«Благословенный» на иврите: значение слова «барух»

«Благословенный» на иврите: значение слова «барух»

Порою церковь отделяет слово «благословенный» от его настоящего значения. Это понятие может казаться далёким. Но еврейское слово, которое означает «благословенный», בָּרוּך/барух совершенно не такое!

Слово «благословение» и его синоним «блаженство» нередко сбивают с толку. Они звучат возвышенно, как будто им место в стеклянном шкафу за церковным алтарем. Похоже, что нам нужно соответствовать какому-то стандарту, чтобы их заслужить.

На самом деле все эти слова означают нечто, что может сопровождать нас на каждом этапе жизненного пути.

Давайте же избавим эти иностранно звучащие слова от их экстравагантности и внимательнее посмотрим, что такое благословение, и что им не является. Все ли мы благословлены или это только для избранных?

Барух Ата Адонай

Почти каждая еврейская молитва, за исключением Шма, начинается со слов «Барух Ата Адонай» — «ברוך אתה יי» — «Благословен Ты, Господь». Приветствуя кого-то в своём доме, вы уже у дверей говорите: «Благословен приходящий» (Барух hаба).

Первое благословение в Библии над человечеством было произнесено над Адамом и Евой, с повелением размножаться. К этому моменту Бог уже благословил морских созданий и крылатых птиц небесных.

Однако многие благословения в Библии связаны с субботним днём. Этот седьмой день недели посвящён таким провозглашениям.

«И благословил Бог седьмой день...» (Бытие 2:3)

Почему Бог благословляет нас

Как сказал раввин из «Скрипача на крыше», поистине для всего в жизни есть благословения. В еврейской традиции принято произносить их ежедневно и при любых обстоятельствах. Учёный раввин, доктор Натан Лопес Кардозо отмечает:

«Как же мудры были мудрецы Израиля, когда установили обычай благословлять практически всё, будь то еда, питьё, наблюдение за природными явлениями или обоняние экстравагантных ароматов. Они представляли все эти действия как не что иное, как совершенное чудо».

Поразительно, насколько в отношении такой распространённой идеи упускают из виду её истинную силу. Ведь благословлять и быть благословенным — это фундаментальная часть наших отношений с Богом, а также отношений с другими людьми.

Благословения, данные или полученные, помогают нам признать Бога в нашей жизни и приближаться к Нему. Это не признание богатства, а скорее смиренное признание того, что мы не самодостаточны.

Мы не контролируем и не диктуем силу благословения — это всё от Бога.

Как мы благословляем Господа?

Еврейские мыслители объясняют, что благословлять — значит возрастать или увеличивать (радость, умиротворение). Часто в Библии и в большинстве еврейских традиций, как уже говорилось выше, молитвы начинаются с благословения Бога. Но как мы можем благословлять Того, Кто ни в чём не нуждается?

Бог всемогущ и совершенно самодостаточен. Он изначально не нуждался в человечестве, и тем более Ему не нужно ничего от нас. Но Он избрал нас. Он желал общения с отдельными существами, обладающими свободной волей. В свою очередь, Его простое присутствие — это награда, которую мы никогда не сможем заслужить или достичь сами.

Благословляя Бога, мы воздаём Ему честь за Его милость к нам. Таким образом, слова «Благословен Ты, Бог наш» — это декларация доверия и величайшая надежда на то, что Он будет управлять нашими обстоятельствами. Он добр, и мы зависим от Его доброты.

Как уже говорилось выше, благословение означает увеличение. Когда мы благословляем Бога, Его присутствие в нас возрастает. Когда мы чтим Его, мы признаём, что Он увеличивает добро в нашей жизни. Это указывает на увеличение Его благости в нашей жизни. И наша полноценная жизнь зависит от Его присутствия.

Благословение Аарона

В Книге Чисел Бог даёт Моисею несколько прекрасных указаний о том, как благословлять избранный народ:

«Скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Своё на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я [Господь] благословлю их» (Числа 6:23-27).

Эти слова провозглашались над сыновьям Израиля на протяжении веков и звучат по сей день. Более того, сначала они были приняты католической церковью, а затем и многими протестантскими конфессиями. Это означает, что различные служители и многие христианские лидеры произносят эти слова над своими общинами практически каждую неделю.

Но обратите внимание, на ком сделан акцент в этих стихах. Героем этих слов является Господь! Хотя получателями этого благословения являются люди, именно Сам Бог делает то, чего мы сами сделать не можем.

Божье присутствие и благосклонность

Это благословение священников (в конце концов, Аарон был священником) — высшая форма благословения, которую может получить человек. Оно дарует человеку честь испытать присутствие Бога, Его заботу и Его благоволение.

Когда мы услышим эти слова и испытаем невероятную привилегию принадлежности к Богу, давайте вспомним их контекст и происхождение. Бог назвал Моисея Своим другом и шёл по пустыне со Своим народом, чтобы привести их в Землю Обетованную. Его планы были благими с самого начала, и Ему приятно, что мы провозглашаем их.

Да благословит вас Господь и сохранит! Вы можете прочитать больше о еврейских словах и их значениях здесь.

Автор — Эстера Вьеха / firmisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!