Когда виновные выходят на свободу: Евангелие от Вараввы

Когда виновные выходят на свободу: Евангелие от Вараввы

Относительно немногие люди упоминаются по имени во всех четырёх Евангелиях Нового Завета. Кроме Иисуса, конечно, есть такие известные личности как его мать Мария, Иоанн Креститель, Мария Магдалина и Понтий Пилат. Учитывая роли, которые каждый из них сыграл в жизни Иисуса, их упоминания нам понятны.

Однако упоминание другого имени в этой несколько эксклюзивной группе может быть гораздо более удивительным: Варавва.

Включение имени Вараввы может казаться даже более неожиданным, когда мы понимаем, что даже не все двенадцать учеников упоминаются по имени во всех четырёх Евангелиях (Иоанн не перечисляет их всех). И также земной отец Иисуса — Иосиф (он отсутствует в Евангелии от Марка). Конечно, мы не должны предполагать, что явное упоминание в четырёх Евангелиях обязательно имеет какую-либо связь с Божьей оценкой какого-либо человека. Но снова-таки, мы не должны игнорировать присутствие Вараввы во всех четырёх случаях. Святой Дух явно хочет, чтобы на кое-что мы обратили особое внимание. Он хочет, чтобы мы учились у Вараввы.

Общеизвестно оскорбительный

Варавва славился своим бесчестием. Он внезапно появился на сцене мировой истории в свой самый позорный момент. Фактически, всё, что мы знаем о Варавве, — это то, что он был «известным» преступником (Матфея 27:16).

Марк и Лука сообщают нам, что он участвовал в определённом бунте в Иерусалиме и совершил убийство (Марка 15:7; Луки 23:18–19). Иоанн называет его просто «грабителем» (Иоанна 18:40), выбирая греческое слово «lēstēs», обозначающее того, кто мародёрствует и грабит. В определенных контекстах это слово также может означать «мятежник». Но все эти явные упоминания в четырёх Евангелиях приводят нас к тому, что иудейские соотечественники Вараввы, вероятно, рассматривали его скорее как бандита, чем как героического борца за свободу во имя национальной независимости Израиля.

Наиболее ярким показателем этого является тот факт, что Понтий Пилат в своей политической шахматной игре с иудейскими лидерами за освобождение или казнь Иисуса, дал толпе выбор между освобождением либо Вараввы, либо Иисуса (Матфея 27:15–18). Собирая воедино рассказы Евангелия, кажется, что Пилат думал, что сможет сделать тщетным стремление иудейских лидеров предать Иисуса смерти через ежегодный римский акт благодати на иудейскую Пасху: освобождение осуждённого заключенного.

Пилат хотел, чтобы тем заключённым стал Иисус. Поэтому, если бы он хотел дать толпе выбор, он не заставил бы Иисуса конкурировать с каким-либо популярным героем. Он хотел предложить толпе альтернативу Иисусу — человека, которого они сочтут морально оскорбительным, чья явная вина резко контрастировала бы с явной невиновностью Иисуса. Конечно же, толпа не выбрала бы Варавву. Пилат оказался неправ.

«Я не нахожу в Нём никакой вины»

Иудейские лидеры противодействовали попытке Пилата, пытаясь повлиять на толпу (Матфея 27:20), и к недоумению Пилата люди выбрали Варавву (Иоанна 18:40). Не имело значения, как часто Пилат повторял: «Я не нахожу в Нём никакой вины» (Иоанна 18:38; 19:4,6), все его попытки спасти Иисуса оказались тщетными. И после того, как иудейские лидеры загнали его в угол с совсем не завуалированной политической угрозой (Иоанна 19:12),

«Пилат согласился выполнить их требование. Он освободил, как они и просили, того, кто находился в темнице за бунт и за убийство, а Иисуса отдал на их волю» (Луки 23:24–25)

Виновный был помилован, а невиновный человек был приговорён к смерти.

На человеческом уровне это было великим злом. Это было ужасным злом, что Иисус был предан другом. Это было ужасным злом, что иудейские лидеры коварными способами искали его казни. Это было ужасным злом, когда Пилат отверг правосудие, пытаясь освободить Иисуса политическим путём. Это было ужасным злом, что толпа предпочла освободить человека, виновного в настоящем убийстве, а не человека, не виновного ни в чём. Убийство Иисуса было, как называет его Джон Пайпер, «самым зрелищным грехом в истории».

Варавва, Мелхиседек и я

Это всё, что мы знаем о Варавве. Так же внезапно, как он появляется на исторической сцене, он с неё исчезает. Мы помним его как виновного, получившего жизнь в качестве прощения, потому что невинный Сын Человеческий был приговорён к смерти.

В некотором смысле Варавва немного похож на Мелхиседека, царя и священника древнего Салема, внезапно появившегося в жизни Авраама всего на несколько часов (Бытие 14:18–20). Но его краткое появление стало мощным предзнаменованием и прообразом Иисуса, нашего великого Царя и Священника (Псалом 109:4; Евреям 5:6; 6:20–7:17). Варавва, появившийся в жизни Иисуса всего на несколько часов, является кое-чем другим. Он стал прообразом для всех грешников — для всех нас.

Мы все согрешили (Римлянам 3:23), мы все виновны перед Богом. Мы все заслуживаем приговора вечной смерти (Римлянам 6:23). Но Варавва — это евангельская притча, и урок таков: «Но Бог проявил Свою любовь к нам в том, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:8). Наша свобода от вины осуждения не достигается тем, что мы делаем — она достигается благодаря смерти Иисуса вместо нас. Она дана нам как бесплатный дар (Римлянам 6:23) — дар, получаемый нами через веру (Ефесянам 2:8–9).

Все, кто получает этот бесплатный дар, не только освобождаются от смертного приговора греха — они также получают «власть стать детьми Божьими» (Иоанна 1:12). Варавва — сильная притча для всех, кто верит в Иисуса и Его крест, а не в себя и свою невиновность.

Его история — наша

Бог хочет, чтобы мы обращали внимание на Варавву, потому что в Варавве мы должны увидеть себя. Бог поместил Варавву в каждое Евангельское повествование о суде и распятии Иисуса, чтобы показать нам, что Иисус пришёл добровольно положить Свою жизнь (Иоанна 10:17–18) ради освобождения виновных.

Итак, в эти пасхальные дни, для наших душ может быть полезным дольше, чем обычно посмотреть на Варавву — виновного, вышедшего на свободу — не как на незначительного актёра в самой значительной драме истории, а как на наше собственное зеркало, как на напоминание о том, что мы, хотя и виновные в страшном зле, способны получить животворящее прощение, потому что Сын Человеческий был осуждён вместо нас. И «если Сын вас освободит, вы будете действительно свободными» (Иоанна 8:36).

Автор — Джон Блум / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Яна Бархатова для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!