Почему мы отмечаем годовщины ужасных дней в истории? В разных странах разные дни знаменуют трагические события, которые печалят наше сердце. Некоторые люди, возможно, не желают переносить мрачное прошлое в настоящее с помощью дней памяти. Зачем зацикливаться на этом? Зачем вытаскивать из дневников истории трагедии и страдания?
Мы — как мировое сообщество, как народы, как отдельные личности — отмечаем дни памяти по нескольким причинам:
- Чтобы подобное больше не повторилось.
- Чтобы вспомнить тех, кто погиб, и не допустить того, чтобы ценность их жизни была забыта.
- Чтобы почтить тех, кто выжил, поблагодарить их за мужество и помолиться за них.
Мы в служении Jewish Voice вспоминаем Холокост трижды в год. В конце весны мы отмечаем израильский национальный день Йом hаШоа и чтим память тех, кто погиб или выжил в Холокосте. В ноябре мы отмечаем годовщину Хрустальной Ночи, разрушительного погрома, который развязал руки Гитлеру и позволил ему действовать дальше в реализации его плана «Окончательного решения еврейского вопроса». И 27 января мы отмечаем Международный день памяти жертв Холокоста, вспоминая освобождение лагеря смерти Освенцим.
В этом году исполняется 76 лет с того дня, как были освобождены искалеченные и голодные заключённые, оставшиеся в Освенциме.
Во время Второй Мировой Войны Германия согнала в Аушвиц и его подлагеря от 1,3 до 1,5 миллиона людей, большую часть из которых составляли евреи. Из них около 1,1 миллиона были убиты. Других оставляли в живых для ужасной принудительной работы, которая следовала за массовыми убийствами.
Решение за доли секунды
Паула Лебович была частью группы детей, которых однажды в январе 1945 года завёл в одну комнату печально известный доктор Йозеф Менгеле. Он поставил их вокруг себя и, казалось, говорил с ними ласково. Он сказал, что знает, что у каждого из них есть родственники, с которыми они хотели бы воссоединиться, и это можно устроить. «Выйдите вперёд, если вы хотите воссоединиться со своей семьёй».
Паула вышла вперёд. Тут же за ней вышла младшая девочка, которая привязалась к ней. В считанные секунды в голове Паулы всплыли предупреждения: «Откуда они знают, где моя семья? Что, если сообщив информацию о своих родных, я подвергну их опасности? Это может быть что-то плохое.»
Паула немедленно сделала шаг назад. Она умоляла маленькую девочку, которая делала то же, что Паула, вернуться в строй. Но та отказалась. В конце месяца, когда Паула с другими узниками была освобождена, прямо за пределами лагеря были найдены тела тех детей, которые вышли вперёд в тот день. Все они были убиты.
Выдернутая из очереди и спасённая
Мириам Зиглер была молодой девушкой, когда оказалась в лагере Аушвиц-Биркенау. В январе 1945 года, когда русские войска продвигались к Освенциму, немецкие солдаты покинули лагерь. Когда заключённые убедились, что они одни на территории, Мириам и другие дети, кто мог, пошли в главный лагерь Аушвиц и ворвались в кладовые с едой и одеждой. Они вернулись со всем, что только могли донести, к больным и престарелым людям, включая бабушку Мириам. Заключённые надели на себя несколько слоёв одежды, под свои полосатые униформы, чтобы защититься от зимних холодов.
Три дня спустя несколько немцев вернулись и сказали пленным: «Кто может идти, выстраивайтесь в очередь, и мы отведём вас в безопасное место». Мириам поверила в это и встала в очередь. Но двоюродная бабушка Мириам выдернула её и её двоюродную сестру из очереди, объяснив им, что если от них требуется, чтобы они шли за помощью, то с таким же успехом они могут остаться на месте. «И, к счастью, мы так и сделали, — сказала Мириам, — потому что по дороге они расстреляли всех». Тысячи людей погибли в так называемых «маршах смерти».
На следующий день пришли русские солдаты, а затем и американцы. Мириам и другие заключённые были освобождены.
Зачем это вспоминать?
Почему мы вспоминаем эти отрезвляющие дни исторических событий? Мы вспоминаем о Холокосте, потому что мы живём в мире, который до сих пор практикует ту же ненависть и беспричинный антисемитизм, которые привели к убийству более 6 миллионов евреев. Мы вспоминаем, потому что мы никогда не должны забывать, даже если это болезненные воспоминания. Забыть означало бы бесчестить тех, кто подвергся непостижимой жестокости. Дать Холокосту спокойно исчезнуть из памяти означало бы позволить мерцающему пламени антисемитизма гореть дальше. Наблюдая всё больше и больше жестокости по отношению к евреям по всему миру, мы должны не забывать о том, насколько далеко может зайти такая ненависть.
Мы помним, потому что мы должны принять решение: «Никогда больше!»
Источник — jewishvoice.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!