Что такое доминионизм? Христианский национализм, часть 3

Что такое доминионизм? Христианский национализм, часть 3

В последние две недели мы говорим о христианском национализме. В этой заключительной части я хочу поговорить собственно о богословском основании этой идеи. Христианский национализм — это вера в то, что американская нация определяется христианством, и мы должны предпринимать активные шаги, чтобы сохранить её такой. Национализм утверждает, что то, что «Америка есть и должна оставаться христианской нацией, — это предписывающая программа того, какой Америка должна быть в будущем» [1].

Чтобы было ясно, если кто-то желает того, чтобы библейские ценности имели влияние на культуру, это положительная вещь, и в условиях демократии есть много способов оказать это влияние. Но многое из того, что мы слышим сегодня, имеет воинственный тон, стирающий грань между долгом перед Богом и долгом перед кесарем. Например, тысячи христиан недавно исповедовали так называемый Декрет Стражей (Watchman Decree — взято из Даниила 4:14, синод.: «повеление бодрствующих», НРП: «приговор стражей» — прим. пер.), в который были включены такие слова: «Мы, Церковь, являемся Божьим управляющим Телом на земле».

Это правда, что Бог дал лидерам апостольскую власть в Духе для того, чтобы управлять екклесией — Телом Мессии. Но оно не включает в себя Америку (или любое другое земное правительство). И если вы прослушаете остальную часть этого Декрета, они провозглашают, что Америка будет энергетически независимой, что является политическим вопросом. И в этом Декрете нет конкретного призыва к верующим достигать Благой Вестью своих собратьев-американцев. Похоже, что спасение Америки заключается в том, чтобы взять под контроль американские институты. Вы можете прочитать этот Декрет (англ.) сами.

В Первом Великом Пробуждении не было даже намёка на национализм, но был акцент на всемирной миссии. В Новом Завете нет призыва к политическому захвату народов (хотя, конечно же, верующий может баллотироваться на выборах), но мы призваны «[идти] по всему миру и [проповедовать] Евангелие всей твари» (Марка 16:15). Цель — это весь мир, а метод — проповедь Евангелия. Именно из этого Пробуждения в 18-м веке родилось современное миссионерское движение.

Америка особенная

Ключевым компонентом этого движения христианского национализма является то, что у Америки есть завет с Богом. Это правда, что многие из первых пилигримов, прибывших к берегам Нового Света, искали благоволения у Бога и заключили завет с Ним. Например, целью Виргинского Соглашения (см. Мэйфлауэрское соглашение — прим. пер.) было распространение Евангелия. То же самое касается и пилигримов в Массачусетсе.

Джон Уинтроп, ведя 700 пуритан в Массачусетс в 1631 году, так сказал об этом:

«Другие могут приехать в Новый Свет за богатством и пушниной. У нас другая цель, другой конец. Мы заключили определённый завет с Богом — быть Его народом в этом Новом Свете» [2].

Однако многие начали сравнивать Америку с древним Израилем, у которого также был завет с Богом. Хотя я и верю в то, что у Бога есть особый план для США, епископ Джозеф Маттера указывает, что Бог не заключал завет с Америкой так, как Он это сделал с Авраамом. Конечно же, всегда хорошо и благородно искать Божьего благоволения, но в случае Авраама Бог нашёл его и заключил с ним завет для Своих собственных целей спасения Израиля и всего мира!

Маттера напоминает нам, что, несмотря на стремление основать христианскую миссию, мы приняли идею рабовладения и даже совершали геноцид против туземцев [3]. Хотя у Бога действительно может быть особый план для Америки, Бог все народы называет Своими (Откровение 11:15).

Теология: доминионизм

Многие приверженцы христианского национализма также придерживаются теологии под названием доминионизм. Что такое доминионизм? Это вера в то, что христиане призваны править всеми главными земными институтами. Царство Божье пришло в полноте, и нам просто нужно владычествовать. Когда-то эта идея называлась «Kingdom Now» («Царство сейчас»), и вывод очевиден: сейчас, а не в будущем.

Большинство богословов придерживаются идеи, популяризированной Джорджем Элдоном Лэддом из Фуллеровской теологической семинарии, который утверждал, что Царство пришло через смерть и воскресение Иешуа, но полностью будет установлено только при Его возвращении. Он назвал это «уже, но ещё нет». Царство уже есть здесь сейчас, в настоящем, и грядёт в большей полноте в будущем.

Доминионизм учит, что ученики Иисуса должны установить Царство во всей полноте до прихода Иисуса. Они используют Бытие 1:26-28, где человеку даётся власть над землёй. Внесём ясность, там говорится не о захвате университетов и правительства, а о заселении земли. Владычество было дано над животными, а не над другими людьми. «Владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28). Если мы как верующие хотим изменить общество (а мы должны этого желать), мы делаем это через молитву и убеждение людей, а не принуждение.

Как я уже говорил ранее, когда бы Церковь ни получала полную политическую власть (я не имею в виду христиан, занимающих посты губернаторов или сенаторов, что я поощряю), она становилась угнетающей.

Следовательно, если мы хотим повлиять на город, мы не захватываем его, а служим ему с любовью. Проблема ранней церкви, после того, как император Константин начал поддерживать христианство (в 313 году), была не в том, что Иисуса провозглашали правителем мира и империи, а в том, что Церковь преобразилась и стала элитарной по своей природе. В некотором смысле угнетённые (Церковь) стали угнетателями, и Римская Империя больше повлияла на Церковь, чем Церковь на Римскую Империю [4].

Теология доминионизма учит нас, что Иисус призвал не просто проповедовать Евангелие, но взять власть в свои руки. Матфея 28:18-20, согласно учению доминионизма, говорит не о миссии по всему миру, а о наставлении наций. А вы наставляете нацию, правя ею. Но разве это имел в виду Иисус?

1. Когда Иисус говорил эти слова, не существовало наций в том смысле, как они есть сегодня. В основном были империи, такие как Римская империя. Идее суверенных наций-государств в том виде, как мы знаем их сегодня, всего несколько сотен лет, и она уходит корнями к Вестфальскому миру. Это было после того, как почти восемь миллионов человек было убито в ходе Тридцатилетней войны. Ещё один значительный шаг был сделан после Первой мировой войны, когда были созданы многие страны, такие как Сирия, Ирак, Иордания, Финляндия, Эстония, Латвия и Югославия, и это лишь некоторые из них.

2. Каковы были действия услышавших Великое Поручение после вознесения Иешуа на небеса? Были ли они сосредоточены на влиянии на общество посредством геополитической власти? Или же они уделяли основное внимание проповеди Евангелия и приведению людей ко спасению? Против второго было бы трудно возразить. Апостолы проповедовали Евангелие, погружали новообращённых в воду и видели их крещёнными Святым Духом. Они изгоняли бесов и исцеляли больных.

Использовать Великое Поручение как призыв стремиться к политической власти — это полностью неверное толкование и использование этого отрывка. Но именно так многие видели президентство Дональда Трампа. Поскольку он придерживался политики, подходящей для евангеликов (особенно белых евангеликов), его рассматривали как мост к ещё большей власти и влиянию на общество.

Доминионисты придерживаются крайней версии учения «Семи гор». Основатель организации Campus Crusade For Christ Билл Брайт и основатель служения Youth With A Mission (Молодёжь с миссией) Лорен Каннингем пришли к идее о том, что верующие могут иметь влияние в обществе, участвуя в том, что они назвали «Семью горами» или сферами культуры: религия, семья, образование, правительство, медиа, искусство и развлечения и бизнес.

Однако в версии Брайта и Каннингема верующий приходит как слуга, чтобы оказать влияние, а не для того, чтобы захватить власть. В сегодняшней крайней версии представители этой теории используют более воинственные выражения захвата, оккупации, вторжения и возвращения общества. Хочу сказать, что, хотя эти термины могут быть воинственными, я не верю в то, что эти служители призывают к насилию.

Хотя эти термины можно было бы использовать в молитве и духовной войне в очень позитивном ключе, риторика, направленная против отдельных личностей, становится всё более взрывоопасной. Недавно один губернатор взял Ефесянам 6:11, где сказано: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских», и изменил это на «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней левых». Это прямо противоположно тому, что имел в виду Павел в этом отрывке. Павел говорит о том, что наша брань не против человеков, но против бесов, а комментарий этого губернатора — это то, что происходит, когда вы объединяете политику и Иисуса. Иисус превосходит все аспекты человеческого царства. Я понимаю, что за большей частью политики левых, а также Ку-клукс-клана и Q-Anon стоят бесовские силы. Однако мы не можем использовать Писание в качестве оружия для наших собственных политических целей.

Хотя я и приветствую участие в политике, чтобы быть солью и светом и иметь влияние, нашей главной целью должна быть проповедь Евангелия и достижение людей для Иисуса, а не захват правительства или других институтов. Такой теологии просто нет в Новом Завете.

[1] Get Real with Ron Cantor episode, https://www.god.tv/video/get-real-with-ron-cantor-mark-chironna-and-joseph-mattera/zype.
[2] Eddie L. Hyatt, The Great Prayer Awakening of 1857-58: The Prayer Movement that Ended Slavery and Saved the American Union (Hyatt Press, 2019).
[3] Mattera, https://www.god.tv/video/get-real-with-ron-cantor-mark-chironna-and-joseph-mattera/zype, 5:57
[4] Joseph Mattera, “7 Reasons Why I Am Not a Christian Dominionist” International Coalition of Apostolic Leaders, August 30, 2018, https://www.icaleaders.com/news/2018/8/30/7-reasons-why-i-am-not-a-christian-dominionist-by-joseph-mattera.

Автор — Рон Кантор / roncantor.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 01.01. Спасибо!