхода от роскоши и пышности к простоте, к своего рода образу жизни военного времени, который осознает опасность денег и предупреждает, чтобы мы не любили этот мир больше, чем Бога.

Повторим еще раз: сравнение или схожесть состоит в том, что Библия не называет моду, макияж или укладку волос злом. Но Новый Завет направляет нас в сторону простоты и скромности, выработку внутренней красоты характера и того, что можно назвать неотвлекающей одеждой, открывающей личность — в отличие от одежды, открывающей тело. Это мое общее наблюдение. Теперь давайте поговорим о конкретике.

Два текста о красоте

Хорошо было бы положить перед нами два самых ясных отрывка Писания об одежде и украшениях женщины и о том, как она себя преподносит. В этих текстах, как вы видите, есть определенное послание и для мужчин, но они обращены к женщинам.

Итак, 1 Петра 3:3-4. Он говорит это женам, которые замужем за неверующими мужьями, вероятно, из-за искушения использовать свою сексуальную привлекательность, чтобы как-то повлиять на неверующего мужа. И Петр говорит так:

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».

Вот 1 Тимофею 2:9-10:

«[Я желаю], чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию».

Итак, на основании этих двух текстов мы можем сказать следующее.

Три принципа скромности

Во-первых, не сосредотачивайтесь больше на внешней красоте, чем на внутренней. «Не позволяйте себе украшений внешних... но да будет украшением вашим сокровенный человек сердца» (1 Петра 3:3-4). Вот великий принцип для женщин — и, я бы сказал, очевидно, что и для мужчин тоже. Это как физические упражнения. Нам нравится цитировать его: «Если телесные упражнения имеют некоторую ценность, то благочестие ценно во всех отношениях» (1 Тимофею 4:8). Так и внешнее украшение, можно сказать, имеет малую ценность, а внутреннее украшение ценно во всех отношениях. Это первый вывод, к которому мы приходим из этих текстов.

Во-вторых, ограничения Петра и Павла не являются тотальными. Мы знаем это потому, что сразу после слов: «Не позволяйте себе украшать себя... плетением волос и драгоценностями», он говорит: «Не позволяйте себе украшать себя... одеждой, которую носите» (1 Петра 3:3). Это не значит: «Не носите одежду». Это значит: «Главные усилия и заботы отдавай не одежде, а внутренней красоте». Это не означает отсутствие украшений или причесок.

В-третьих, язык Павла в 1 Тимофею 2:9-10 об одежде почти полностью посвящен тому, что «подходит», «становится» или «уместно» (это греческие фразы, которые я постарался правильно понять):

  • katastolē kosmiō: «становиться одеждой, нарядом»
  • meta aidous: «с уважением к условностям, обычаям или тому, что подходит»
  • mē himatismō... polytelei: «не в дорогих одеждах, нарядах, не пышный и не броский»
  • prepei gynaixin epangellomenais theosebeian: «как подобает женщинам, исповедующим благочестие»

Итак, подтекст этих рекомендаций, по-видимому, таков: в постоянно меняющейся, крайне развращенной культуре тогда и сейчас, с маргинальными элементами гранжа, вульгарности и провокации, сосредоточьтесь на том, что ваша одежда, украшения и макияж говорят о вас как о личности, а не о коже или фигуре. Павел называет это «что прилично для женщин, исповедующих благочестие» (1 Тимофею 2:10).

Верная женственность

Вернемся к вопросу о девочке, которая хочет красить ногти. Это поднимает вопрос — и это очень актуальный вопрос — о мужской и женской сексуальности и о том, что они собой представляют. В чем разница между мужчиной и женщиной? Еще двадцать лет назад можно было считать, что нам нет необходимости об этом говорить. Все знали, что это такое. Теперь же нам нужно быть внимательными к тому факту, что маленькая девочка должна расти с радостным, вдумчивым осознанием того, что Бог создал ее девочкой, а не мальчиком. А сын должен расти со счастливым, вдумчивым осознанием того, что Бог сделал его мальчиком, а не девочкой.

Поэтому без стеснения скажу, что мы должны радоваться, когда наша дочь в два года хочет красить ногти, а сын красить ногти не хочет. Мы должны поощрять ее склонность к этому проявлению женственности, и должны препятствовать тому, чтобы сын увлекался подобным проявлением женственности (и для этого есть деликатные способы). Я использую термин «проявление женственности», потому что прекрасно понимаю, что лак для ногтей — это культурное, а не врожденное проявление. То, что лак должен быть на ногтях, не заложено в ее генах. Девочки не рождаются с накрашенными ногтями.

Но что является врожденным чувством или осознанием, врожденным от Бога, так это то, что здоровые мальчики, движущиеся к зрелой мужественности, по Богом данной природе склонны принимать культурно соответствующие проявления мужественности. И мы должны помочь им в этом. А здоровые девочки, движущиеся к зрелой женственности, по Божьей природе склонны к культурно приемлемым проявлениям женственности. И я верю, что Павел учит именно этому в 1 Коринфянам 11:14. «Не сама ли природа учит вас?» — говорит он. И он учит тому же в первой главе Послания к Римлянам, где говорит, что люди поступают против природы (Римлянам 1:21-28).

Поэтому, слава Богу, если моя дочь захочет красить ногти. И я бы вместе с женой учил ее тому, как невинный и совершенно незначительный лак для ногтей влияет на её ценность как личности и о том влиянии, которое она оказывает в этом мире. Мы хотим, чтобы у нее было такое мировоззрение, что даже если она потеряет все пальцы в аварии, она будет знать, что может быть прекрасной, достойной, плодотворной личностью как верующая в Иисуса Христа и как дочь Царя Вселенной.

Обращение взора вверх

Итак, помимо того, что мы правильно расставляем приоритеты и принимаем добродетель мужского и женского начала, помимо того, что мы одеваемся так, чтобы это соответствовало нашей преданности Христу и указывало на нашу личность, а не на тело, и помимо того, что мы избегаем высокомерия, которое стремится бросить вызов условностям шокирующими способами, — помимо всего этого, я бы добавил сюда необходимость особого внимания тому, чтобы мы воспитывали дочерей и сыновей так, чтобы они не были сексуально провоцирующими.

Это означает, что нужно меньше обнажать кожу. Меньше носить обтягивающие леггинсы и рубашки. И если какая-нибудь женщина расстроится из-за этого и скажет: «Мне не нужно считать, сколько на мне одежды, оглядываясь на то, что она возбуждает и искушает мужчин» (а это такая распространенная реплика, если вы пытаетесь сказать что-нибудь о скромности в наши дни), я отвечу так: «Согласен. Не нужно относиться к одежде таким образом. Но позвольте задать вам такой вопрос (который, я думаю, понимают женщины, желающие принять женскую красоту и женское благочестие): верите ли вы в то, что Ваша привлекательность тем выше, чем более открыта Ваша одежда?»

Вот мой ответ: глаза, которые обращены на открытое тело, смотрят туда не потому, что оно как-то супер-мега-красиво, а потому, что это открытое тело — и точка. Больше кожи — это не красота; это магнит. Это не имеет ничего общего с красотой. Это имеет отношение к чистой, физической, магнетической коже. Настоящий тест на привлекательность человека — это не то, насколько сексуальной она или он может быть, потому что секс и красота — это совсем не одно и то же. И благочестивая женщина знает это. Она не хочет быть магнитом для кожи. Она хочет говорить своей одеждой: «Я благодарна, что я женщина, я люблю красивую простоту, и Христос — мое главное сокровище».

Автор — Джон Пайпер / © 2022 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!