Борис Грисенко: О важности еврейского восприятия Библии

Борис Грисенко: О важности еврейского восприятия Библии

Как исказилось и искажалось восприятие Библии

Хотелось бы поговорить о том, как исказилось и искажалось восприятие Библии после того, как языческое руководство церкви «сделало обрезание» еврейской составляющей и большей части того, что с ней было связано.

Очень важно понимать, что Библия – это цельная книга. Все христиане знают, что Библия – это Божья книга, что все её составляющие вдохновлены Богом, и поэтому — это цельная книга. Но хотя теоретически это вроде бы известно, на практике отношение к Библии другое, и оно сильно отличается от этих деклараций о цельности Библии. Библия постоянно и многообразно подвергается анализу с точки зрения греко-римской формальной логики.

Деяния, 3:21: «…небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века». В синодальном переводе (и не только в синодальном) говорится — «совершения всего», но, на самом деле там написано — «восстановления всего». Из-за классического неправильного перевода возникло много неправильных толкований этого важного стиха. С другой стороны даже при правильном прочтении были неправильные толкования. Например, Ориген пытался сказать и доказать, что «восстановления всего» – это относится к тому времени, когда в конечном счёте все, кто находятся в аду, будут восстановлены и спасены. Но здесь не говорится: «восстановления всего» (точка). А здесь говорится: «восстановления всего, что Бог говорил устами всех святых Своих пророков от века». То есть, здесь конкретно говорится о восстановлении истинного смысла Библии, Слова Божьего (написанного Слова Божьего).

Я думаю, что вполне законно к этому восстановлению истинного смысла Писания присоединять восстановление не только ТаНаХа, но и Нового Завета. И очень радостно осознавать, что мы с вами живём уже в этот период великого восстановления. Мы живём в то время, когда истины Писания всё больше и больше восстанавливаются. И одна из последних важнейших линий Слова Божьего, которая только начала восстанавливаться, – это линия Израиля, еврейского народа, обетований, данных Израилю, пророчеств о нём, понимания всего, что написано на эту тему. А на самом деле, на эту тему написана бо̀льшая часть Библии.

Но важно не только восстанавливать конкретный смысл конкретных стихов, но восстанавливать и тот подход к Писанию, который заложен в самом Писании. И об этом хотелось бы поговорить более подробно.

Цельный подход к Библии в XX веке стал признаваться многими учёными-экзегетами и многими учёными, которые занимались и занимаются текстами Писания. Проблема в том, что часть этих учёных – настолько «свободные христиане с либеральным уклоном», что, признавая одно, умаляют богодухновенность Писания. Тем не менее, читая труды этих авторов (а я считаю, что по роду службы обязан читать некоторые разборы Писания и некоторые толкования, зная заведомо, что в них много неправильно), можно увидеть много интересных моментов, которые показывают, что мы живём во время восстановления.

Библия — это еврейская книга

Эти авторы (филологи, учёные в области герменевтики, историки, лингвисты) — с философским уклоном. Но в этом есть определенный плюс. Из-за того, что они не принадлежат ни к одной традиционной конфессии, включая протестантские конфессии, это позволило им смотреть на Библию пусть чрезмерно критическим взглядом, но взглядом, который не связан с предрассудками соответствующих религиозных церковных конфесcий и деноминаций. И из-за этого они сразу начали видеть то, что, как будто бы, было скрыто в течение многих веков — что Библия – это действительно насквозь еврейская книга. Написана она евреями, которые все до единого рассматривали себя как органическую часть еврейского народа; все до единого горели любовью к еврейскому народу; все до единого переживали и сострадали еврейскому народу даже в его грехах, в его поражениях и даже в его отступничестве; все они верили глубоко в вечное призвание еврейского народа. Все до единого! И все они имели откровение об этом. Не было ни одного из авторов Библии, которые бы пришли к выводу, что вместо Израиля поднялся новый великий народ, который превзошёл старые различия, что теперь есть новая общность людей, которая заместила все старые.

Мы живём в век крушения привычных религиозных и идеологических схем. В этом много трагедий, но и много плюсов. И мы, конечно, расстраиваемся из-за крайностей свободы, и это — правильно. Та свобода, которую мы видим вокруг, – это извращение свободы во многих отношениях. Но при этом мы не должны выплёскивать малыша с водой. Потому что благодаря тому, что сейчас не судят и не преследуют за отклонение от церковных доктрин, мы можем открыться для реальности Святого Духа и реальности Слова Божьего так, как Бог все эти века хотел открыть, но Ему не позволяли.

Я ещё раз подчёркиваю, что вся Библия – это насквозь еврейская Библия. Вся Библия, включая Послания к Фессалоникийцам, к Коринфянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, – это всё еврейские книги. И Апостол Павел, который писал эти Послания, — величайший Апостол язычников, которому первому было дано величайшее откровение о том, что и верующие из язычников теперь сонаследники обетования, данного Израилю (не всех обетований, а одного главного), и сопричастники вместе с еврейскими верующими Тела Мессии.

Казалось бы, уж кто-кто, а Апостол Павел должен был чётко и ясно показать евреям, что ваше еврейское время — закончено, вы были временные, пока действовал Синайский Завет. Но ничего подобного не произошло. Более того, именно в Посланиях Апостола Павла в Новом Завете сформулированы глубочайшие истины о вечности на земле Израиля как Израиля, о его вечном предназначении, вечном призвании и так далее.

И каждое его Послание — еврейское. Не только из-за самого Апостола Павла, но и из-за тех, кому эти Послания написаны. Потому что они написаны верующим из разных народов в разных местах живущим, которые вышли духовно из своей языческой среды, разорвали привычный языческий образ жизни, отреклись от того, что составляло основание и суть этого образа жизни, разорвали путы языческой идолопоклоннической культуры и вошли в еврейскую духовную среду.

Да, Новый Завет дал им великое право быть свободными от старых иудейских ритуальных предписаний. Да, Господь из-за того что Израиль в своём большинстве не принял Евангелие, дал возможность язычникам не становиться иудеями для того, чтобы присоединиться к Израилю Божьему. Но это всё равно было присоединение к Израилю Божьему. Это не был выход из язычества и создание новой христианской религии (как масса христиан по-прежнему верит, и как во многих христианских учебных заведениях продолжают учить). Это был выход из языческой среды и присоединение к Израилю Божьему.

Поэтому все те люди, кому направлены Послания, себя так и мыслили, они себя так и воспринимали. Если для них были праздники, то это были только еврейские библейские праздники. Для них оставалась суббота, и только начинали как-то формироваться в части из собраний верующих язычников встречи в первый день недели. И до сих пор непонятно, когда и как это происходило — то ли это была «hавдала» (проводы субботы), то ли это действительно было уже утром в воскресенье (или в другое время первого дня недели). Но всё, что писал Апостол Павел и другие авторы Нового Завета, они писали тем верующим из язычников, которые были уже укоренены в еврейской традиции (хотя бы на определённом уровне), для которых единственной Библией был ТаНаХ, ещё не ставший Ветхим Заветом.

Есть одно место в Писании, где говорится «Ветхий Завет». 2 Послание к Коринфянам, 3:14: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом». Можно сказать, что здесь говорится о книгах Ветхого Завета. Но если вчитаемся, то мы поймём, что речь идёт о Синайском Завете, описанном в Торе. Важно понимать, что для всех христиан первых поколений ТаНаХ (так называемый Ветхий Завет) Ветхим Заветом не был; он был единственным написанным заветом. Другого написанного тогда еще не было, и другого Писания не было вообще. Да, были великие откровения, которые через Апостолов раскрывались и преображали их жизнь, но это ещё не была Библия.

Даже в мессианской среде еще наблюдаются остающиеся церковные предрассудки. Нам надо продолжать менять своё восприятие, продолжать менять свой взгляд на Писание, взгляд на первые общины верующих в Йешуа, взгляд на многое другое, что мы видим из Библии. И когда мы сталкиваемся с непониманием со стороны не мессианских верующих, мы не должны злиться, не должны возмущаться, потому что мы сами ещё недавно были не более понятливыми, чем они. И сейчас нам ещё предстоит много-много увидеть и понять в той Библии, которую, может быть, кто-то из присутствующих знает наизусть (моё почтение такому человеку; я лично ни одной книги Библии не знаю наизусть; когда-то я пытался это сделать, но уже, видно, память была не та, как говорится). Я слышал истории о пятидесятниках-подпольщиках, которые заучивали Библию наизусть. Слышал о других верующих, которых бросали в тюрьмы, и они не могли принести даже папиросный листок Библии. Кто-то заучивал одну часть, кто-то – другую, и потом вместе они восстанавливали целые книги на память. Это здорово, меня так это вдохновило! И я тогда попытался учить, но что-то у меня не сложилось, хотя общий смысл помню многих мест Писания. И сам себе удивляюсь, как Дух Святой мне иногда напоминает, когда это нужно (когда это, в первую очередь, Ему нужно, а не мне).

Для того чтобы понять, в каком процессе мы находимся, в какое время мы живём, какой духовный вектор в отношении Библии со стороны Бога, мы говорим о важности еврейского взгляда на Библию, её еврейского восприятия, еврейского понимания. Это – очень важная тема (и огромная!).

(по материалам выступления на пасторском ретрите 26.11.15 )

Источник: сайт пасторского ретрита

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!