Евромайдан и верующие — я объявил себе войну?

Евромайдан и верующие - я объявил себе войну?

В последнее время часто спрашивают, как я отношусь к Евромайдану и почему, в отличие от многих моих собратьев по «цеху», публично не выражаю свою точку зрения... Вот, решился написать таки «пару слов» на эту тему…

Вспоминаю Драйзера, одну сцену из его произведения «Финансист», где главный герой, Фрэнк Каупервуд, увидел медленно идущего по улице, возвращающегося домой с рабочей смены молодого человека, который смотрел «в никуда», и все поведение этого парня отражало бесцельность существования и внутреннюю пустоту. В это время по этой же улице проходил строем, с барабанным боем отряд волонтеров, призывающих пополнить ряды армии северян. Вдруг, у парня загорелись глаза, он приосанился и присоединился к марширующим, прямо так, как был одет, в заводской робе, с обеденным котелком в руке.

Почему он сделал этот шаг? Скажу от себя, как я понимаю эту картину – молодой парень поверил, что он может стать сопричастником творения чего-то великого, ему нарисовали эту цель, волонтеры дали ему надежду, и его бытие вновь, как бы «обрело смысл»! Понятно, что под влиянием момента парень просто не имел времени все качественно проанализировать, взвесить.  Он, видать, не подумал тогда о том, что война – это практически гарантированная смерть, и все, чего бы он хотел добиться в жизни и ради чего, по всей видимости, сделал тот роковой шаг в строй, все перечеркивается этой вот смертью. С другой стороны, возможно парень не был таким меркантильным, чтобы быть движимым чистой личной выгодой, и просто хотел общей победы для той идеи, которую давно носил у себя глубоко внутри. Движение души, направленное на самопожертвование, можно понять и даже прославить, и такое, в общем то, бывает с нами людьми, правда, редко в виде дел, и на десятки порядков чаще в виде наших стихов, песен и лозунгов. Однако, я практически уверен, что этот герой эпизода романа Т.Драйзера, парень на улице, он никогда бы не пошел воевать, если б волонтеры сказали ему честно, что своим участием в войне он призван обеспечить удовлетворение амбиций небольшой группы людей, противостоящей другой маленькой группе людей с такими же атомными амбициями и собирающими для их реализации похожую по размеру армию таких же, не успевших разобраться, и даже просто подумать, молодых людей.

К чему все это? Осенью 2004-го года нашей общине было полтора года и на то время мне хоть в какой-то степени уже было понятно, насколько важно «пуще всего хранимого хранить сердце свое – из него источники жизни». Также, (по крайне мере, мне так казалось) я понимал утопизм надежд многих верующих, которые тогда загорелись верой в христианского президента. Считал и считаю, что надеяться на то, что через т.н. «христианское правление» мир очистится и станет жить согласно Библии – это в лучшем случае утопия, а вообще попахивает пресловутым духом антихриста, так как по таким ожиданиям получается, что многое (если не все!) произойдет через воцарение человека (пусть даже очень хорошего), а не через возвращение Йешуа на землю! Как бы, мы и без Господа (так никто и никогда из среды церкви не говорил, но откуда же такое упрямство в выборе целей и методов?) можем установить здесь мир, порядок и согласие (ну как тут не вспомнить проклятое Богом вавилонское «единство»)… Помню историю и вижу, к чему привели церковь такие вот ожидания.

B010B346-5098-4E11-B905-E36BAE7D0B5A_mw1024_n_sОднако, человек, даже если он верующий, почему-то упорно лезет в политику. Точнее, скатывается в политику, так как участие в этой греческой игре отнюдь не способствует духовному возрождению личности. Почему? Сама по себе, политика – это человеческая замена Божьим установлениям, правилам, направленным на урегулирование жизни людей на земле. Т.е., в конце концов, политика – это продукт отделенности от Бога, неверия в Него. В Древней Греции людей, не участвующих в политических игрищах презрительно называли «идиотос». Выслушав Петра и Иоанна (Деян. 4), члены Синедриона увидели, что эти люди «идиотай» (в син. переводе «простые»). Подобное слово в Библии встречается 5 раз и везде оно обозначает невежд, невежественное состояние. Хотя изначальный смысл греческого  ιδιώτης (идиотос) – человек вне общества, отдельный, отделенный, т.е., живущий по другим правилам. И конечно же, Павлу и Луке (именно они применяют данный термин) было знакомо первичное значение слова «идиотос».  Возможно поэтому, тот же Павел так часто пользуется фразами, по сути обыгрывающими исконное значение  слова «идиотос» — «мы сор для мира», «безумны ради Христа», «юродство проповеди» и т.д.   Так вот, в понятии современного «активного члена общества», коими нас когда-то воспитывал, кого комсомол, а кого и улица, жить отдельно от мира сего со всеми его правилами и понятиями, и есть идиотизм.

Подобное понимание «правильного» положения в жизни витает в воздухе, мы, верующие, дышим этой атмосферой и, как результат, «не хотим остаться в стороне» от происходящих в стране процессов. И можно сколько угодно исповедовать, что мы святые (т.е. отделенные), но если усиленно не бодрствовать, то рискуешь так наглотаться этой пыли, что и знание того, о чём говорит Библия, не сможет помешать нам, как подорванному миной паровозу, полететь под откос.

Тогда, в 2004-м, я настолько увлекся сопереживанию Оранжевой революции, что не сразу и заметил, как у меня внутри проявилась сильная неприязнь (это еще мягко сказано), направленная на одну политическую группу в стране, и завышенные ожидания от другой команды политиков, обещавших нам, гражданам Украины, светлое будущее. Процесс противостояния занял несколько месяцев и «наши» в итоге победили. Но что же стало со мной, как со служителем? Я, для самого себя четко понял, что стал гораздо злее. Конечно же, это не могло не сказаться на выборе тем в моих разговорах с другими, в какой-то степени на проповеди, ударило по моей молитве, и в итоге, насколько я сейчас могу это понимать, отразилось на отношении к ближним. Пойдя по ветру, запущенному в стране людьми, имеющими вполне определенные цели, я как тот герой романа «Финансист», просто не заметил, как внутри меня произошла подмена. И мое настроение улучшалось или ухудшалось совсем не от того, что я приближался или отдалялся от Бога. Нет! Состояние души попало в зависимость от процессов, из участия в которых меня в свое время вывел Господь! Получается, что я переживал как бы за улучшение, а лично мне досталось ухудшение. Среди моих друзей были те, политический выбор которых был противоположен моему. Это отличные люди, но у меня с ними напряглись отношения. Причем, решив, что я не буду в их присутствии затрагивать политику (просто ради сохранения отношений), я внутренне напрягался, когда они говорили о тех, за кого я «болел», «незлым, тихим словом».

Как же так получилось, что я, правильно все понимающий, освященный Богом человек и даже Его служитель, попался на эту удочку? Уже написал выше, что надо бодрствовать. А я достаточное кол-во времени проводил, наблюдая за политическими новостями, слушая выступления тех или иных первых персон того времени, строя предположения, обсуждая все это потом с самыми разными людьми. В общем, вел себя совсем не как «идиотос». Я переместил себя из области Божьих взглядов на происходящее в обычное человеческое месиво, где «надо обязательно определиться, С КЕМ ТЫ?» И слава Богу, что тогда у меня еще не было компьютера. Представляю, каким был бы мой распорядок дня, если б уже тогда в моей жизни существовал тот же Фейсбук…

Хотелось бы вот поинтересоваться у тех служителей, которые сейчас погрузились в борьбу, неважно на какой стороне противостояния: братья, а что вы собираетесь делать с собой потом, когда все закончится? Если вы сейчас привыкаете (вырабатываете в себе навык) своими считать тех, кто рядом, и врагами тех, кто по ту сторону баррикады… Вы думаете, что потом сможете резко переключиться в своем отношении и опять сможете любить всех? Не будет ли потом в вашем служении так, как в знаменитом львовском кафе «Краивка», где входящих пропускают внутрь, лишь если они «не жид и не москаль»?

Непосредственным участием служителей на одной из сторон противостояния в конфликтах, подобных нынешнему, обеспечивается расширение трещины между верующими в Единого Бога и вообще разрушение настоящей библейской веры. Именно такое поведение служителей, как я это понимаю, позволяет шириться разговорам о «русской», «украинской» и другим национальным церквям. Что здесь плохого? Плохо то, что как ни крути, а «национальная» церковь есть продукт противостояния, и сама по себе уже есть фактор разделения и неприязни к людям «не из нашего села». Способствует ли такое служение распространению идей всеобщей любви среди людей? Нет, только любви к своим и как минимум равнодушия к другим, что и наблюдается часто у нас по отношению к братьям из другой деноминации или даже из другой общины нашей же деноминации. И что самое плохое, это приводит к неправильному представлению в сознании людей о том, каким есть Господь. Он, получается, как бы разделился на нескольких национальных или политических Иисусов, каждый из которых благословляет те цели и устремления, которые в приоритете для данной группы людей. Понятно, что со временем и отношение людей к Богу будет таким, что мол Он, Бог, не так уж и высок в своей воле для всех живущих. Он ничем не лучше греческих мифологических героев, которые также были за войну и на стороне своих против чужих. Только вопрос, можем ли мы считать себя своими, или мы есть чужие, и этот Бог будет на стороне наших врагов? Вот тут то и нужен национальный священник, который без проблем, за пять секунд на коленке нарисует сомневающимся, что «Бог за нас, ибо наше дело правое, потому как наш народ особенный у Бога, наш народ святой!» Знакомо? Такой служитель всегда востребован на службе у политиков, потому как является одним из инструментов их контроля над толпой. И, в общем, таких людей даже особо искать не надо, они сами найдутся, потому как вот это ветхое внутреннее человеческое, тянущее нас жить и действовать по человеческим, а не Божьим правилам, оно есть даже у священников, пастырей и архиепископов. Только немного не пободрствовал, и гляди, ты уже воспеваешь славу одним и проклинаешь (прямо проклинаешь, или завуалированно) других!

6B1AC37E-AE49-4451-A5C7-AA1F1E355F79_mw1024_n_sНе могу сказать, что я полностью отделил себя от информации о происходящем в стране, о чем говорит хотя бы моя страница в том же Фейсбуке, да и, в общем то, эта статья. Я вижу, как оболванили этих «титушек», которых специально поддерживают в их люмпенизированном состоянии, дабы запустить при случае для выполнения самой позорной работы. Я вижу, как власть врет обществу, пугая его Европой, лучшим рекламным агентом которой сама же и является, потому как там учит своих детей, там оттягивается на курортах, там содержит свой бизнес и прячет деньги. Я вижу, как говоря о важности действовать в рамках закона, наша власть применяет правило парагвайского диктатора Стресснера — «друзьям все, врагам закон», когда даже новые законы вводит в действие незаконно, и которые направлены исключительно на расширение своей власти и бизнеса, а также на связывание рук оппозиции. Да, все это есть, и это плохо. Однако, наша власть есть то, кто есть наш народ, потому как наш народ ее же и выбирал. И если вдруг сменится власть, то подумайте, разве так же резво может поменяться мышление у нашего народа? Удивительно, как нам по-быстрому хочется поверить словам людей, которых мы не знаем, и как куда-то из нашего сознания улетучиваются предупреждения на этот счет, исходящие от самого Господа, которого, как это нами исповедуется, мы знаем. Получается, что не очень то мы и знакомы с Богом, и одним исповеданием дело не поправишь.

Но надо же что-то делать, скажет кто-то. Да, что-то надо. Только странно, что так и не был услышан призыв того же Кличко о забастовке, зато сколько радостных верующих я увидел на фотографиях с баррикад. Помниться, что англичан из Индии изгнали не восстания раджей и сипаев, а простой призыв к тихому ничегонеделанью, который бросил в массы Махатма Ганди.

В общем, необходимо усиленно работать над улучшением морально-этических качеств самого народа. И вот, как раз, эта работа медленная. Тут за один год или за два месяца революции ничего не произойдет. Противостояние на Грушевского в Киеве может прекратиться в одночасье, но кто может быть уверен, что так же быстро может остановится противостояние во взглядах? И, разве не заметно, что через нынешний конфликт люди в целом стали злее, с обеих сторон появилось множество новых агрессивных политических групп, которые после официального окончания противостояния никуда не исчезнут. Самое неприятное, что основная масса людей в этих группах-партиях-движениях, это молодежь, которая и есть будущее нашей страны.

Вечный вопрос – что делать? Для самого себя я так представляю мое личное маленькое участие по преодоления всякого рода неправильностей в обществе – у меня есть данное Богом служение, и я могу на том пространстве, где наделен определенными полномочиями от Всевышнего, действовать максимально эффективно, если все внимание сконцентрирую на своем круге задач. Я уже проходил в служении этап, где распылял внимание на интересное, но, по сути, лишь отвлекающее от главного. Результатом этого было то, что первичное уходило куда-то на задний план, и в целом служение приходило (честно говоря) в упадок. Может быть, и церковь Украины, как мне это видится, топчется на месте, потому что постоянно что-то приплывает со стороны и требует к себе внимания, как самое важное, срочное, насущное – будь то эпоха повального бизнеса в церквях или, периодически, большая политика, «в которой тебе вот лично необходимо поучаствовать». Понимаю, что есть люди, наделенные способностью делать несколько дел одновременно и качественно. Себя к таковым не отношу, извините… И если увлекаюсь чем-то еще, то может пострадать главное. Более того, о чем написал выше, считаю, что чем бы мы не занимались, важно следить, что происходит с нашим сердцем, не возвращается ли туда злость, горечь, разочарование, обида, желание отомстить, желание неудачи другому и т.д. Помню слова Есенина – «как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок»... Столько еще не сделано из того, что, возможно, уже давно должно быть сделано. Наученный на примере того, как поддался политическим веяниям в период Оранжевой революции, я для себя решил, что подобным образом больше участвовать в играх других не буду.

Все проходит, пройдет и то, что творится сейчас в стране. Для нас это время может быть периодом, когда мы будем делать дело, к которому призваны, и, таким образом, имеем возможность продвинуться хоть немного вперед на пути к достижению своих целей. Как бы, пройти сквозь нынешние события. А может быть и наоборот, на непосредственном участии в противостоянии можно, как минимум, потерять время. Или вообще повредить своей душе, пытаясь силой человеческой одолеть «этот мир со всей его неправдой». Подобная война не принесет победы верующему, потому как участие в такой войне – это борьба против самого себя. Как поёт в своей песне Женя Маргулис – «я объявил себе войну, тут же сам и развязал, я в войне убил себя и войну я проиграл».

Сорри за то, что получилось много слов. Вот, примерно таким, насколько я смог отобразить это в тексте, есть мое отношение к происходящему. Хорошо, если решение каждого, каким бы оно не было, приблизит его к Богу. Приблизит, а не отдалит. Благословений всем!

Михаил Самсонов, раввин Винницкой Еврейской Мессианской Общины
главный редактор портала Ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!