Кто такие самаритяне?
Самаритяне в библейской истории играют важную, но неоднозначную роль, рассматриваемую, в основном, в двух различных контекстах. Наряду с их уникальной культурной и религиозной самобытностью хорошо известны их противоречивые отношения с соседними народами. Давайте же вспомним, кем были библейские самаритяне, и взглянем на современную самаритянскую общину в Израиле.
Самаритяне, ассирийское изгнание и евреи
История самаритян в Библии переплетается с всеохватывающим повествованием об израильтянах. В первый раз мы встречаем самаритян во время ассирийского завоевания Израильского царства в 722 г. до н. э., иначе называемого Ассирийским изгнанием.
Этот переломный момент истории северного царства привёл к депортации израильской элиты и её замене чужеземцами (4 Царств 17:24). Пришельцы, поселившиеся в районе Самарии, ассимилировались с остатком израильтян, дав начало самаритянской общине.
Поэтому самаритяне претендовали на происхождение, хотя бы частичное, от израильских колен Ефрема и Манассии. Но они отличались от евреев и религиозно, и этнически. Наиболее ярко это проявлялось в разных взглядах на законное место поклонения.
Самаритяне построили свой храм на горе Гаризим, заявив, что это место выбрано Моисеем. Между тем евреи утверждали, что единственным законным местом поклонения был Храм в Иерусалиме.
Эти религиозные различия отражены в нескольких библейских стихах, и особенно в Новом Завете. Но об этом чуть позже.
Самария в Библии
Из Библии мы знаем об уникальном и достопримечательном положении Самарии. Она граничит с Иудеей на юге и Галилеей на севере. В наше время это район центральной части Западного берега.
Но важность Самарии не только в её расположении. В библейский период её отношения с окружающими еврейскими территориями характеризовались сложной социальной и религиозной динамикой.
Отношения самаритян с еврейским народом, как мы видим в Библии, были сложными из-за их религиозных, этнических и культурных отличий. Из библейских повествований мы видим, как развивались эти отношения в историческом и социальном контексте.
Упоминания о самаритянах в Ветхом Завете
Самаритяне упоминаются в Библии в различных контекстах. Религиозные и этнические различия между самаритянами и евреями, предубеждённый взгляд друг на друга стали причиной их взаимного неприятия, сделали любые взаимодействия между ними напряжёнными и нечастыми.
Хотя слова “самаритянин” как такового мы в Ветхом Завете не встречаем, именно его история раскрывает перед нами причины, события и противоречия, приведшие к идентификации самаритян.
С завершением правления Соломона Израильское царство разделилось на северное царство Израиля и южное царство Иуды. Позже Самария стала столицей северного царства (3 Царств 12). Это и стало основой для развития впоследствии особой идентичности самаритянской общины.
Ассирийцы, завоевав северное царство, выселили израильтян (4 Царств 17) и поселили на их земле другие народы, способствуя таким образом формированию самаритянской идентичности, в том числе путём ассимиляции с остатком израильтян.
Вернувшиеся впоследствии из изгнания евреи начали восстановление Иерусалимского храма, испытывая постоянное сопротивление жителей Самарии. Это противодействие стало проявлением глубинной вражды между ними.
Иисус и самаритяне
В Новом Завете мы несколько раз видим, как Иисус пренебрегает условностями таких отношений. Особенно ярко это проявилось в Его общении с самаритянкой у колодца (Иоанна 4:1-42) и в Его притче о добром самаритянине (Луки 10:25-37).
Иисус беседовал с самаритянкой у колодца Иакова в Сихаре, городе в Самарии. Этот разговор нарушал важнейшие социальные барьеры того времени, как гендерные, так и этнические.
Но, пожалуй, наиболее известным упоминанием о самаритянах стала притча Иисуса о сострадательном человеке, который проявил милосердие к жертве грабителей. В то время, как священник и левит прошли мимо, добрый самаритянин стал образцом отношения к ближнему, показывая важность нелицеприятной любви, свободной от социальных барьеров.
Ставя в пример самаритянина, Иисус поднял проблемы сострадания, преодоления социальных границ и показал всеохватывающий характер своего служения.
Другие упоминания в Новом Завете
Из десяти прокаженных, исцелённых Иисусом (Луки 17:11-19), только один, как мы читаем – самаритянин, вернулся поблагодарить Его. Опять самаритянин предстаёт образцом добродетелей, таких как благодарность и вера.
По пути в Иерусалим, Иисус проходил самаритянскую деревню, где таким путешественникам были не рады (Луки 9:51-56). Это было проявлением исторической вражды между евреями и самаритянами из-за выбора правильного места поклонения.
В Книге Деяний Самария упоминается как один из первых центров евангелизации и христианской деятельности. Из первой главы мы узнаём, что Иисус сказал Своим последователям: “Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” (Деяния 1:8, курсив автора).
После мученической смерти Стефана Филипп отправляется непосредственно в город Самария, где проповедует и творит чудеса, приводя к обращению многих самаритян (Деяния 8:5-25). Распространение христианства в Самарии знаменует собой значительный шаг в увеличении числа верующих вне чисто еврейских общин.
Кем являются самаритяне в наше время?
Сегодня самаритянская община в Израиле насчитывает около 800 человек.
Они проживают, как и их предки, возле горы Гаризим в Наблусе, а также новой общиной – в Холоне. Их разрозненное поселение отражает двойственные устремления, поиск баланса между древним наследием и реальной, политически сложной жизнью в регионе.
Несмотря на свою небольшую численность, самаритяне сохранили особую культурную и религиозную самобытность. Их практика основана на строгом толковании Торы, которую они считают высшим авторитетом.
Интересно, что их религия очень похожа на древнюю израильскую веру, включая соблюдение религиозных праздников. Особенным праздником у самаритян является Пасха, когда совершаются древние обряды и жертвоприношения на горе Гаризим.
Нынешние самаритяне и Пасха
В наше время самаритянская община, хотя и небольшая, остается ярким свидетельством устойчивости древних традиций. Наиболее ярко это проявляется в праздновании Пасхи.
Праздник демонстрирует их уникальную самобытность в широкой мозаике культур Ближнего Востока. Пасхальные жертвоприношения являются, пожалуй, самым значимым религиозным событием для самаритянской общины, олицетворяющим их глубокую приверженность сохранению своих древних ритуалов.
В отличие от еврейской Пасхи, соблюдение её самаритянами включает публичное принесение в жертву овец или козлов на горе Гаризим, наиболее святом для них месте. Согласно самаритянской традиции, этот ритуал соблюдается уже более 3600 лет.
Ритуал на горе Гризим
Пасхальное жертвоприношение совершается вечером накануне Пасхи, когда самаритяне надевают белые одежды как символ чистоты. Церемония начинается с молитв и чтения самаритянской версии Торы. Затем первосвященник возглавляет жертвенный ритуал общины.
Ритуал включает в себя забой овец или коз в соответствии с древними обрядами. Затем мясо жарят в специально подготовленных ямах, как делали израильтяне во время исхода из Египта.
После жертвоприношения община собирается для общей трапезы, вкушая жареное мясо с пресными хлебами и горькими травами (Исход 12:8). Это собрание – не просто религиозное мероприятие, но и укрепление общинных связей и подтверждение их общей идентичности и наследия.
Ритуал также отражает стойкость сообщества и его стремление к сохранению традиций в современном мире. В то время, когда многие древние обычаи были утеряны или изменены до неузнаваемости, пасхальное жертвоприношение самаритян является свидетельством их непреходящей веры и культуры.
Самаритянская история жива
Современные самаритяне идут уникальным путём сложного социально-политического ландшафта Ближнего Востока. Они продолжают сохранять свою особую идентичность, одновременно интегрируясь в более широкое израильское и палестинское общества.
Большинство самаритян свободно владеют ивритом и арабским. Они служат в израильской армии, что подчеркивает их интеграцию в израильское общество. Однако их малочисленность приводит к проблемам генетического разнообразия и сохранения культурного наследия.
Самаритяне, палестинцы и Израиль
Уникальное отношение Иисуса к самаритянам может помочь в разрешении палестино-израильского конфликта. Ведь сострадание Иисуса к самаритянам также не было принято большинством Его соотечественников.
Самаритянам выпала честь стать единственным народом, помимо евреев, ощутившим личное обращение Мессии. По Своём воскресении именно в самаритянах Иисус указал Своим ученикам первых неевреев, принявших Евангелие.
Подобным образом, сегодня Церковь призвана проявить сострадание к палестинскому народу. Мы обязаны верующим среди них особой преданностью.
Но также Иисус открывает нам и нечто фундаментальное. Несмотря на сотни лет проживания самаритян в земле Израиля, Иисус по-прежнему считал их чужестранцами. Они наверняка чувствовали это оскорбительным.
Иисус не отрицал их права жить на этой земле. Тем не менее, Он подтвердил уникальные обетования для Израиля, включая обетование земли.
Источник — firmisrael.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!